Выставка “Алтарная преграда. Художественная резьба по дереву XVI – XVIII веков из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника” в музее-заповеднике “Александровская слобода”

20.12. 2017 – 18.03. 2018 г.г.

В выставочном зале Успенской церкви в музее-заповеднике “Александровская слобода” работает выставка “Алтарная преграда. Художественная резьба по дереву XVI – XVIII веков из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника” . Выставка представляет золоченую резьбу русских иконостасов, расцвет которой относится ко второй половине XVII века, времени правления царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Петра Великого. На выставке демонстрируются предметы архитектурно-декоративного убранства иконостасов из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника.
вИстоки орнаментальной резьбы уходят в глубокую древность. Русских мастеров-резчиков, которых называли «древодели», «городники», «тесляры», «деревяничники», всегда привлекали природные качества древесины – цвет, разнообразие текстуры, пластичность, теплота и прочность. Дерево на Руси широко использовалось в строительстве храмов и при изготовлении сакральных предметов – икон, крестов, церковной утвари. Дерево стало традиционным материалом для изготовления иконостасов – алтарных преград, отделяющих пространство алтаря от основного помещения храма.

К XVI веку алтарная преграда в убранстве русских храмов приобрела вид многоярусного иконостаса, в котором иконы ставились на горизонтальные балки – тябла. Центральное место в иконостасе заняли деревянные двери, получившие название Царских, или Райских, врат, поскольку они ведут в алтарь – священное место храма, символизирующее рай. Царские врата вместе с сенью и столбцами украшались орнаментальной резьбой, рельефными и живописными лицевыми изображениями, резными вкладными надписями, позолотой и декоративной полихромной росписью. Выдающимся памятником русской деревянной пластики можно считать представленные на выставке Царские врата 1633 года, выполненные резчиком Троице-Сергиева монастыря Львом Ивановым по заказу старца Александра Булатникова для Соловецкого монастыря.
Во второй половине XVII века иконостас приобрел новые формы и стал главной композицией храмового интерьера. Это связано с проникновением в русскую культуру западноевропейских влияний, в том числе и через работы мастеров из Белоруссии – выходцев из Полоцка, Витебска, Вильны, Смоленска. В1660-е годы для работ по украшению интерьеров храмов и резьбе иконостасов в Москву были переселены столяры, токари, резчики по дереву.
Приезжие мастера завезли новую, пластически выразительную, почти скульптурную резьбу, она стала называться «белорусской резью», или «флемской, фламандской резьбой». Наиболее распространенные мотивы «белорусской рези» – ажурные колонки, обвитые виноградной лозой, виноградные и акантовые листья, натуралистически переданные цветы и фрукты. Многие из резчиков-белорусов были приняты в Оружейную палату Московского Кремля, где состояли на государевом жаловании и должны были готовить русских учеников, которые усваивали их технику и манеру. Примером высочайшего уровня работ мастеров Оружейной палаты являются представленные на выставке предметы убранства московских храмов Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках и Симонова монастыря.

Особая роль при украшении иконостасов отводилась золоту. Поверхность деревянной резьбы покрывалась слоем грунта и тонкими пластинами листового золота. Оно полировалось до яркого блеска и придавало иконостасу сияющий вид, наполняя пространство храма лучами божественного света.
В пышных позолоченных иконостасах XVIII века заметную роль играла круглая скульптура. На балдахинах над Царскими вратами, на карнизах иконостасной рамы часто помещались фигуры ангелов, которые символически обозначали их участие в богослужениях. Скульптуры, представленные в сложных ракурсах, выполнялись с объемной моделировкой формы, они были облачены в золотые одежды, ниспадающие пышными складками.
Музейная коллекция резьбы сформировалась в 1920–1930-е годы в связи с поступлением предметов из закрытых храмов и монастырей Москвы, Подмосковья, Русского Севера. Основатель и первый директор музея «Коломенское» Петр Дмитриевич Барановский (1892 – 1984) принимал активное участие в спасении, сохранении и реставрации памятников архитектуры. Он делал обмерные чертежи, эскизы, принимал участие в фиксации исторических зданий. В хранилищах музея-заповедника сосредоточилось большое количество бесценных образцов декора архитектурных памятников. В условиях музейного хранения эта часть национального культурного наследия была сохранена и стала эталоном для воссоздания иконостасов во многих храмах, возрожденных уже в наше время.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus