Выставки
Тайна идущего времени
Коломенское
30 сентября 2025 г. — 15 февраля 2026 г.
Дворец царя Алексея Михайловича, Большой выставочный зал, вход 3. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69
Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединила больше 800 предметов XVII–XX веков из собрания музея-заповедника, Музея В.А. Тропинина и Музея космонавтики. Экспонаты раскрывают, как ученые, мастера и художники разных эпох создавали не просто механизмы, а настоящие произведения искусства, которые несли в себе философские и научные представления о времени. Представленные часы различаются формой, размерами, материалами исполнения и расположены в хронологическом порядке их создания.
Механические приборы для измерения времени стали первым автоматическим устройством, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. Целых три столетия они оставались самым сложным механизмом и стимулировали творческую мысль механиков. Можно сказать, что XIV–XVII века в истории техники прошли под знаком часов.
Однако тогда иметь такой сложный прибор в своем доме мог не каждый. Одни на всех часы располагались на почетном месте города — на здании ратуши, башни или колокольни. Дошедшие до наших дней башенные часы являются одними из главных достопримечательностей городов, например часы на Спасской башне Московского Кремля или Пражские куранты, одни из старейших в мире. Посетители Коломенского могут услышать мелодию башенных часов XVIII века на Передних воротах Государева двора. На выставке представлены фотографии уникальной коллекции башенных часовых механизмов ХVI–XIX веков, которые демонстрируются в постоянной экспозиции «Вехи истории Коломенского».
Часы XVII–XVIII веков из коллекции музея-заповедника по типологии могли находиться во дворце царя Алексея Михайловича: песочные из Фландрии, настольные кабинетные из Германии, люцерновые производства Англии.
Дорожные часы и часы-каретник символизируют путешествие во времени. На выставке «Тайна идущего времени» это переход от XVIII столетия в следующие века. Перемещения по суше и по морю требовали точного отсчета времени. Изящные портативные приборы сопровождали путешественников в долгих поездках. Эти механизмы олицетворяют мобильность эпохи и необходимость точности даже в пути.
Представить каминные, настенные, напольные, настольные часы в интерьере позволят живописные портреты, изображения кабинетов XVIII–XIX веков, сюжетные композиции. В уникальных часах XIХ века можно увидеть символизм, обращение к античной мифологии.
Два эпохальных события в истории России ХХ века также отражены в часовых механизмах: это победа в Великой Отечественной войне и выход человека в космос. Часы, посвященные Великой Победе и космонавтам-героям, — это не просто прибор, но и награда, признание заслуг и символ памяти. Здесь время — свидетель событий и исторических подвигов, а надписи на циферблате и изображение героев напоминают о силе духа и патриотизме людей, для которых эти часы стали символом личной истории.
Представленные на выставке во Дворце царя Алексея Михайловича измерительные приборы — от солнечных до часов космонавтов — стрелой времени пронзают историю человечества — от человека, строившего мегалиты для ориентирования на восход солнца и созвездий, до современного человека, запускающего сложнейшие космические аппараты, чтобы заглянуть в дальние уголки Вселенной и разгадать тайну идущего времени.
Рекомендации по посещению:
Пожалуйста, планируйте свой визит с учетом того, что вход и продажа билетов на выставки и экспозиции прекращается за 30 минут до окончания их работы.
Альбрехт Карнер. Компас в форме шкатулки с откидной крышкой. Германия. 1662. Кость слона, металл, стекло, нить; резьба, гравировка, подцветка, оптика. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Деньер. Часы из каминного гарнитура. Франция, Париж. 1820-е. Бронза, сталь, эмаль белая; литье, чеканка, слесарная работа, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Дорожные часы с футляром. Франция. Последняя треть XIX века. Латунь, сталь, бесцветное стекло; фабричное производство. Футляр дерево, кожа, бархат, латунь, дерматин; живопись маслом, литье, склейка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Иоганн Поссдорфер. Настольные, горизонтальные, кабинетные, двустрелочные часы. Дрезден. 1620–1630-е, переделаны в начале XVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, гравировка, пайка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы «Амур и Психея». Париж. 1820. Бронза, эмаль, сталь; литье, золочение, чеканка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы с кустом акации и птицами. Германия. Вторая половина XIX века. Дерево, металл, перо, шерстяная нить, папье-маше; слесарная работа, столярная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы со скульптурой Аполлона с лирой на постаменте музыкальной шкатулки. Париж. Начало XIX века. Бронза, дерево, левкас; чеканка, литье, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Люцерновые часы. Англия, Лондон. Конец XVII — начало XVIII века. Сталь, латунь, веревка; литье, слесарная работа, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Настольные, горизонтальные часы. Восточная Германия, Ширвиндт. Первая четверть ХVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, пайка, монтировка, гравировка, золочение, серебрение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Часы-«каретник». Западная Европа. Начало XX века. Латунь, эмаль, сталь; литье, слесарная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Альбрехт Карнер. Компас в форме шкатулки с откидной крышкой. Германия. 1662. Кость слона, металл, стекло, нить; резьба, гравировка, подцветка, оптика. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Деньер. Часы из каминного гарнитура. Франция, Париж. 1820-е. Бронза, сталь, эмаль белая; литье, чеканка, слесарная работа, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Дорожные часы с футляром. Франция. Последняя треть XIX века. Латунь, сталь, бесцветное стекло; фабричное производство. Футляр дерево, кожа, бархат, латунь, дерматин; живопись маслом, литье, склейка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Иоганн Поссдорфер. Настольные, горизонтальные, кабинетные, двустрелочные часы. Дрезден. 1620–1630-е, переделаны в начале XVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, гравировка, пайка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы «Амур и Психея». Париж. 1820. Бронза, эмаль, сталь; литье, золочение, чеканка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы с кустом акации и птицами. Германия. Вторая половина XIX века. Дерево, металл, перо, шерстяная нить, папье-маше; слесарная работа, столярная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы со скульптурой Аполлона с лирой на постаменте музыкальной шкатулки. Париж. Начало XIX века. Бронза, дерево, левкас; чеканка, литье, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Люцерновые часы. Англия, Лондон. Конец XVII — начало XVIII века. Сталь, латунь, веревка; литье, слесарная работа, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Настольные, горизонтальные часы. Восточная Германия, Ширвиндт. Первая четверть ХVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, пайка, монтировка, гравировка, золочение, серебрение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Часы-«каретник». Западная Европа. Начало XX века. Латунь, эмаль, сталь; литье, слесарная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Альбрехт Карнер. Компас в форме шкатулки с откидной крышкой. Германия. 1662. Кость слона, металл, стекло, нить; резьба, гравировка, подцветка, оптика. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Деньер. Часы из каминного гарнитура. Франция, Париж. 1820-е. Бронза, сталь, эмаль белая; литье, чеканка, слесарная работа, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Дорожные часы с футляром. Франция. Последняя треть XIX века. Латунь, сталь, бесцветное стекло; фабричное производство. Футляр дерево, кожа, бархат, латунь, дерматин; живопись маслом, литье, склейка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Иоганн Поссдорфер. Настольные, горизонтальные, кабинетные, двустрелочные часы. Дрезден. 1620–1630-е, переделаны в начале XVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, гравировка, пайка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы «Амур и Психея». Париж. 1820. Бронза, эмаль, сталь; литье, золочение, чеканка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы с кустом акации и птицами. Германия. Вторая половина XIX века. Дерево, металл, перо, шерстяная нить, папье-маше; слесарная работа, столярная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы со скульптурой Аполлона с лирой на постаменте музыкальной шкатулки. Париж. Начало XIX века. Бронза, дерево, левкас; чеканка, литье, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Люцерновые часы. Англия, Лондон. Конец XVII — начало XVIII века. Сталь, латунь, веревка; литье, слесарная работа, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Настольные, горизонтальные часы. Восточная Германия, Ширвиндт. Первая четверть ХVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, пайка, монтировка, гравировка, золочение, серебрение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Часы-«каретник». Западная Европа. Начало XX века. Латунь, эмаль, сталь; литье, слесарная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Книга отзывов:
- Уникальная выставка, в которой органично сочетаются художественная и познавательная составляющие. К ним же добавляется и остающееся после выставки эстетическое удовольствие. Большое спасибо задумавшим эту выставку, организовавшим ее, а также обеспечивающим ее работу!
- Огромная благодарность организаторам выставки за сохранность времени для потомков.
- Увлекательный мир часов проносит через века. Очень порадовали часы с акацией и птицами.
- Чудесная выставка о времени и часах. Понимаешь, как все мимолетно и какая красота окружала людей.
- Выставка очень интересная, прониклись духом времени прошлых эпох.
- Абсолютно блистательный проект! Очень нарядная и информационно-насыщенная выставка! Спасибо!