Выставки
6+Искусство для царя
Коломенское
29 июня — 23 ноября 2025 г.
Выставочный зал «Атриум», Проспект Андропова, д. 39
Новая выставка рассказывает, как чужеземное стало своим при дворе царя Алексея Михайловича
Экспозиция в выставочном зале «Атриум» объединила более 300 произведений западного, восточного и русского искусства второй половины XVII века из собраний музея-заповедника «Коломенское», Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея Востока.
Проект «Искусство для царя» рассказывает о том, какие процессы шли в развитии искусства за границей, как зарубежное искусство способствовало обогащению художественного языка отечественного искусства, какими путями иностранные веяния попадали на территорию России в XVII веке. Посетители смогут наглядно проследить миграцию образов между культурами, обмен идеями и художественными решениями, увидеть произведения с заимствованными мотивами и их первоисточники.
Выставка «Искусство для царя» отражает перемены, произошедшие в искусстве в период правления царя Алексея Михайловича, который иногда именуют «предпетровской эпохой». Эти нововведения подготовили усиление светского начала: развивалось русское портретное изображение, зарождались новые жанры в живописи. В последнее десятилетие XVII века — первые годы XVIII века в Москве формируется своеобразное направление в архитектуре — «московское барокко». Возникновение подобных художественных явлений, с одной стороны, сохраняющих национальную идентичность, а с другой стороны, перерабатывающих и адаптирующих влияния, пришедшие извне, на собственный лад, свидетельствует о формировании в России XVII века мощной, самобытной культурной основы.
Рекомендации по посещению:
Икона «Святитель Николай Мирликийский». Москва. 1677 г. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Блюдо с изображением Добродетели. Германия, Аугсбург. 1670-1674 г. Серебро; ковка холодная, чеканка, гравировка, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Облицовочный, рельефный, полихромный изразец. Из церкви Мучеников Адриана и Наталии в Мещанской слободе. Москва. 1688 г. Глина красная, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хромолитография «Золотая тарелка царя Алексея Михайловича» из альбома «Древности Российского государства». Вып. V. 1849-1853. Россия. Хромолитография Ф.Дрегера. Типография А.Семена. 1853 г. Бумага; хромолитография. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Ханс Якоб Шех. Коробка. Германия, Аугсбург. 1686 г. Серебро; ковка, чеканка, пайка, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Святая Троица». Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. Москва. 1677 г. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Кружка с откидной крышкой. Западная Европа. Вторая половина XVII в. Серебро; ковка холодная, чеканка, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Святитель Николай Мирликийский». Москва. 1677 г. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Блюдо с изображением Добродетели. Германия, Аугсбург. 1670-1674 г. Серебро; ковка холодная, чеканка, гравировка, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Облицовочный, рельефный, полихромный изразец. Из церкви Мучеников Адриана и Наталии в Мещанской слободе. Москва. 1688 г. Глина красная, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хромолитография «Золотая тарелка царя Алексея Михайловича» из альбома «Древности Российского государства». Вып. V. 1849-1853. Россия. Хромолитография Ф.Дрегера. Типография А.Семена. 1853 г. Бумага; хромолитография. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Ханс Якоб Шех. Коробка. Германия, Аугсбург. 1686 г. Серебро; ковка, чеканка, пайка, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Святая Троица». Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. Москва. 1677 г. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Кружка с откидной крышкой. Западная Европа. Вторая половина XVII в. Серебро; ковка холодная, чеканка, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Святитель Николай Мирликийский». Москва. 1677 г. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Блюдо с изображением Добродетели. Германия, Аугсбург. 1670-1674 г. Серебро; ковка холодная, чеканка, гравировка, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Облицовочный, рельефный, полихромный изразец. Из церкви Мучеников Адриана и Наталии в Мещанской слободе. Москва. 1688 г. Глина красная, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хромолитография «Золотая тарелка царя Алексея Михайловича» из альбома «Древности Российского государства». Вып. V. 1849-1853. Россия. Хромолитография Ф.Дрегера. Типография А.Семена. 1853 г. Бумага; хромолитография. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Ханс Якоб Шех. Коробка. Германия, Аугсбург. 1686 г. Серебро; ковка, чеканка, пайка, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Святая Троица». Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. Москва. 1677 г. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Кружка с откидной крышкой. Западная Европа. Вторая половина XVII в. Серебро; ковка холодная, чеканка, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
В рамках экспозиции представлены выдающиеся произведения искусства XVII века: белокаменный архитектурный декор московских церквей, изразцы и произведения иконописи, созданные в мастерской Оружейной палаты. Их дополнят живописные полотна Бартоломе Эстебана Мурильо и других западноевропейских художников из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, иконы из страстного чина иконостаса храма Святителя Григория Неокесарийского из собрания ГТГ, картины Николая Рериха, ближневосточные ткани и китайский фарфор из фондов Музея Востока.