Научно – методический совет 03 августа 2012 г.

Рассмотрение и утверждение концепции и эскизного проекта выставки «С Татьяной Мавриной по Москве: Прогулка вторая».

ВЫСТАВКА

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

«С ТАТЬЯНОЙ МАВРИНОЙ ПО МОСКВЕ: ПРОГУЛКА ВТОРАЯ»

23 августа – 4 ноября 2012

Художественная концепция выставки вновь, как и на первой выставке, прошедшей в музее в 2007 г., опирается на идею особой роли Москвы в творчестве Мавриной. Для художницы это место встречи множества импульсов: Москва – город, сохранивший традиции и обладающий внутренней целостностью, одновременно способный к постоянному перерождению, город живописной и сказочной архитектуры.

Цель выставки: вновь представить широкому зрителю малоизвестные страницы творчества советской художницы, одной из самых ярких и своеобразных представительниц своего поколения, создавшей неповторимый «мавринский» стиль Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996); познакомить с серией акварельных работ 1940-х годов, посвященных Москве, ее историко-архитектурным памятникам, среди которых особое место занимают Измайлово, Коломенское, Лефортово – исторических территорий Московского государственного объединенного музея-заповедника; показать особое место Москвы в творчестве художницы, в первую очередь памятников древнерусской архитектуры; рассказать об истории их создания.

Состав экспонатов:

1. Произведения Т.А.Мавриной из коллекции А.Г. Шелудченко (51 работа).

2. Фотографии произведений Т.А.Мавриной из коллекции А.Г. Шелудченко (170 работ).

3.Фото из личного архива Т.А.Мавриной.

Хронологические рамки выставки: 1927 г., 1940-е годы

Место экспозиции: выставочный зал в Измайлове

Экспозиционная площадь: 34.5 м²

 


«Когда смотришь на памятники старины, увеличиваешь число лет, прожитых на земле, за счет бывшего когда-то».                

                   Т.А.Маврина

Выставка посвящена одному из направлений в многогранном творчестве русской художницы Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996), известной в первую очередь в качестве выдающегося мастера иллюстрации. Художница оформила более ста книг – произведений отечественной и мировой классики, детской литературы. Этот труд отмечен наградами на международных выставках в Лейпциге, Брно, Братиславе, Лиссабоне.

Особое место в творчестве Мавриной занимали архитектурные пейзажи Москвы и других старинных русских городов. Это увлечение пришло к ней еще в довоенные годы, когда московские пейзажи стали все чаще привлекать художницу: Москва-река с видом храма Христа Спасителя, Сухарева башня и др. Однако исторический облик города, его архитектура вначале занимали художницу, скорее пейзажно. «Любила светоносный цвет, феерическую зрелищность и под этим углом зрения умела увидеть обыденные мотивы», отмечают искусствоведы.

«Москва 20–30-х годов, – писала Маврина, – была еще в живых улицах, домах, со своим лицом, и людей в ней было не так много, и они еще были не пуганные войной… Я тогда рисовала все, что мне захочется. От непреодолимой природной застенчивости с мольбертом или с подрамником я не ходила. Рисовала в маленьких блокнотиках, «на спичечной коробке», как принято было говорить про такое рисование. А уже потом, дома, за неимением чистой бумаги, перерисовывала на обороте репродукций из альбомов, купленных у букинистов на скудные заработки тех лет».

В военные годы многочисленные московские памятники архитектуры становятся объектом более пристального внимания художницы. Маврина вспоминала: «… Проехав раз по Сретенке на автобусе, я вдруг увидала за домами собор семнадцатого века – такой же, как в книжках Грабаря. Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбежек! Надо зарисовать, пока стоит целая.

…Буду рисовать все, что осталось от «сорока сороков», пока не погибло. Я ходила по Москве – из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям. Рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги.

Я так натренировала свою память, что запомнила даже все затейливые узоры «Василия Блаженного». Его узорная пестрота – «огород чудовищных овощей» – с детства еще поразившая воображение, стала потом камертоном к русским сказкам.

Давно не реставрированные памятники старинной архитектуры естественно входили в военные пейзажи города. Я рисовала церкви, башни, улицы, переулки, опьяняясь подчас даже их названиями: Чертольский, Выползов, Сивцев Вражек, Путинки – путь на Дмитров, на Тверь; в Хамовниках – ткачи, на Таганке – кузнецы…».

Возвращаясь домой, художница по зарисовкам и по памяти писала акварелью и гуашью пейзажи города. Здесь ей помог «горячий темп» рисования – творческий метод группы художников-графиков «Тринадцать», в которое входили Татьяна Маврина и её муж Николай Кузьмин. Принципом художников были мгновенность рисунка, передающего стремительность, трепет жизни.

Работа над архитектурными пейзажами определила в дальнейшем особый «мавринский»  почерк. По словам художницы: «Старинная архитектура породила увлечение фольклором. Сказками я занялась после войны. Стала делать книжки в детских издательствах». В этих произведениях ясно видна и основа, на которой строился этот почерк. Свободное рисование,­ – за внешним лаконизмом и легкостью которого изысканность, острота, точность руки, присущая Т.А.Мавриной.

За годы войны Татьяна Маврина создала множество произведений с видами Москвы. Долгие годы они пролежали в мастерской художницы, выставляясь лишь изредка (наиболее представительной были выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина (1995) и  в МГОМЗ (2007 г.). В 1947 г., к 800-летию Москвы, была издана детская игра-лото, основу которой составили ее рисунки с видами и историческими памятниками Москвы. В 2001 г. вышла книга «Сорок сороков»,  в 2006 г. – «Москва в творчестве Татьяны Мавриной», в 2010.г.  «Москва. Подмосковье. Поволжье».

Выставка представляет часть работ художницы конца 1930–1940-х гг. Среди них в первую очередь многочисленные виды Коломенского, Измайлова, Лефортова, Останкино, московские монастыри – Новодевичий, Рождественский, Донской, Богоявленский, храмы: Покрова на Рву, Николая в Хамовниках, Покрова в Рубцове, Григория Неокесарийского, Филиппа Митрополита, Воскресения в Кадашах, Ивана Воина, Покрова в Медведкове, постройки Московского Кремля и другие. Явное предпочтение в выборе маршрутов отдано древнерусской архитектуре, ставшей для Мавриной неиссякаемым источником вдохновения.

Безусловной доминантой выставки станут работы, посвященные Измайлову и Коломенскому. Также впервые (на лазерной панели) будут экспонироваться изображения более 170 работ Т.А. Мавриной, в том числе своеобразные исторические реконструкции, источником для которых стали памятники Коломенского. «Мысленно рисовался и деревянный дворец среди рощи, от которой сохранились еще многолетней давности дубовые пни»,­ пишет Маврина, воплощая затем свои фантазии в акварелях, вписывая в дошедшее до наших дней Коломенское деревянный дворец XVII века.

Смысловой ход построения экспозиции представляет собой не только своеобразную прогулку по городу, но и рассказ об истории создания этих работ. В этой связи особая роль отводится выдержкам из дневников художницы, позволяющих по новому взглянуть на произведения Т.А. Мавриной.

 

Авторы концепции: С.И. Баранова, А.Г. Шелудченко.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus