Выставки
0+Святые земли русской
Коломенское18 января 2023 — 14 января 2024 г.
Дворец царя Алексея Михайловича, Думная палата, вход 1. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69.
В течение года в Думной палате Дворца царя Алексея Михайловича по очереди будут представлены 24 памятника иконописи из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Произведения будут меняться раз в две недели, а порядок экспонирования будет приближен к почитанию святых в церковном календаре.
На иконах запечатлены образы святых, особо почитаемых Русской церковью. Это князья-воины — защитники отечества, великие святители, церковные писатели и проповедники, основатели монастырей, юродивые Христа ради. Все они принимали активное участие в становлении и укреплении государства: мирили князей, благословляли воинов на победу, строили храмы, несли православное вероучение многим народам, населявшим русские земли.
Представленные на выставке иконы поступили в собрание Коломенского в 1920-е и 30-е годы, когда повсеместно закрывались для богослужения храмы и монастыри, а памятникам церковного искусства грозило физическое уничтожение. Благодаря усилиям музейных сотрудников эти произведения были спасены, отреставрированы и вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры.
В стоимость билета на эту выставку также входит посещение мужской и женской половин Дворца царя Алексея Михайловича.
Вторая половина XVII века. Дерево, темпера.
24. Святой преподобный Савва Сторожевский
Эту икону вы сможете увидеть в Думной палате с 5 декабря по 14 января
Савва Сторожевский (ум. 1407) – ученик преподобного Сергия Радонежского, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре. В 1392 году после смерти учителя возглавил основанную им обитель и управлял ею в течение шести лет. В1398 году князь Юрий Дмитриевич Звенигородский пригласил преподобного Савву в Звенигород стать настоятелем монастыря во имя Рождества Богородицы «на Сторожах» (ныне в городе Звенигород Московской области). Монастырь получил обширные земельные владения, стал одним из крупных духовных центров Руси. Общерусское празднование святому было установлено на церковном Соборе в 1547 году. Память Саввы Сторожевского особо чтилась при первых царях династии Романовых. Время расцвета Саввино-Сторожевского монастыря приходится на правление царя Алексея Михайловича. Царь часто посещал обитель, делал богатые вклады. В 1652 году в присутствии патриарха Иосифа и царя Алексея Михайловича состоялось торжественное обретение мощей святого Саввы. Согласно преданию, одно из посмертных чудес святого – спасение царя Алексея Михайловича во время охоты от медведя. Савва Сторожевский почитался как покровитель царей и защитник Москвы.
На иконе святой изображен в традиционном монашеском облачении, правой рукой он благословляет, левой держит свиток.
XVII век. Дерево, темпера. Происходит из Сумского Посада в Карелии.
23. Святитель Николай Чудотворец (Можайский)
Эта икона экспонировалась 21 ноября — 3 декабря
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский (IV век), прославленный во всем христианском мире, является одним из самых почитаемых и любимых в России святых. Имеется много разнообразных изображений святого, среди них – торжественный ростовой образ, на котором Николай Чудотворец представлен с широко разведенными руками: одной он поднял меч, в другой держит «город». Этот извод получил название «Можайский» в память чудесного спасения города Можайска от врага. В XIV веке, во время осады монголами, жители молились святому Николаю о спасении. Он внезапно возник в небе в грозном виде - в правой руке Святитель держал меч, а в левой символ града Можайска, в знак его охранения и защиты.
На иконе по сторонам нимба святого представлены стоящие на облаках Спаситель и Богоматерь. Они вручают Святителю Николаю атрибуты епископского достоинства – евангелие и омофор.
На Руси с древности со святителем Николаем связывалась идея заступничества, верности слову. Он – покровитель путешествующих, мореплавателей, защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье. Прослеживается созвучие подвига Николая Чудотворца характеру русского народа - святой Никола не ждал, когда его позовут, а сам спешил на помощь.
Конец XIX века. Дерево, темпера.
22. Святой благоверный князь Александр Невский
Эта икона экспонировалась 7-19 ноября
Александр Невский — один из наиболее чтимых князей-воинов. Его правление пришлось на время нашествия на русские земли Ливонского государства и шведов. Разгром шведов на Неве в 1240 году положил начало блистательным победам князя Александра Ярославича и закрепил за ним прозвище «Невский». Святому князю Александру Невскому не случайно отводится ключевая роль в русской истории. Его военные заслуги, талант дипломата и мудрость правителя определили вектор развития нашего государства. В русской культурной памяти на протяжении веков он остается как святой, правитель, как национальный герой. Почитание великого князя началось вскоре после кончины в 1263 году на месте его захоронения в Рождественском монастыре города Владимира. Согласно тексту жития святого в 1380 году произошло чудесное явление князя Александра Невского, когда он, накануне Куликовской битвы с монгольскими захватчиками, выступил на помощь своему правнуку великому князю Дмитрию Донскому и помог ему одержать победу. Канонизация Александра Невского состоялась на церковном соборе 1547 года. В 1724 году по указу Петра I мощи святого были перенесены из Владимира в Петербург в Александро-Невскую лавру.
На иконе святой показан в княжеских одеждах и с символами государственной власти — шапкой, увенчанной крестом, и скипетром.
Вторая половина XVIII века. Дерево; масло, темпера.
21. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
Эта икона экспонировалась c 23 октября по 5 ноября
Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макарове близ Киева. Обучался в Киево-Могилянской коллегии, где успешно освоил греческий и латинский языки. Проходил иноческое послушание в Киевском Кириллове монастыре, там же началась его литературная деятельность. Как церковный проповедник и богослов приобрел большую славу на Украине и в Литве. В 1684 году Димитрий был вызван в Киево-Печерскую лавру, где начал труд по составлению житий святых на весь год — Четий-Миней. Эта работа продолжалась в течение двадцати лет. Написанные святителем Димитрием Четьи-Минеи выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России.
В 1701 году указом Петра Первого Димитрий был вызван в Москву и возведен в сан митрополита Тобольского. Вскоре он получил назначение в Ростов Ярославский. Помимо книг Четий-Миней, святителем Димитрием были написаны проповеди, драмы, стихи и пьесы. Скончался в 1709 году. После кончины святителя, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. В гроб святителя Димитрия положили черновики его незаконченных произведений.
Святой представлен в келье, где находятся его книги, вверху — родовой герб.
Начало XVIII века. Дерево, темпера, тиснение по левкасу
20. Святой великомученик Димитрий Солунский
Эта икона экспонировалась c 10 по 22 октября
Димитрий Солунский (IV век) — один из наиболее чтимых святых в православном мире. Покровитель города Фессалоники в Греции. Принадлежал к знатному роду и был воспитан как христианин. Состоял на императорской службе. С началом массовых преследований христиан был арестован, заключен в подземелье и по приказу императора убит ударом копья. Димитрия называют Победоносцем из-за множества совершенных им чудес, которые связаны с оказанием военной помощи. Культ святого получил распространение у всех славянских народов. С принятием в X веке христианства почитание Димитрия Солунского пришло на Русь. Он считался покровителем воинского дела и помощником в борьбе против монгольского ига. После Куликовской битвы 1380 года установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти святого (Димитриевская родительская суббота). При первых царях из династии Романовых имя Димитрий получил сын Алексея Михайловича (родился в 1649 году).
На иконах изображается безбородым юношей с короткими кудрявыми волосами, облаченным в воинские доспехи, с крестом и копьем (атрибутами мученика и воина Христова). Вверху представлен образ Господа Иисуса Христа на Святом Убрусе.
XIX век. Дерево, темпера.
19. Святитель Петр митрополит Московский в предстоянии Господу Вседержителю и сценами жития
Эта икона экспонировалась 26 сентября — 8 октября
Митрополит Петр (годы служения 1308-1326) — первый московский святой, почитание которого приобрело общерусский характер. Главный подвиг служения святителя Петра — деятельное участие в борьбе за единство Русского государства. С его именем связано начало возвышения Москвы как политической столицы и духовного центра Северо-Восточной Руси. Этому способствовало перенесение в 1325 году митрополичьей кафедры из Владимира в Москву.
По благословению митрополита Петра в Московском Кремле великим князем Иваном Даниловичем Калитой было начато строительство Успенского собора, в котором Петр заложил свою гробницу.
На иконе вокруг центральной фигуры митрополита представлены четыре сцены его жития: в нижней части рождество и крещение святителя Петра; вверху — поставление в митрополиты и преставление святителя Петра.
XVII век, дерево, темпера. Из церкви святителя Николая на Щепах в Москве
18. Святой преподобный Сергий Радонежский с житием
Эта икона экспонировалась 12-24 сентября
Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) – великий русский святой, основатель Троице-Сергиева монастыря под Москвой, ставшего духовным центром России. Сергий (в отрочестве носивший имя Варфоломей) родился близ Ростова в семье боярина. В начале 1330-х годов родители Варфоломея переселились в Радонеж, расположенный на северо-восточной окраине Московского княжества. После смерти родителей Варфоломей удалился на гору Маковец, где построил церковь в честь Святой Троицы и принял монашеский постриг под именем Сергий. В 1354 году он стал игуменом Троицкого монастыря. Святой Сергий оказал огромное влияние на все значительные события XIV века - эпохи борьбы с ордынским игом и объединения русских земель вокруг Москвы. В условиях постоянных набегов ордынцев на Русь и внутренних распрей между князьями Сергий примером своей жизни поднимал упавший дух русского народа, пробуждал в соотечественниках доверие к своим силам. За советом к игумену Троицкого монастыря обращались и простые люди, и князья. Это было началом нравственного, а затем и политического возрождения русского народа.
Сергий Радонежский был духовным наставником и учителем многих подвижников – устроителей православных монастырей. Под влиянием нравственного учения Сергия находился великий древнерусский художник Андрей Рублев; в память о старце он написал «Троицу», ставшую символом русской духовности. В 1380 году преподобный Сергий благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предрек ему победу.
На иконе представлены события жизни святого.
Конец XVII века. Дерево, темпера.
17. Святой преподобный Иосиф Волоцкий
Эта икона экспонировалась с 29 августа по 10 сентября
Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин), выходец из семьи мелких вотчинников Волоцкого княжества, родился в 1439 году, монашество принял в Пафнутьево-Боровской обители. Получив большую помощь от местного князя Бориса Васильевича, в 1479 году Иосиф основал свой монастырь на землях Волоцкого княжества. В монастыре возводились храмы, трапезная палата с хлебопекарней и поварней, братские кельи. Над украшением церквей росписями и иконами трудился знаменитый художник Дионисий с сыновьями. Иосиф Волоцкий известен как собиратель и любитель древних икон, писатель и публицист, автор Монастырского устава, исторического трудов, «Послания к иконописцу». Преподобный Иосиф заботился об увеличении монастырских земель и пожертвованиях для обители. Уже при его жизни основанный им монастырь стал крупным землевладельцем и значительным идеологическим центром Московской Руси.
На иконе святой представлен обращенным в молитве к Спасителю, в руке он держит развернутый свиток с поучением братии. В центральной части композиции показаны постройки Иосифо-Волоколамского монастыря: собор, трапезная, колокольня, ограда с надвратной церковью и башнями. Архитектура соответствует состоянию монастырского ансамбля конца XVII века.
2014 год. Дерево, темпера. Написана по заказу музея.
16. М.А.Скутте. Благословение преподобного Сергия Радонежского битвы Куликовой.
Эта икона экспонировалась 15-27 августа
Подъем русского национального самосознания, борьба с монгольскими захватчиками и единение разрозненных сил вокруг Москвы связаны с именами великих подвижников — Сергием Радонежским и Димитрием Донским.
В августе 1380 года игумен Троице-Сергиева монастыря преподобный Сергий перед решающим сражением с врагом благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и предрек ему победу. На иконе изображен коленопреклоненный Димитрий Донской со своими ратниками. Он получает благословение от святого Сергия Радонежского. С князем Сергий послал в войска грамоту и отпустил двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, сильных и искусных в воинском деле богатырей. Оба монаха облачены в одежды схимников — островерхие куколи с вышитыми на них крестами, символизирующие доспехи, в которых монахи ведут священную войну с «врагом рода человеческого». На иконе представлен и князь Владимир Андреевич Серпуховской, которому принадлежало в то время село Коломенское.
В честь подвига князя-воина Димитрия Донского во время Великой Отечественной войны его именем была названа танковая колонна, а в 1988 году Димитрий Донской прославлен Русской церковью как святой.
XVI век. Дерево, темпера
15. Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре
Эта икона экспонировалась 1-13 августа
Святые христианские мученики Флор и Лавр жили во втором веке в Иллирии (провинция Римской империи) и славились как искусные каменщики. Культ святых Флора и Лавра возник на Балканах, затем перешел на Русь, где получил особое распространение в северных землях. Святые почитались как покровители домашнего скота и целители, их иконы часто размещались в сельских храмах.
Сюжет составляет изображение архангела Михаила, который вручает святым Флору и Лавру поводья двух оседланных коней, даруя им власть над домашними животными. В нижней части композиции – порученный их покровительству табун лошадей и юноши-пастухи на конях. В их образах представлены святые братья-мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (по-гречески – «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем»). Святых Флора и Лавра почитали и как покровителей конных воинов, ратников. Не случайно великий князь московский Дмитрий Донской в 1380 году перед походом на Куликовскую битву с монголами отправился на благословение к преподобному Сергию Радонежскому в день празднования святых Флора и Лавра.
XVIII век. Дерево, темпера, золочение
14. Святой мученик Иоанн Воин
Эта икона экспонировалась 18-30 июля
Иоанн Воин жил в Византии в IV веке при императоре Юлиане Отступнике, по происхождению славянин. Будучи солдатом, он вместе с другими воинами был послан истреблять христиан, но вместо этого тайно помогал им избежать смерти, иногда освобождал из-под стражи арестованных. Поддерживал больных и немощных независимо от их вероисповедания. По легенде, принял мученическую кончину от тирана. На Руси святой Иоанн Воин (Воинственник) в XVII веке считался небесным заступником стрельцов. Почитание его как покровителя всего русского воинства установилось при Петре I во время Северной войны со Швецией (1700-1721).
На иконе святой Иоанн Воин изображен в доспехах, с оружием – копьем с красным прапором и щитом. В правой руке держит крест. Атрибуты святого отражают мученический и воинский аспект его почитания как воина Христова и защитника православных христиан. Вверху – поясное изображение Господа Иисуса Христа.
2008 год. Дерево; темпера, золочение, серебрение
13. Святые царственные страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевны Ольга, Мария, Татиана, Анастасия, царевич Алексий
Эта икона экспонировалась 4-16 июля
Изображена семья последнего русского императора Николая II (1868 – 1918). В марте 1917 года Николай II отрекся от престола. По решению Временного правительства он был арестован и в июле того же года вместе с семьей сослан в Тобольск. Весной 1918 года, при власти большевиков, был доставлен в Екатеринбург, где в ночь на 17 июля вместе с супругой и детьми расстрелян в подвале дома Ипатьева. Официальная канонизация царской семьи Русской православной церковью состоялась в 2000 году. Николай II и его семья причислены к лику святых страстотерпцев. Слово «страстотерпец» применяется к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические и нравственные страдания и со смирением принимали смерть от рук политических противников. Царская семья почитается в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века.
На иконе святые царь Николай и царица Александра Федоровна представлены стоящими по сторонам Святого Креста в традиционных одеждах византийских императоров, на головах – венцы-короны. В центре композиции – цесаревич Алексий. В руках у цесаревича и великих княжон мученические кресты. Портретные черты святых переданы условно, в соответствии с канонами русской иконописи.
Конец XVIII века. Дерево; темпера.
12. Богоматерь Боголюбская (Московская)
Эта икона экспонировалась 20 июня — 2 июля
Древний образ Богоматери Боголюбской, написанный по заказу князя Андрея Боголюбского в XII веке, особо почитался на Руси. В Москве широкое распространение получил иконографический извод образа с московскими святыми, покровителями и заступниками города. Такая иконография имеет второе название — «Моление о народе».
Богоматерь изображена в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Девы свиток с текстом обращенной к Ней молитвы: «Всечистая Владычице Богородице, непрестанно простираеши…». Среди молящегося народа — московские митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп, святые юродивые Василий Блаженный и Максим Блаженный. Внизу — панорама Московского Кремля. В двух картушах тексты молитвы к Богородице и московским святителям с просьбой избавить «град сей и вся грады и страны христианские от сея смертоносныя язвы». Упомянутая в текстах «смертоносная язва» — эпидемия чумы, которая свирепствовала в Москве в 1771 году. У иконы Боголюбской Божией Матери, размещенной над Варваринскими воротами Китай-города, исцелялись больные и икона стала почитаться как чудотворная.
Иконописные мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Конец XVII века. Дерево; темпера, золочение.
11. Богоматерь Владимирская
Эта икона экспонировалась 6-18 июня
Древняя икона Богоматери была привезена на Русь из Византии в XII веке. Князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир, где в течение веков икона находилась в Успенском соборе и по месту своего пребывания получила наименование Владимирской. Согласно летописным сведениям чудотворной силой иконы Богоматери Владимирской Москва была спасена в 1395 году от нашествия войск Тамерлана, в 1405 году – при жестоком опустошительном разорении Руси ханом Едигеем и в 1521 году – от войск хана Махмет-Гирея. Является палладиумом города и всего Московского царства. С иконы Богоматери Владимирской неоднократно делались списки-копии. Главная православная святыня – икона Богоматери Владимирской – своим чудесным заступничеством помогла защитить страну от нападения врагов и во времена монгольского нашествия и во все последующие войны.
XIX век. Дерево; темпера.
10. Святители Леонтий, Исайя и Игнатий Ростовские, в предстоянии Спасу Эммануилу
Эта икона экспонировалась с 23 мая по 4 июня
Святитель Леонтий — один из самых выдающихся архипастырей Русской церкви домонгольского периода. В сороковые годы XI столетия был поставлен епископом Ростовской земли, населенной в то время язычниками. Учил вере во Христа детей и взрослых, просвещая народ словом Божиим. Его апостольский подвиг привел к мученической кончине — в 1075 году Леонтий был убит язычниками. В XII веке причислен к лику святых.
Епископ Исайя возглавил Ростовскую кафедру в 1078 году. С проповедью Евангелия обходил пешком Ростовскую и Суздальскую земли, обращая язычников в христианство. На местах прежних капищ Исайя воздвигал христианские храмы.
Святитель Игнатий стал епископом Ростовским в 1264 году и управлял епархией в течение 26 лет. Прославился как миротворец. Он примирил ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей, затеявших кровавую усобицу. Дважды совершал опасные путешествия в Золотую Орду, чтобы ходатайствовать за Русскую церковь.
Ростовские чудотворцы изображены в епископских облачениях и с евангелиями в руках. Смысловым центром композиции является благословляющий жест правой руки святителя Леонтия, обращенный к предстоящим. Иконография ростовских святителей восходит к изображениям святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Уподобление ростовских святых трем великим Отцам Церкви ясно звучит в словах посвященного им богослужебного канона: «Яко во вселеней трие велицые святителие, бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову…».
Начало XVIII века. Дерево, темпера
9. Святитель Алексий, митрополит Московский
Эта икона экспонировалась с 11 по 25 мая
Святитель Алексий, митрополит Московский (умер в 1378 году) — выдающийся церковный и государственный деятель Древней Руси. Состоял регентом при малолетнем великом князе Дмитрии Ивановиче, вплоть до его совершеннолетия фактически возглавлял русское государство, способствуя объединению и укреплению Московского княжества. По благословению святителя Алексия были основаны четыре московских монастыря: Чудов, Спасо-Андроников, Алексеевский и Симонов. В 1448 году канонизирован как святой.
Митрополит Алексий изображен на фоне Московского Кремля в молитвенном обращении Спасителю. Архитектура Кремля соответствует началу XVIII века — времени написания иконы. На переднем плане — стена с башнями и выкопанный вдоль нее в XVI веке со стороны Красной площади ров. Через него перекинут мост, ведущий к проездной Спасской башне. Из построек на территории Кремля выделяются колокольня Ивана Великого, массивный Успенский собор, виднеются главки соборов Чудова монастыря, в котором был погребен митрополит Алексий.
Надпись над изображением Кремля: «Богохранимый царствующий град Москва»
XIX век. Дерево, темпера
8. Чудо святого Георгия о змие
Эта икона экспонировалась с 25 апреля по 9 мая
Воин-мученик Георгий, претерпевший жесточайшие пытки за христианскую веру (III век), на Руси почитается как защитник родной земли от врагов. Сюжет иконы иллюстрирует один из эпизодов жития святого. Георгий убил копьем змея, пожиравшего людей, освободил царскую дочь и спас город от чудовища. Развернутая иконография чуда Георгия о змии включает изображение ангела, который водружает на голову героя золотой венец, и царевны, стоящей у городских ворот. Вверху — Господь Иисус Христос благословляет святого Георгия.
В 1769 году императрицей Екатериной II был учрежден военный орден Святого Победоносца Георгия и черно-оранжевая георгиевская лента. Орден вручался только воинским чинам за боевые заслуги. С 1942 года черно-оранжевая лента ордена святого Георгия стала отличительным знаком гвардейских частей и символом победы. В 1992 году орден восстановлен как высшая военная награда Российской Федерации. Он вручается старшим и высшим офицерам Российских Вооруженных сил за проведение боевых операций по защите Отечества.
XIX век. Дерево, темпера. Из старообрядческой церкви в Токмаковом переулке в Москве
7. Святые преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Эта икона экспонировалась 11-23 апреля
Зосима и Савватий — основатели Соловецкого монастыря на Русском Севере. Преподобный Савватий положил начало монашеской жизни на Соловках. В поисках уединения и безмолвия в 1429 году вместе с иноком Германом он отправился на лодке на необитаемый остров в Белом море. Там монахи водрузили крест и поставили келью. Через несколько лет Герман ушел на Онегу, а Савватий остался на Соловках. Перед смертью приплыл к часовне на реке Выг, где скончался в 1435 году. Святой Зосима — продолжатель дела святого Савватия. В 1436 году он прибыл на Соловецкие острова, где был удостоен чудесного «видения» — прекрасной церкви, стоящей «на воздухе». Когда на остров стали собираться отшельники, Зосима построил деревянную церковь и кельи. Он прожил 42 года на Соловецких островах и 26 лет был игуменом обители.
Зосима и Савватий представлены с монастырем в руках, в молитвенном обращении к образу Богоматери Знамение. В композицию иконы включены иллюстрации четырех посмертных чудес святых:
- Зосима и Савватий избавляют корабль от потопа
- Зосима и Савватий посещают больных
- Чудо о просфоре
- Зосима и Савватий являются некоему старцу, который забыл, где спрятал деньги
Начало XX века. Дерево, масло. Происходит из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове в Москве
6. Святой преподобный Серафим Саровский
Эта икона экспонировалась с 28 марта по 7 апреля
Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) — самый почитаемый русский святой Нового времени. Родился в Курске в купеческой семье. В 1778 году пришел в Саровский монастырь в нижегородских землях и принял там монашеский постриг. Удалился в лесную келью, где 35 лет провел в строгом безмолвии. Не раз удостаивался видений Божией Матери. В 1825 году вернулся в монастырь и начал принимать страждущих, которые приходили к нему со всей России. Прославился исцелениями от болезней многих людей. Канонизация Серафима Саровского как общерусского святого состоялась в 1903 году по настоянию императора Николая II.
На иконе Серафим Саровский представлен на фоне монастырских строений. Правая рука приподнята в жесте благословления, в левой — монашеские четки. Вверху на облаке — изображение Пресвятой Богородицы. Фон и поля иконы выполнены в технике тиснения по золоченому левкасу, имитирующему золотой чеканный оклад с эмалями.
1830-е годы. Дерево, темпера, масло.
5. Икона Святой преподобный Антоний Дымский
Эта икона экспонировалась 14-26 марта
Антоний Дымский родился в Великом Новгороде в 1157 году. Принял монашеский постриг в Варлаамском Хутынском монастыре. По делам обители был послан в Константинополь и посетил Святую Землю. Он отказался стать преемником Варлаама Хутынского, тайно оставил монастырь и поселился в пещере на берегу Дымского озера. Постепенно к отшельнику стали стекаться монахи и возникла обитель (теперь это окрестности города Тихвин в Ленинградской области). По преданию, на основание монастыря Антоний получил грамоту от князя Александра Невского. Скончался в 1224 году. Святой прославился многими чудесами. Антониев Дымский монастырь часто подвергался разорению: в 1409 году его сожгли татары, в 1611 – поляки. В 1585 году, во время нашествия шведов, там нашли убежище монахи Валаамского монастыря. По тексту жития святого, Антоний дважды спасал свою обитель от неприятеля: ночью он являлся настоятелю, пробуждая его и предупреждая об опасности. Изображен в молитвенной позе, в руке - свиток с текстом: "Господи, да будет на сем месте обитель сия святая". Архитектура монастыря соответствует первой трети XIX века.
XVII век. Дерево, темпера. Из церкви Святителя Николая Большой Крест в Москве
4. Икона Святитель Филипп, митрополит Московский, с житием
Эта икона экспонировалась с 28 февраля по 12 марта
Митрополит Филипп (родился в 1507 году) принадлежал к знатному роду бояр Колычевых. В тридцатилетнем возрасте он тайно покинул Москву и ушел в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг, а затем стал его игуменом. Проводил на Соловецких островах масштабные строительные работы. В 1566 году был вызван в Москву и возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. Вскоре Филипп выступил с обличением кровавых злодеяний царя Иоанна Грозного, за что был сослан в отдаленный монастырь в Твери, заточен в темницу и убит царским опричником. В 1591 году гроб митрополита перенесли в Соловецкий монастырь, где началось его местное почитание как святого. В 1652 году царь Алексей Михайлович направил в Соловецкий монастырь посольство с покаянной грамотой, обращенной к Филиппу. Святые мощи митрополита торжественно перевезли в Москву и установили в кремлевском Успенском соборе. В клеймах иконы представлены сцены жития святого.
XVI век. Дерево, темпера. Происходит из собрания С.П.Рябушинского
3. Икона Святой благоверный Всеволод-Гавриил, князь Псковский
Эта икона экспонировалась 14-26 февраля
Князь Всеволод-Гавриил (умер в 1138 году) правил в Великом Новгороде и Пскове, откуда совершал победоносные походы в прибалтийские земли. Он при жизни был почитаем в народе, отличался храбростью, редкой силой и благочестием, строил храмы, щедро помогал бедным, кормил множество людей в голодные годы.
На иконе князь изображен с Троицким собором города Пскова, чье строительство началось в годы его правления. После смерти князь был погребен в заложенной им церкви Димитрия Солунского, а в 1192 году мощи Всеволода-Гавриила, прославленные чудесами, были торжественно перенесены в Троицкий собор. С этого времени началось его местное почитание в Пскове. Канонизация князя на церковном Московском соборе 1549 года положила начало распространению его культа по всей Руси.
Всеволод-Гавриил представлен так, как предписывает текст иконописного подлинника: «Подобием рус, власы с ушей повились, брада, шуба на нем червчата, испод лазорь, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилами об одном верху». На стене храма размещено изображение Святой Троицы.
XVII век, дерево, темпера. Из церкви села Никольское — Хинки под Москвой.
2. Святой князь Михаил Черниговский и боярин Феодор
Эта икона экспонировалась с 31 января по 12 февраля
Князь Михаил Черниговский (XIII век) правил в Чернигове, Новгороде и Киеве. Принял мученическую смерть в 1246 году в Золотой Орде от хана Батыя за отказ выполнить языческие обряды. Подвиг князя повторил верный ему боярин Феодор. Тела святых страдальцев бросили на съедение псам, но, согласно текстам жития, они остались невредимыми. Останки святого князя Михаила и боярина Феодора перенесли в Чернигов и предали погребению. В XVI веке, когда Чернигов оказался во власти поляков-католиков, святые мощи из опасения поругания были вывезены в Москву, где их встретил крестный ход. Их поместили в церковь черниговских чудотворцев, построенную по повелению царя Иоанна Грозного. В XVIII веке состоялось торжественное перенесение святых мощей в Архангельский собор Московского Кремля.
Русская церковь почитает святых Михаила и Феодора Черниговских как страдальцев за веру Христову.
1675 год. Дерево, темпера.
1. Святые князья Владимир, Борис и Глеб
Эта икона экспонировалась 18-29 января
Князь Владимир вошел в историю как правитель, при котором в 988 году совершилось крещение Руси. Представитель династии Рюриковичей, первых правителей Руси, князь Владимир проводил политику усиления страны, выступал как решительный полководец и опытный государственный муж. В годы его княжения (980-1015) владения Руси расширились от реки Буга до Балтийского моря, были основаны новые города, начато масштабное каменное строительство.
Князь вел активную внешнюю деятельность, им были заключены договора с правителями разных стран – королями Венгрии, Польши, Чехии, с папой римским, с императором Византии. Вместе с принятием христианства Русь приняла и славянскую азбуку, составленную греческими просветителями Кириллом и Мефодием. Грамотность и книжность стали неотъемлемыми составляющими жизни русского человека.
На иконе князь Владимир представлен вместе с сыновьями, князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом. Они прославлены Церковью как первые русские святые, поскольку были коварно убиты в 1015 году в междоусобной войне, начавшейся после смерти князя Владимира. Подвиг Бориса и Глеба стал символом прекращения внутренней смуты и вражды. Князья почитаются как чудотворцы и целители, покровители княжеских дружин и небесные защитники всего Русского государства и Церкви. Изображение святых с оружием — княжескими мечами и мученическими крестами — символизирует их принадлежность к Христову воинству.
1830-е годы. Дерево, темпера, масло.
5. Икона Святой преподобный Антоний Дымский
Эту икону вы сможете увидеть в Думной палате с 14 по 26 марта
Антоний Дымский родился в Великом Новгороде в 1157 году. Принял монашеский постриг в Варлаамском Хутынском монастыре. По делам обители был послан в Константинополь и посетил Святую Землю. Он отказался стать преемником Варлаама Хутынского, тайно оставил монастырь и поселился в пещере на берегу Дымского озера. Постепенно к отшельнику стали стекаться монахи и возникла обитель (теперь это окрестности города Тихвин в Ленинградской области). По преданию, на основание монастыря Антоний получил грамоту от князя Александра Невского. Скончался в 1224 году. Святой прославился многими чудесами. Антониев Дымский монастырь часто подвергался разорению: в 1409 году его сожгли татары, в 1611 – поляки. В 1585 году, во время нашествия шведов, там нашли убежище монахи Валаамского монастыря. По тексту жития святого, Антоний дважды спасал свою обитель от неприятеля: ночью он являлся настоятелю, пробуждая его и предупреждая об опасности. Изображен в молитвенной позе, в руке - свиток с текстом: "Господи, да будет на сем месте обитель сия святая". Архитектура монастыря соответствует первой трети XIX века.
1830-е годы. Дерево, темпера, масло.
5. Икона Святой преподобный Антоний Дымский
Эту икону вы сможете увидеть в Думной палате с 14 по 26 марта
Антоний Дымский родился в Великом Новгороде в 1157 году. Принял монашеский постриг в Варлаамском Хутынском монастыре. По делам обители был послан в Константинополь и посетил Святую Землю. Он отказался стать преемником Варлаама Хутынского, тайно оставил монастырь и поселился в пещере на берегу Дымского озера. Постепенно к отшельнику стали стекаться монахи и возникла обитель (теперь это окрестности города Тихвин в Ленинградской области). По преданию, на основание монастыря Антоний получил грамоту от князя Александра Невского. Скончался в 1224 году. Святой прославился многими чудесами. Антониев Дымский монастырь часто подвергался разорению: в 1409 году его сожгли татары, в 1611 – поляки. В 1585 году, во время нашествия шведов, там нашли убежище монахи Валаамского монастыря. По тексту жития святого, Антоний дважды спасал свою обитель от неприятеля: ночью он являлся настоятелю, пробуждая его и предупреждая об опасности. Изображен в молитвенной позе, в руке - свиток с текстом: "Господи, да будет на сем месте обитель сия святая". Архитектура монастыря соответствует первой трети XIX века.
XIX век. Дерево, темпера
8. Чудо святого Георгия о змие
Эту икону вы сможете увидеть в Думной палате с 25 апреля по 9 мая
Воин-мученик Георгий, претерпевший жесточайшие пытки за христианскую веру (III век), на Руси почитается как защитник родной земли от врагов. Сюжет иконы иллюстрирует один из эпизодов жития святого. Георгий убил копьем змея, пожиравшего людей, освободил царскую дочь и спас город от чудовища. Развернутая иконография чуда Георгия о змии включает изображение ангела, который водружает на голову героя золотой венец, и царевны, стоящей у городских ворот. Вверху — Господь Иисус Христос благословляет святого Георгия.
В 1769 году императрицей Екатериной II был учрежден военный орден Святого Победоносца Георгия и черно-оранжевая георгиевская лента. Орден вручался только воинским чинам за боевые заслуги. С 1942 года черно-оранжевая лента ордена святого Георгия стала отличительным знаком гвардейских частей и символом победы. В 1992 году орден восстановлен как высшая военная награда Российской Федерации. Он вручается старшим и высшим офицерам Российских Вооруженных сил за проведение боевых операций по защите Отечества.