Выставка о строгановской школе керамики в усадьбе Измайлово
Выставки
0+

Изучать. Творить. Создавать. Строгановская школа керамики ХХ-XXI.

Измайлово
image

28 марта 2024 — 30 марта 2025 г.

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Усадьба Измайлово, Городок им. Баумана, д. 2, стр. 4, 14

В усадьбе Измайлово проходит выставка, посвященная знаменитой строгановской школе керамики. Работы художников-керамистов разных поколений повествуют о целой эпохе в русском искусстве, об эволюции творчества и влиянии Строгановки на массовое производство керамических изделий.

Строгановская школа славится своими творческими экспериментами. В начале ХХ века она стала одним из центров развития модного тогда русского стиля, позже именно здесь создавались смелые проекты конструктивистов. Революционность и смелость в сочетании со знанием народной традиции — это отличительные черты строгановской керамической школы, которая всегда стремилась к сохранению национальной самобытности и развитию творческой индивидуальности.

«На выставке представлена пестрая мозаика форм: пласты, рельефы, скульптуры, утилитарные предметы. Произведения признанных мастеров находятся в соседстве со студенческими работами. Когда стирается грань — где учитель, где ученик, — становится ясно, что строгановская керамика актуальна и созвучна настоящему ей времени. Неизменным остается одно — высокий уровень профессионализма и творческая индивидуальность. А соседство с постоянной экспозицией «Открытое хранение. Печи и изразцы» позволяет провести параллели между русским искусством изразцовой керамики XVII — начала XX в. и работами строгановцев», — расскывает директор Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское — Измайлово» Марина Люльчук.


Рекомендации по посещению:

Екатерина Чернецкая — куратор выставки со стороны МГОМЗ «Коломенское — Измайлово»
Елена Юдина — куратор выставки, заведующая кафедрой художественной керамики РГХПУ им. С.Г. Строганова
Елизавета Семенова — куратор выставки, преподаватель кафедры художественной керамики РГХПУ им. С.Г. Строганова
Екатерина Чернецкая — куратор выставки со стороны МГОМЗ «Коломенское — Измайлово»
Елена Юдина — куратор выставки, заведующая кафедрой художественной керамики РГХПУ им. С.Г. Строганова
Елизавета Семенова — куратор выставки, преподаватель кафедры художественной керамики РГХПУ им. С.Г. Строганова
Екатерина Чернецкая — куратор выставки со стороны МГОМЗ «Коломенское — Измайлово»
Елена Юдина — куратор выставки, заведующая кафедрой художественной керамики РГХПУ им. С.Г. Строганова
Елизавета Семенова — куратор выставки, преподаватель кафедры художественной керамики РГХПУ им. С.Г. Строганова

Экспозиция объединяет около 300 экспонатов из собраний научно-методического фонда кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С.Г. Строганова, музея-заповедника «Коломенское», Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева и частных коллекций.

Представленные предметы помогают проследить трансформацию формообразования в области керамики. От черепков XV века, которые собираются в сосуд, до фарфорового сервиза и интерьерной вазы; от керамического пласта до пространственной композиции и скульптуры. 

Посетители выставки увидят работы Алексея Сотникова, Павла Кожина, Александра Белашова, Марии Шаховской, Валерия Малолеткова, Анны Удальцовой, Франциско Инфантэ-Арана, Давида Ципировича и др. А также узнают, как связаны между собой Палеонтологический музей и Метрострой, какое они имеют отношение к керамике; какая связь между Гжелью и динозаврами.

Получить ответы на вопросы о материалах и технологических процессах можно в «Мастерской керамиста» — разделе выставки, посвященном секретам изготовления керамических изделий. Тактильные модели и образцы помогают понять особенности техник исполнения предметов из керамики.

Раз в три месяца часть экспозиции будет меняться. С открытия выставки и до конца июня в Малом выставочном зале будут представлены работы современных художников-керамистов: Елизаветы Семеновой, Дарьи Суровцевой, Анастасии Нестеренко и Ольги Колокольцовой.

Выставка «Изучать. Творить. Создавать» — совместный проект Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское — Измайлово» и Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. Экспозиция открылась в преддверии 200-летнего юбилея университета и стала одним из первых событий в череде праздничных мероприятий в 2025 году.

А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Парус». Москва, 2005. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Д.М. Ципирович. Плитка гладкая расписная. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Кумган. Москва, Строгановское училище технического рисования. 1881–1900. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Модель надписи «Таганская». Керамико-плиточный завод им. Булганина. Москва, конец 1940-х. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Рельефное панно с изображением белого и красного всадников. Институт силикатов. Москва, 1920-е.
Рельефное панно-вставка. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Красные рамки». Москва, 2004. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Отражение». Москва, 2001. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Парус». Москва, 2005. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Д.М. Ципирович. Плитка гладкая расписная. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Кумган. Москва, Строгановское училище технического рисования. 1881–1900. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Модель надписи «Таганская». Керамико-плиточный завод им. Булганина. Москва, конец 1940-х. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Рельефное панно с изображением белого и красного всадников. Институт силикатов. Москва, 1920-е.
Рельефное панно-вставка. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Красные рамки». Москва, 2004. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Отражение». Москва, 2001. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Парус». Москва, 2005. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Д.М. Ципирович. Плитка гладкая расписная. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Кумган. Москва, Строгановское училище технического рисования. 1881–1900. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Модель надписи «Таганская». Керамико-плиточный завод им. Булганина. Москва, конец 1940-х. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Рельефное панно с изображением белого и красного всадников. Институт силикатов. Москва, 1920-е.
Рельефное панно-вставка. Москва, 1927. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Красные рамки». Москва, 2004. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
А. Л. Удальцова. Декоративное панно «Отражение». Москва, 2001. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».

Издание к выставке

Книга «Керамическая установка» посвящена Алексею Филиппову (1882–1956) — крупнейшему отечественному специалисту в области керамики, художнику и педагогу, технологу, реставратору и собирателю русского изразца. Она знакомит не только с предметами из музея-заповедника «Коломенское» и музея МГХПА имени С.Г. Строганова, но и с личностью того, кто сделал возможным их появление в музейных собраниях.

Деятельность Алексея Филиппова была включена в контекст всех важнейших процессов отечественного искусства первой половины XX века: формирования национального стиля в эпоху модерна, развития идей производственного искусства в начале 1920‑х, поисков новых методов строительства в советской архитектуре 1930‑х годов. Особое внимание в издании уделено проблемам изучения и реставрации древнерусского изразца, в решении которых Филиппов стал фигурой, во многом опередившей дальнейшее развитие этой области знаний.

Издание можно приобрести в кассе рядом с Большим выставочным залом.

«Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А.В. Филиппова». История русской архитектурной керамики 1900–1950‑х годов на базе архива выдающегося художника-керамиста, реставратора, историка и новатора в области керамического производства — Алексея Васильевича Филиппова. 472 стр. ISBN: 978-5-699-88638-8. 1200 руб.
«Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А.В. Филиппова». История русской архитектурной керамики 1900–1950‑х годов на базе архива выдающегося художника-керамиста, реставратора, историка и новатора в области керамического производства — Алексея Васильевича Филиппова. 472 стр. ISBN: 978-5-699-88638-8. 1200 руб.
«Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А.В. Филиппова». История русской архитектурной керамики 1900–1950‑х годов на базе архива выдающегося художника-керамиста, реставратора, историка и новатора в области керамического производства — Алексея Васильевича Филиппова. 472 стр. ISBN: 978-5-699-88638-8. 1200 руб.

Для обложки выставки использованы изображения двух экспонатов:

  1. Кумган. Строгановское училище. 1881–1900 гг. Музей-заповедник «Коломенское».
  2. Б.Е. Калита. Кофейник с крышкой. Московская область. 1989 г. РОСИЗО.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari