Имитируя реальность. Обманки в декоративно-прикладном искусстве
Выставки
6+

Имитируя реальность. Обманки в декоративно-прикладном искусстве

Измайлово
image

2 июля 2024 — 26 января 2025 г.

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Усадьба Измайлово, Городок им. Баумана, д. 2, стр. 4

В залах постоянной экспозиции «Открытое хранение. Печи и изразцы» представлен камерный проект «Имитируя реальность. Обманки в декоративно-прикладном искусстве».

Традиция создания обманок — предметов, имитирующих объекты реального мира, — зародилась еще в античности. На древних фресках зачастую изображалось иллюзорное продолжение помещения или реалистичный пейзаж.

В Европе периодом популярности обманок были XVII–XVIII века, эпоха барокко и рококо — с их стремлением к театрализации всех сфер жизни. 

Живописные обманки, или «тромплёй» (фр. «обман зрения»), создавали иллюзию трехмерного изображения. Постепенно создание обманок перешло и в декоративно-прикладное искусство.

Первые «столовые обманки» были произведены на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в XVIII веке. Они были обязательным украшением парадных обедов. Со временем традиция создания фарфоровых ягод и фруктов была перенята и российскими художниками. На Императорском фарфоровом заводе начали производить дорогостоящие сервизы и предметы для сервировки, имитирующие плоды и цветы.

В XIX веке возможность украсить свой стол реалистичными масленками-огурцами и сахарницами-ананасами стала доступна многим слоям населения благодаря продукции завода братьев Корниловых, завода А.Г. Попова, заводов Товарищества М.С. Кузнецова.

На выставке представлен 31 предмет, имитирующий природные формы, объекты и различные материалы, из собрания музея-заповедника «Коломенское», созданные на Ленинградском фарфоровом заводе, заводах Товарищества М.С. Кузнецова и других производствах в конце XIX — середине ХХ века.

Рекомендации по посещению:

  • узнать, как добраться. Пожалуйста, обратите внимание, что выставка находится в двух залах, проход между которыми осуществляется по улице. Начало экспозиции расположено в Южном выставочном зале.
  • посетить не только эту выставку, но и постоянную экспозицию «Открытое хранение. Печи и изразцы»
Масленка с крышкой «Ананас», Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Конец XIX века
Масленка с крышкой «Огурец», Россия, Завод Товарищества М.С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX века. Фаянс; формовка, лепка, роспись, обжиг
Масленка с крышкой «Широкая масленица», Россия. 1920-е. Фаянс
Стакан коронационный, Россия. 1896. Жесть, эмаль белая; штамповка, эмалирование, цветная печать, золочение
Сухарница c изображением из журнала «Стрекоза», Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Не ранее 1884. Фаянс; печать
Графин с пробкой «Дубок», Ленинградский фарфоровый завод. 1960-е. Фарфор; надглазурная роспись, роспись золотом
Плитка керамическая с изображением растительного орнамента и имитацией мозаики, Западная Европа. Конец XIX — начало XX века. Глина светлая, глазури цветные; обжиг
Ваза (фруктовница), Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX века. Фаянс; крытье, лепка
Масленка с крышкой «Ананас», Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Конец XIX века
Масленка с крышкой «Огурец», Россия, Завод Товарищества М.С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX века. Фаянс; формовка, лепка, роспись, обжиг
Масленка с крышкой «Широкая масленица», Россия. 1920-е. Фаянс
Стакан коронационный, Россия. 1896. Жесть, эмаль белая; штамповка, эмалирование, цветная печать, золочение
Сухарница c изображением из журнала «Стрекоза», Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Не ранее 1884. Фаянс; печать
Графин с пробкой «Дубок», Ленинградский фарфоровый завод. 1960-е. Фарфор; надглазурная роспись, роспись золотом
Плитка керамическая с изображением растительного орнамента и имитацией мозаики, Западная Европа. Конец XIX — начало XX века. Глина светлая, глазури цветные; обжиг
Ваза (фруктовница), Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX века. Фаянс; крытье, лепка
Масленка с крышкой «Ананас», Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Конец XIX века
Масленка с крышкой «Огурец», Россия, Завод Товарищества М.С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX века. Фаянс; формовка, лепка, роспись, обжиг
Масленка с крышкой «Широкая масленица», Россия. 1920-е. Фаянс
Стакан коронационный, Россия. 1896. Жесть, эмаль белая; штамповка, эмалирование, цветная печать, золочение
Сухарница c изображением из журнала «Стрекоза», Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Не ранее 1884. Фаянс; печать
Графин с пробкой «Дубок», Ленинградский фарфоровый завод. 1960-е. Фарфор; надглазурная роспись, роспись золотом
Плитка керамическая с изображением растительного орнамента и имитацией мозаики, Западная Европа. Конец XIX — начало XX века. Глина светлая, глазури цветные; обжиг
Ваза (фруктовница), Тверь, Фабрика М.С. Кузнецова. Конец XIX — начало XX века. Фаянс; крытье, лепка
музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari