Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» в Коломенском
Выставки
6+

Лето Господне. Праздники. Троица

Коломенское
image

1 июня — 15 октября 2023 года

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, Малый выставочный зал: проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Новая экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединяет более 40 произведений русского церковного искусства XVII — начала XX века из собрания музея-заповедника. Среди них иконы, произведения меднолитой пластики, богослужебные книги и гравюры, а также религиозная скульптура.

Экспозиция знакомит с историей и иконографией двунадесятого праздника Дня Святой Троицы. Это один из 12 главных христианских праздников, его отмечают на 50-й день после Пасхи. У посетителей появится возможность увидеть отражение исторических событий и осмысление догмата о Пресвятой Троице в художественной практике средневековой Руси и России Нового времени.

Праздник совмещает в себе две связанные темы — сошествие Святого Духа на апостолов и прославление Трех Лиц Пресвятой Троицы. Иконописные и меднолитые изображения Гостеприимства Авраама и Сошествия Святого Духа дают представление об истории и традиционной иконографии праздника. Развитие и вариативность иконографии Святой Троицы представлена на примере таких образов, как Отечество, Сопрестолие и Господь Саваоф. Иконы Богоявления и Преображения Господня раскрывают тему проявления Трех божественных Ипостасей во время земной жизни Иисуса Христа. С именами преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского связана тема почитания Святой Троицы на Руси. На выставке представлены различные варианты иконографии этих особо чтимых святых с изображением Святой Троицы.

Специально для экспозиции куратор цикла «Лето Господне. Праздники», искусствовед Вера Мужева, записала аудиогид, который доступен для посетителей бесплатно.


Рекомендации по посещению:

«Слово на святой понедельник Пятидесятный от Святой единосущной Троици». Из книги Лазарь Баранович «Меч духовный... или Книга проповеди слова божьего...». Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1666.
Гравюра на дереве «Тайна святыя единосущныя Троици». Гравер Илия. Подпись мастера: «ИЛIЯ а». Из книги Лазарь Баранович «Меч духовный... или Книга проповеди слова божьего...» Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1666.
Хромолитография «Святая Троица». Из книги «Молитвослов». Москва: Синодальная типография, 1897.
«Поучение Господне на сошествие Святого Духа, о пресвятой живоначальной Троицы»
«Святая Троица (гостеприимство Авраама)» из праздничного ряда иконостаса. Россия, конец XVII века. Из церкви Происхождения Честных Древ в Симоновом монастыре. Дерево, темпера.
«Святая Троица» из праздничного ряда иконостаса. Центральная Россия, конец XVII века. Из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Сошествие Святого духа» из праздничного ряда иконостаса. Москва, конец XVII века. Из церкви Святителя Николая Мирликийского на Щепах. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Господь Саваоф (Отечество)». Россия, XVIII век. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Преподобный Сергий Радонежский». Москва, Оружейная палата Московского Кремля, конец XVII века. Из церкви Смоленской иконы Божией Матери в Софрине. Дерево, темпера. МГОМЗ. Надпись на свитке: «Внимайте себе братие имети чистоту телесную и душевную и любовь нелицемерную...».
«Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому». Россия, конец XVIII века. Из Соловецкого монастыря. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Святая Троица». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав; литье. МГОМЗ.
«Ангел (царские врата иконостаса)». Москва, первая половина XIX века. Из церкви cвященномучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусах. Дерево, золочение, резьба. МГОМЗ.
Лихачев Николай Петрович (1862-1936). Символ веры. Санкт-Петербург, 1906. Из атласа «Материалы для истории русского иконописания». Бумага; фототипия. МГОМЗ.
Куратор выставки — искусствовед Вера Мужева
«Слово на святой понедельник Пятидесятный от Святой единосущной Троици». Из книги Лазарь Баранович «Меч духовный... или Книга проповеди слова божьего...». Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1666.
Гравюра на дереве «Тайна святыя единосущныя Троици». Гравер Илия. Подпись мастера: «ИЛIЯ а». Из книги Лазарь Баранович «Меч духовный... или Книга проповеди слова божьего...» Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1666.
Хромолитография «Святая Троица». Из книги «Молитвослов». Москва: Синодальная типография, 1897.
«Поучение Господне на сошествие Святого Духа, о пресвятой живоначальной Троицы»
«Святая Троица (гостеприимство Авраама)» из праздничного ряда иконостаса. Россия, конец XVII века. Из церкви Происхождения Честных Древ в Симоновом монастыре. Дерево, темпера.
«Святая Троица» из праздничного ряда иконостаса. Центральная Россия, конец XVII века. Из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Сошествие Святого духа» из праздничного ряда иконостаса. Москва, конец XVII века. Из церкви Святителя Николая Мирликийского на Щепах. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Господь Саваоф (Отечество)». Россия, XVIII век. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Преподобный Сергий Радонежский». Москва, Оружейная палата Московского Кремля, конец XVII века. Из церкви Смоленской иконы Божией Матери в Софрине. Дерево, темпера. МГОМЗ. Надпись на свитке: «Внимайте себе братие имети чистоту телесную и душевную и любовь нелицемерную...».
«Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому». Россия, конец XVIII века. Из Соловецкого монастыря. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Святая Троица». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав; литье. МГОМЗ.
«Ангел (царские врата иконостаса)». Москва, первая половина XIX века. Из церкви cвященномучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусах. Дерево, золочение, резьба. МГОМЗ.
Лихачев Николай Петрович (1862-1936). Символ веры. Санкт-Петербург, 1906. Из атласа «Материалы для истории русского иконописания». Бумага; фототипия. МГОМЗ.
Куратор выставки — искусствовед Вера Мужева
«Слово на святой понедельник Пятидесятный от Святой единосущной Троици». Из книги Лазарь Баранович «Меч духовный... или Книга проповеди слова божьего...». Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1666.
Гравюра на дереве «Тайна святыя единосущныя Троици». Гравер Илия. Подпись мастера: «ИЛIЯ а». Из книги Лазарь Баранович «Меч духовный... или Книга проповеди слова божьего...» Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1666.
Хромолитография «Святая Троица». Из книги «Молитвослов». Москва: Синодальная типография, 1897.
«Поучение Господне на сошествие Святого Духа, о пресвятой живоначальной Троицы»
«Святая Троица (гостеприимство Авраама)» из праздничного ряда иконостаса. Россия, конец XVII века. Из церкви Происхождения Честных Древ в Симоновом монастыре. Дерево, темпера.
«Святая Троица» из праздничного ряда иконостаса. Центральная Россия, конец XVII века. Из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Сошествие Святого духа» из праздничного ряда иконостаса. Москва, конец XVII века. Из церкви Святителя Николая Мирликийского на Щепах. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Господь Саваоф (Отечество)». Россия, XVIII век. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Преподобный Сергий Радонежский». Москва, Оружейная палата Московского Кремля, конец XVII века. Из церкви Смоленской иконы Божией Матери в Софрине. Дерево, темпера. МГОМЗ. Надпись на свитке: «Внимайте себе братие имети чистоту телесную и душевную и любовь нелицемерную...».
«Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому». Россия, конец XVIII века. Из Соловецкого монастыря. Дерево, темпера. МГОМЗ.
«Святая Троица». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав; литье. МГОМЗ.
«Ангел (царские врата иконостаса)». Москва, первая половина XIX века. Из церкви cвященномучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусах. Дерево, золочение, резьба. МГОМЗ.
Лихачев Николай Петрович (1862-1936). Символ веры. Санкт-Петербург, 1906. Из атласа «Материалы для истории русского иконописания». Бумага; фототипия. МГОМЗ.
Куратор выставки — искусствовед Вера Мужева

Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» завершает цикл проектов, посвященных православным праздникам. Название цикла «Лето Господне. Праздники» восходит к роману Ивана Шмелева, написанному в 1927–1948 годах, а точнее, к его первой части и, соответственно, к словосочетанию, которое употребляется во 2-м стихе 61-й главы книги пророка Исайи. Произведение Шмелева автобиографично, уклад жизни русского человека описывается в соответствии с церковным богослужебным годом. Первые две выставки из цикла были представлены публике в 2022 году и посвящены богородичной тематике.


СМИ о выставке:


Книга отзывов:

  • Какая красивая и душевная выставка! Большое спасибо организаторам и куратору!
  • Хотим выразить благодарность сотрудникам музея и всем организаторам выставки «Лето Господне. Праздники. Троица»! Давно не видели такого продуманного и интересного интенсива. Спасибо за полученное удовольствие!
  • Благодарим за возможность познакомиться с книгами эпохи, язык которой нам не преподают, к сожалению. Хотелось бы изучать язык древних славян в школах на бесплатной основе. 
  • Очень интересная выставка. Такие редкие иконы мало где увидишь. Радует, что выставки, посвященные праздникам, продолжаются.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari