Древнерусская живопись

Коллекция древнерусской живописи Московского государственного объединенного музея-заповедника содержит уникальное собрание русских икон XVI-XX веков, включающее в себя более двух тысяч предметов.
Каталог

Подлинными шедеврами русской иконописи XVI века являются произведения высочайшего художественного уровня и глубокого символического содержания – иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Богоматерь Купина Неопалимая» и монументальный образ «Спас на убрусе; Не рыдай Мене Мати», созданный по заказу Ивана Грозного.


Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная»

1560-е гг.

Экспозиция «Золотая кладовая» в Передних воротах Государева двора в Коломенском


Икона «Богоматерь Купина Неопалимая»

Конец XVI в.


Икона «Спас на убрусе; Не рыдай Мене Мати»

1570-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

С московской придворной культурой связана своим происхождением икона «Успение Богоматери» первой трети XVII столетия, принадлежащая кисти известного царского иконописца Назария Истомина Савина и выполненная в характерной для него изысканной художественной и колористической манере. В XVIII веке на полях иконы был закреплен серебряный оклад, выполненный в стиле «рококо».

 

Назарий Истомин Савин

Икона «Успение Богоматери»

1621 г., оклад – 1799 г.

Москва, Патриаршие мастерские

Экспозиция «Золотая кладовая» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

 

Ценными экспонатами музея являются три иконы «Деисуса», происходящие из знаменитого деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Деисус: «Спас Эммануил на престоле с припадающими свв. Артемоном и Евдокией»,

«Богоматерь», «Иоанн Предтеча»

Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, 1670-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Центральная икона комплекса – «Спас Эммануил» – представляет Отрока-Христа, восседающего на престоле, к ногам которого припадают святые Артемон и Евдокия. Это патрональные святые заказчиков иконы – Артамона Сергеевича Матвеева и его супруги. Боярин А.С.Матвеев (1625-1682) – видный государственный деятель, дипломат, играл значительную роль при дворе царя Алексея Михайловича в последние годы его правления. Воспитанницей Матвеева была царица Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя. Иконы «Деисуса» выполнены неизвестным мастером Оружейной палаты Московского Кремля в 1670-е годы.

В собрании музея-заповедника хранятся иконы, написанные прославленными царскими мастерами – изографами – во второй половине – конце XVII столетия. Среди икон царских изографов выделяется образ «Троица Ветхозаветная» 1677 года письма Симона Ушакова и Никиты Павловца, иконы «Святитель Николай Мирликийский» 1677 года работы Федора Зубова и «Богоматерь Тихвинская со сказанием», написанная в 1697 году Кириллом Улановым.

Симон Ушаков, Никита Павловец

Икона «Троица»

Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, 1677 г.



Федор Зубов

Икона «Святитель Николай Мирликийский»

Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, 1677 г.

Экспозиция «Сокровища русского искусства. XVII век»

Хоромы средних и младших царевен дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском


Кирилл Уланов

Икона «Богоматерь Тихвинская со сказанием»

Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля ,1697 г.

Экспозиция «Сокровища русского искусства. XVII век»

Хоромы средних и младших царевен дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском

Особую профильную коллекцию музея-заповедника составляют иконы ХVI-ХIХ веков с архитектурными фонами с запечатленными на них храмами, ансамблями городов и монастырей. Данные иконы дают современным людям уникальную возможность перенестись в прошлое, увидеть знаменитые города и монастыри глазами людей XVI-XIX веков, служат важнейшими источниками для исследователей русской архитектуры и реставраторов.

Икона «Святой Всеволод-Гавриил, князь псковский» XVI века представляет святого, с короткими пышными волосами и длинной коричневой бородой, облаченным в княжеское корзно (шубу с меховым подбоем и воротником), подпоясанную нижнюю одежду и круглую княжескую шапку с меховой оторочкой, держащим в руке Троицкий собор в Пскове, заложенный князем в 1137 году.


Икона «Святой Всеволод-Гавриил, князь псковский»

Конец XVI в.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Иногда на моленных образах воссоздавалась архитектура целого города – как, например, панорама Архангельска, помещенная на иконе «Архангел Михаил» 1741 года, письма местного мастера Григория Попова.


Григорий Попов

Икона «Архангел Михаил»

Архангельск, 1741 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Образы Алексия митрополита Московского на фоне Московского Кремля, преподобных Нила Столбенского, Иосифа Волоцкого, Пафнутия Боровского, Александра Ошевенского дают богатый материал для воссоздания древнего облика Москвы и Новгорода, Архангельска и Великого Устюга, древнерусских монастырей – Волоколамского, Унженского, Соловецкого, Ниловой пустыни и многих других. Такие изображения являются уникальными источниками по истории русской средневековой архитектуры.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter