Виртуальная выставка «Московский изразец»
Выставки
ONLINE

Виртуальная выставка «Московский изразец»

Коломенское
image


Московский изразец — керамическая плитка для облицовки печей и зданий. Известно, что развитие и становление изразцового производства в общероссийском масштабе определил именно московский изразец. География его распространения, например, в XVII веке, практически совпала с картой русского государства того времени. Причина этого — в организационных и финансовых возможностях столицы, в которой в основном и располагались самые крупные керамические мастерские, в более открытом их доступе к европейским технологиям, в знании европейских вкусов, в формировании «моды» в оформлении государственного и церковного быта. Поэтому, хотя изразцы в целом были широко востребованы провинцией, они продолжали оставаться явлением именно московской культуры. Отсюда и интерес к изразцу Москвы.

Уникальная коллекция изразцов Московского государственного объединенного музея-заповедника, насчитывающая около 16000 предметов, дает возможность проследить историю московского изразца от его истоков — керамических плит ХV века — до изделий советского периода века ХХ.

Выставка знакомит с ключевыми этапами развития изразцового искусства. Наиболее обширный раздел выставки посвящен керамическим изделиям XVII века.


Камин "Микула Селянинович и Вольга". Михаил Врубель. XIX век. Собрание МГОМЗ.


XVIII век представлен печными расписными изразцами, производство которых в России было налажено по приказу царя Петра I. Сюжетные росписи на изразцах того времени представляют различные стороны жизни русского общества. В коллекции МГОМЗ хранится около тысячи подобных изразцов. Рассматривая их можно представить, как выглядели подобные «печки-книжки», которые можно было читать, «пролистывая» один ряд («страницу») изразцов за другим.

XIX век — это время зарождения и расцвета фабричного производства. Изразцовые печи перестали быть редкостью не только для городских, но и для зажиточных крестьянских домов. На знаменитых кузнецовских фарфоровых заводах наряду с посудой производились и изразцы. М.А. Врубель был одним из первых художников-станковистов, серьезно занявшихся керамикой. Его первыми работами были изразцы для печей в усадьбе и в доме С.И. Мамонтова в Москве. Затем были созданы две керамические работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович и Вольга». На основе последней работы М.А. Врубелем было изготовлено шесть каминов, один из которых хранится в фондах МГОМЗ.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari