Выставки
Коломенское. 100 шедевров русского искусства
Коломенское
8 июня – 17 июля 2022 г.
12:00-21:00
ежедневно, кроме понедельника
Новый Манеж. Георгиевский переулок, д. 3, стр. 3 метро Охотный ряд, Театральная
7 июня в Новом Манеже состоялось торжественное открытие выставки «Коломенское. 100 шедевров русского искусства. Вне границы времен».
Выставочный проект Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово» представлен в рамках Московской недели искусств и Года культурного наследия народов России и открывает череду мероприятий, приуроченных к 100-летию создания музея-заповедника «Коломенское», которое будет отмечаться в 2023 году.
С первых лет основания музея в бывшей царской усадьбе формировалась музейная коллекция – уникальное собрание древнерусской иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства и археологии. Источником для музейного собрания послужили произведения искусства, вывезенные из закрытых для богослужения церквей и монастырей, покинутых дворянских усадеб и палат Москвы, Русского Севера, регионов Центральной России и Поволжья. Создание коллекции стоит в ряду наиболее успешных и светлых начинаний основателя музея архитектора Петра Барановского. Большая часть памятников поступила за годы его работы (1923-1933) и была привезена им лично.
Музей-заповедник первым среди российских музеев стал собирать коллекции архитектурной направленности. При сломе зданий гражданского зодчества и церковной архитектуры во время реконструкции Москвы в 1930-е годы собрание пополнились белокаменной резьбой, коваными металлическими решетками, колоколами. Изразцы, снятые с фасадов московских храмов, положили начало коллекции изразцов, ставшей впоследствии самой крупной в России. Уникальная коллекция фрагментов русской деревянной архитектуры была собрана во время экспедиций по Московскому краю и другим регионам России. В стенах музея эти памятники получили новую жизнь и сохранены как часть национального культурного достояния.
На выставке в Новом Манеже представлена лучшая часть коллекции – древние иконы, золоченая резьба иконостасов, изразцовый и белокаменный декор московских зданий, художественный металл, образцы деревянной домовой резьбы. Особое внимание уделено московским памятникам – произведениям, созданным выдающимися московскими иконописцами, резчиками, литейщиками и другими мастерами, создававшими неповторимый облик древней русской столицы. Датировка экспонатов охватывает период с XVI по XIX столетия.
Лучший способ познакомиться с выставкой – совершить прогулку по Новому Манежу в сопровождении профессиональных гидов или куратора. Поэтому мы запустили серию бесплатных экскурсий, которые будут проходить с 18 июня и до закрытия выставки. Для того чтобы попасть на экскурсию, необходимо зарегистрироваться и приобрести входной билет.
Святитель Алексий митрополит московский. Оружейной палаты Московского Кремля, начало XVIII века. Дерево; темпера. Из церкви святителя Алексия митрополита Московского в Рогожской слободе в Москве
Аналой «Библиотека». Русский Север, XVII век. Дерево; роспись маслом. Из Спасо-Преображенского собора г. Холмогоры.
Симон Ушаков, Никита Павловец. Святая Троица. Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, 1677. Дерево; темпера
Царские врата. Русский Север, XVII век. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, роспись цветными лаками. Из коллекции московского коллекционера Петра Ивановича Щукина (1853–1912)
Зубов Федор. Святитель Николай Мерликийский. Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, 1677. Дерево; темпера. Из церкви Троицы в селе Ознобишине под Москвой
Раковина. Сухарева башня, Москва, 1692-1701. Белый камень; теска, резьба, покраска
Основание колонны. Церковь св. Николая «Большой Крест», Москва, 1680-1689. Белый камень; теска, резьба.
Ольга Анатольевна Полякова, куратор выставки и главный хранитель МГОМЗ
Святитель Алексий митрополит московский. Оружейной палаты Московского Кремля, начало XVIII века. Дерево; темпера. Из церкви святителя Алексия митрополита Московского в Рогожской слободе в Москве
Аналой «Библиотека». Русский Север, XVII век. Дерево; роспись маслом. Из Спасо-Преображенского собора г. Холмогоры.
Симон Ушаков, Никита Павловец. Святая Троица. Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, 1677. Дерево; темпера
Царские врата. Русский Север, XVII век. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, роспись цветными лаками. Из коллекции московского коллекционера Петра Ивановича Щукина (1853–1912)
Зубов Федор. Святитель Николай Мерликийский. Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, 1677. Дерево; темпера. Из церкви Троицы в селе Ознобишине под Москвой
Раковина. Сухарева башня, Москва, 1692-1701. Белый камень; теска, резьба, покраска
Основание колонны. Церковь св. Николая «Большой Крест», Москва, 1680-1689. Белый камень; теска, резьба.
Ольга Анатольевна Полякова, куратор выставки и главный хранитель МГОМЗ
Святитель Алексий митрополит московский. Оружейной палаты Московского Кремля, начало XVIII века. Дерево; темпера. Из церкви святителя Алексия митрополита Московского в Рогожской слободе в Москве
Аналой «Библиотека». Русский Север, XVII век. Дерево; роспись маслом. Из Спасо-Преображенского собора г. Холмогоры.
Симон Ушаков, Никита Павловец. Святая Троица. Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, 1677. Дерево; темпера
Царские врата. Русский Север, XVII век. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, роспись цветными лаками. Из коллекции московского коллекционера Петра Ивановича Щукина (1853–1912)
Зубов Федор. Святитель Николай Мерликийский. Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, 1677. Дерево; темпера. Из церкви Троицы в селе Ознобишине под Москвой
Раковина. Сухарева башня, Москва, 1692-1701. Белый камень; теска, резьба, покраска
Основание колонны. Церковь св. Николая «Большой Крест», Москва, 1680-1689. Белый камень; теска, резьба.
Ольга Анатольевна Полякова, куратор выставки и главный хранитель МГОМЗ
Большинство экспонатов (детали деревянной золоченой резьбы и скульптуры, мебели, предметы этнографии; фрагменты белокаменной резьбы) непосредственно связаны с сохранившимися или ныне безвозвратно утраченными церквями и архитектурными памятниками Москвы XVI-XIX вв. (Сухаревой башней, церковью Космы и Дамиана в Нижних Садовниках, церковью Николая Чудотворца «Большой Крест», Николо-Угрешским и Симоновым монастырями). Многие предметы XVII в. из собрания Коломенского могут соперничать с произведениями из коллекций ведущих музеев страны. К их числу относятся иконы и золоченая резьба работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, памятники Русского Севера (из Холмогор, Соловецкого монастыря, Сумского посада, Вологодской и Нижегородской губерний). И замечательное украшение выставки, которое требует отдельного упоминания, – керамический камин Михаила Врубеля «Микула Селянинович и Вольга», созданный в 1898-1899 гг.
Коломенское – единственный в своем роде заповедник с памятниками истории, архитектуры, археологии и природы, расположенный практически в центре столицы. Он хранит историческую память не только в каменных и деревянных постройках, но и в крупнейшей разнообразной музейной коллекции, которая благодаря этому выставочному проекту станет более доступной широкому кругу посетителей.
*
«В следующем году музею-заповеднику «Коломенское» исполнится 100 лет. Начинание, созданное благодаря неиссякаемой энергии Петра Барановского, продолжается до сих пор. Сегодня Коломенское – это богатейшая коллекция, в которой почти 170 тысяч предметов. Посетители выставки в Новом Манеже смогут увидеть наиболее яркие экспонаты. Этому показу предшествовала большая многолетняя работа реставраторов музея и хранителей музейных фондов. Особенностью станут развернутые тексты и аннотации к отдельным памятникам, которые помогут взглянуть на привычное и любимое многими Коломенское с неожиданного ракурса», – сказала Марина Люльчук, директор Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово».
СМИ о нас
Точка Art. «Куда пойти и что посмотреть: лучшие культурные события»
ТАСС. «Программу мероприятий к 100-летию "Коломенского" откроет выставка в Новом Манеже»
Видеоэкскурсия по выставке «Коломенское. 100 шедевров русского искусства. Вне границы времен»