Сады и парки. Коломенское & Измайлово
Выставки
Измайлово

Сады и парки. Коломенское & Измайлово

Измайлово
image

17 мая – 18 декабря 2022 г.

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Южный и Малый выставочные залы, Усадьба «Измайлово». Городок им. Баумана, д. 2, стр. 4 и стр. 14, метро Партизанская

Усадьба «Измайлово» открывает выставку «Сады и парки. Коломенское & Измайлово»

В экспозиции, расположенной на Измайловском острове, представлено больше 260 экспонатов, которые позволят проследить историю развития садово-паркового искусства в России с XVII по XX век на примере царских загородных резиденций Коломенского и Измайлова.

Садово-парковое искусство – одно из наиболее сложных и многоаспектных искусств, соединяющее садоводство, архитектуру, живопись, поэзию, музыку, религию и философию. Пять разделов экспозиции охватывают временной период в четыре столетия, знакомят с ключевыми этапами развития садово-паркового искусства в России, а также c опытом философского осмысления садов и парков как явлений культуры.

Раздел I. Сады и парки в XVII веке

В XVII веке в садоводстве господствовала сакральная идея: сад понимался как напоминание о райском саде. В это время страной правил царь Алексей Михайлович, и именно этот период стал эпохой расцвета как для Коломенского, для Измайлова. Царская усадьбе в Измайлове возникла как образец хозяйства, где новейшие аграрные идеи соседствовали с развлекательностью, здесь существовали зверинец, стекольный, винокуренный и кирпичный заводы, а также сады Тутовый, Аптекарский, «Вавилон», Просянский и Виноградный.

В XVII веке растительные орнаменты основательно вошли в систему украшательства церковных интерьеров, богослужебных книг, облачения духовенства. Яркие пышные цветы и разнообразные плоды в храмовом декоре символизировали богатство и изобилие горнего мира. Тема «небесного вертограда» особенно ярко воплотилась деревянной резьбе иконостасов, кованых державках для подвешивания лампад и декоративных решетках, которые представлены в экспозиции.

Раздел II. Сады и парки в XVIII веке

XVIII век диктовал моду на регулярные сады и пейзажные парки. В первую очередь это было связано с господством философских идей эпохи Просвещения. В Коломенском был обустроен обширный парк, организованы сады и цветники, а сельские поселения находились в отдалении от Государева двора. В Измайлове ведущими элементами хозяйства были сады, питомники и теплицы.

В XVIII веке широко распространилась мода на охоту и разведение экзотических животных, знаковые праздники сопровождались маскарадами и фейерверками. Такие мероприятия часто устраивались в загородных резиденциях в менее формальной обстановке. Существенную часть праздника гости проводили в саду, специально украшенному по случаю торжества.

В 1730–1731 годах на Измайловском острове прожила несколько месяцев заядлая охотница императрица Анна Иоанновна. Именно в это время был значительно расширен зверинец, организованный при Алексее Михайловиче, в нем были лоси, кабаны, волки, медведи, лисицы, барсуки, а еще редкие виды птиц. В этой части экспозиции можно познакомиться с гравюрами из ботанического атласа Hortus Eystettensis (1750 г.), альбома «Естествознание. Орнитология» (1835 г.), аксессуарами для охоты и музыкальными инструментами.

Раздел III. Сады и парки в XIX веке

XIX век – это время расцвета русской усадьбы, а вместе с тем и садово-паркового искусства. В этот период парки и сады рассматривали как «поэтичное», «уютное» природное окружение дома. На смену парадной регулярности пришли смешения стилей в садовых постройках, оформлении цветочных и других посадок. В парковых зонах в пригородах Москвы устроили «воздушный театр», где играли пьесы и ставили спектакли, проводили концерты. В пригородах москвичи всех сословий собирались на первомайские праздники — «лучшее гулянье в целом лете». Для гуляющих работали киоски, чайные, качели и карусели.

В разделе представлены предметы одежды и аксессуары, а еще гравюры из журнала «Парижский костюм» (1822 г.), аксессуары для традиционных форм досуга на открытом воздухе, например, игра «Бросатель мяча».

Рекомендуем посещение выставки в составе экскурсии с гидом:

Лоренс – художник, Варен – гравер. Приятный концерт. Франция, Париж. Вторая половина XVIII века. Бумага; гравюра.
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Рододендрон. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Лилии. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Лютики. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Капустное поле в колхозе «Красный огородник-садовод». Музей-заповедник «Коломенское», 1948 г. Фотобумага; фотопечать черно-белая.
Иван Барщевский. Липовая аллея на территории государева двора. Музей-заповедник «Коломенское». Москва. 1936 г. Фотобумага; фотопечать черно-белая.
Лоренс – художник, Варен – гравер. Приятный концерт. Франция, Париж. Вторая половина XVIII века. Бумага; гравюра.
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Рододендрон. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Лилии. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Лютики. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Капустное поле в колхозе «Красный огородник-садовод». Музей-заповедник «Коломенское», 1948 г. Фотобумага; фотопечать черно-белая.
Иван Барщевский. Липовая аллея на территории государева двора. Музей-заповедник «Коломенское». Москва. 1936 г. Фотобумага; фотопечать черно-белая.
Лоренс – художник, Варен – гравер. Приятный концерт. Франция, Париж. Вторая половина XVIII века. Бумага; гравюра.
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Рододендрон. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Лилии. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Беслер Базилиус Килиан Вольфганг. Лютики. Из ботанического атласа Hortus Eystettensis, 1750 г. Бумага верже, гравюра на меди, гуашь, акварель
Капустное поле в колхозе «Красный огородник-садовод». Музей-заповедник «Коломенское», 1948 г. Фотобумага; фотопечать черно-белая.
Иван Барщевский. Липовая аллея на территории государева двора. Музей-заповедник «Коломенское». Москва. 1936 г. Фотобумага; фотопечать черно-белая.

Раздел VI. Огородничество и садоводство в Коломенском и Измайлове в XX веке

Этот раздел представит историю садово-паркового хозяйства в Коломенском и Измайлове в ХХ веке и отдельно расскажет о популярном явлении – огородничестве, господствовавшем на этих территориях до 1970-х годов. Помимо элементов народного костюма и предметов деревенского быта, в этой части экспозиции представлены образцы садового инвентаря, которые знакомят с типами основных хозяйственных работ.

Раздел V. Сады и парки музея-заповедника

ХХ век, при всей своей сложности и противоречивости, стал для садово-паркового искусства в России совершенно уникальным временем, периодом целенаправленного сохранения исторического ландшафта путем музеефикации. С первых лет существования музея, созданного на территории бывшей царской усадьбы в 1923 году, его сотрудники не только собирали ценные реликвии, но оберегали памятники природы, со временем ставшими местами притяжения музея-заповедника.

В 1930-е годы в Коломенском, как и во всей стране, проходила коллективизация. На территории бывшей царской резиденции возник колхоз «Огородный гигант». До конца 1980-х годов музей, колхоз и НИИ садоводства были вынуждены существовать на одной территории и совместно использовать природные угодья. Только к концу ХХ века Коломенское превратилось в зеленый оазис. В 1990 году ему было присвоено новое, более точно отвечающее его содержанию статус художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника. Уникальный архитектурный и природно-ландшафтный комплекс в Измайлове вошел в состав музея-заповедника в 2007 году. С тех пор ведется его тщательное изучение и охрана. В этом разделе стоит уделить особое внимание фотографиям, демонстрирующим историю ландшафта в Коломенском и Измайлове в ХХ веке.

*

Проект приурочен к 100-летию публикации одного из первых советских нормативных природоохранных актов – декрета «Об охране памятников природы, садов и парков», в котором закреплялись принципы заповедности «значительных по площади участков природы, замечательных своими памятниками».

Перед открытием выставки вы можете познакомиться с некоторыми экспонатами на виртуальной экспозиции «Сады и парки. Коломенское и Измайлово».

СМИ о нас

Телеканал «Усадьба». «Выставка "Сады и парки. Коломенское & Измайлово"»

Журнал «Третьяковская галерея». «Открытие выставки "Сады и парки. Коломенское & Измайлово" на Измайловском острове»

Информационный партнер

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari