Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский
Выставки
6+

Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский

Коломенское
image

16 июля 2024 г. — 19 января 2025 г.

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, Малый выставочный зал, вход 5 Проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Музей-заповедник «Коломенское», Музей русского и европейского изобразительного искусства представляют выставку «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича посвящена пути особо почитаемых святых в географическом пространстве и в истории России.

Выставка объединила около 60 памятников XVII–XX вв., которые иллюстрируют историю жизни святых Сергия Радонежского и Стефана Пермского, представляют различные традиции почитания, бытовавшие в разные эпохи и в разных регионах. Большинство произведений экспонируются впервые. Например, икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», принадлежавшая императору Петру III, и образ, повторяющий изображение с верхней части раки с мощами преподобного Сергия Радонежского.

В 1337 г. отшельник Варфоломей (в монашестве Сергий) основал Троицкую обитель в лесу на холме Маковец, которая со временем стала самым известным русским монастырем — Троице-Сергиевой лаврой. Учение преподобного Сергия о Святой Троице и духовном единстве (вопреки междоусобным политическим распрям) сплотило русский народ и помогло избежать кровопролития. Будучи человеком пустынного жития, никогда не бравшим в руки оружия, Сергий стал духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновлял князей и воинов на борьбу за независимость Руси. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, которая состоялась в 1380 г. Преподобный Сергий и его ученики основали множество знаменитых монастырей: Спасо-Андроников (Москва), Саввино-Сторожевский (Звенигород), Кирилло-Белозерский (Сиверское озеро) и многие другие. Выставка во Дворце царя Алексея Михайловича открывается в преддверии 18 июля — дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

Другой подвижник — Стефан — в 1379 г. отправился из Москвы в далекие зырянские земли (современная Республика Коми) и начал свой путь миссионера. По примеру апостолов, учеников Христа, святой Стефан проповедовал язычникам. Он часто рисковал жизнью и мог быть убит. Но всякий раз его проповедь смягчала сердца. Святого отличали пламенная вера, смелость и любовь к людям. Подобно тому, как Кирилл и Мефодий дали письменность славянам, Стефан Пермский составил пермскую азбуку — анбур. Немногие сохранившиеся образцы древних текстов показывают, что святой Стефан взял за основу не только славянские и греческие буквы, но и охотничью систему знаков — зарубок на дереве, которыми пользовались местные жители. Он мог бы обучать язычников готовой русской грамоте, но пошел по более сложному пути. Его проповедь была на родном для зырян языке. Стефан перевел богослужебные книги и тексты Священного Писания на пермский язык.

«Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. Он был первым подвижником, кто определил движение русской цивилизации на восток. В целом, деятельность русского монашества в конце XIV — начале XV века была важным фактором развития русских княжеств, способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига», — рассказала искусствовед Жанна Белик, куратор проекта.

Выставка организована при поддержке Фонда социально-культурных инициатив и Фонда Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ковашах.

Рекомендации по посещению:

Икона «Святая Троица», Центральная Россия. Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский». Конец XVII века (1694 г.). Дерево, левкас; темпера.
Икона «Преподобные Никон и Сергий Радонежские, Зосима и Савватий Соловецкие, в предстоянии святой Троице». Начало XVIII века. Дерево, левкас; темпера.
Икона «Святая Троица», Центральная Россия. Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский». Конец XVII века (1694 г.). Дерево, левкас; темпера.
Икона «Преподобные Никон и Сергий Радонежские, Зосима и Савватий Соловецкие, в предстоянии святой Троице». Начало XVIII века. Дерево, левкас; темпера.
Икона «Святая Троица», Центральная Россия. Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский». Конец XVII века (1694 г.). Дерево, левкас; темпера.
Икона «Преподобные Никон и Сергий Радонежские, Зосима и Савватий Соловецкие, в предстоянии святой Троице». Начало XVIII века. Дерево, левкас; темпера.

СМИ о выставке:

Книга отзывов:

  • Очень благодарна за эту выставку! Очень рада возможности увидеть все иконы из родных хранилищ. Очень подробно описано, я узнала так много нового и интересного об этих великих святых, хотя читала «Житие Сергия Радонежского». Выставка вдохновила посетить монастырь учеников св. Сергия и другие места. Узнала с сердечной радостью о личных вещах св. Сергия — теперь задача их найти и увидеть сохранившиеся святые вещи.
  • Я после осмотра выставки пребываю в неописуемом восторге! Иконы потрясающие! Спасибо организаторам!
  • Большое спасибо за выставку! Кубики-азбука — шедевр и находка!

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari