Тайна идущего времени
Выставки

Тайна идущего времени

Коломенское
image

30 сентября 2025 г. — 15 февраля 2026 г.

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, Большой выставочный зал, вход 3. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединила больше 800 предметов XVII–XIX веков из собрания музея-заповедника, Музея В.А. Тропинина и Музея космонавтики. Экспонаты раскрывают, как ученые, мастера и художники разных эпох создавали не просто механизмы, а настоящие произведения искусства, которые несли в себе философские и научные представления о времени. Представленные часы различаются формой, размерами, материалами исполнения и расположены в хронологическом порядке их создания. 

Механические приборы для измерения времени стали первым автоматическим устройством, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. Целых три столетия они оставались самым сложным механизмом и стимулировали творческую мысль механиков. Можно сказать, что XIV–XVII века в истории техники прошли под знаком часов.

Однако тогда иметь такой сложный прибор в своем доме мог не каждый. Одни на всех часы располагались на почетном месте города — на здании ратуши, башни или колокольни. Дошедшие до наших дней башенные часы являются одними из главных достопримечательностей городов, например часы на Спасской башне Московского Кремля или Пражские куранты, одни из старейших в мире. Посетители Коломенского могут услышать мелодию башенных часов XVIII века на Передних воротах Государева двора. На выставке представлены фотографии уникальной коллекции башенных часовых механизмов ХVI–XIX веков, которые демонстрируются в постоянной экспозиции «Вехи истории Коломенского».

Часы XVII–XVIII веков из коллекции музея-заповедника по типологии могли находиться во дворце царя Алексея Михайловича: песочные из Фландрии, настольные кабинетные из Германии, люцерновые производства Англии.

Дорожные часы и часы-каретник символизируют путешествие во времени. На выставке «Тайна идущего времени» это переход от XVIII столетия в следующие века. Перемещения по суше и по морю требовали точного отсчета времени. Изящные портативные приборы сопровождали путешественников в долгих поездках. Эти механизмы олицетворяют мобильность эпохи и необходимость точности даже в пути.

Представить каминные, настенные, напольные, настольные часы в интерьере позволят живописные портреты, изображения кабинетов XVIII–XIX веков, сюжетные композиции. В уникальных часах XIХ века можно увидеть символизм, обращение к античной мифологии.

Два эпохальных события в истории России ХХ века также отражены в часовых механизмах: это победа в Великой Отечественной войне и выход человека в космос. Часы, посвященные Великой Победе и космонавтам-героям, — это не просто прибор, но и награда, признание заслуг и символ памяти. Здесь время — свидетель событий и исторических подвигов, а надписи на циферблате и изображение героев напоминают о силе духа и патриотизме людей, для которых эти часы стали символом личной истории.

Представленные на выставке во Дворце царя Алексея Михайловича измерительные приборы — от солнечных до часов космонавтов — стрелой времени пронзают историю человечества — от человека, строившего мегалиты для ориентирования на восход солнца и созвездий, до современного человека, запускающего сложнейшие космические аппараты, чтобы заглянуть в дальние уголки Вселенной и разгадать тайну идущего времени.

Рекомендации по посещению:


Альбрехт Карнер. Компас в форме шкатулки с откидной крышкой. Германия. 1662. Кость слона, металл, стекло, нить; резьба, гравировка, подцветка, оптика. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Деньер. Часы из каминного гарнитура. Франция, Париж. 1820-е. Бронза, сталь, эмаль белая; литье, чеканка, слесарная работа, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Дорожные часы с футляром. Франция. Последняя треть XIX века. Латунь, сталь, бесцветное стекло; фабричное производство. Футляр дерево, кожа, бархат, латунь, дерматин; живопись маслом, литье, склейка
Иоганн Поссдорфер. Настольные, горизонтальные, кабинетные, двустрелочные часы. Дрезден. 1620–1630-е, переделаны в начале XVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, гравировка, пайка
Каминные часы «Амур и Психея». Париж. 1820. Бронза, эмаль, сталь; литье, золочение, чеканка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы с кустом акации и птицами. Германия. Вторая половина XIX века. Дерево, металл, перо, шерстяная нить, папье-маше; слесарная работа, столярная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы со скульптурой Аполлона с лирой на постаменте музыкальной шкатулки. Париж. Начало XIX века. Бронза, дерево, левкас; чеканка, литье, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Люцерновые часы. Англия, Лондон. Конец XVII — начало XVIII века. Сталь, латунь, веревка; литье, слесарная работа, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Настольные, горизонтальные часы. Восточная Германия, Ширвиндт. Первая четверть ХVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, пайка, монтировка, гравировка, золочение, серебрение
Часы-«каретник». Западная Европа. Начало XX века. Латунь, эмаль, сталь; литье, слесарная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Альбрехт Карнер. Компас в форме шкатулки с откидной крышкой. Германия. 1662. Кость слона, металл, стекло, нить; резьба, гравировка, подцветка, оптика. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Деньер. Часы из каминного гарнитура. Франция, Париж. 1820-е. Бронза, сталь, эмаль белая; литье, чеканка, слесарная работа, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Дорожные часы с футляром. Франция. Последняя треть XIX века. Латунь, сталь, бесцветное стекло; фабричное производство. Футляр дерево, кожа, бархат, латунь, дерматин; живопись маслом, литье, склейка
Иоганн Поссдорфер. Настольные, горизонтальные, кабинетные, двустрелочные часы. Дрезден. 1620–1630-е, переделаны в начале XVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, гравировка, пайка
Каминные часы «Амур и Психея». Париж. 1820. Бронза, эмаль, сталь; литье, золочение, чеканка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы с кустом акации и птицами. Германия. Вторая половина XIX века. Дерево, металл, перо, шерстяная нить, папье-маше; слесарная работа, столярная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы со скульптурой Аполлона с лирой на постаменте музыкальной шкатулки. Париж. Начало XIX века. Бронза, дерево, левкас; чеканка, литье, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Люцерновые часы. Англия, Лондон. Конец XVII — начало XVIII века. Сталь, латунь, веревка; литье, слесарная работа, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Настольные, горизонтальные часы. Восточная Германия, Ширвиндт. Первая четверть ХVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, пайка, монтировка, гравировка, золочение, серебрение
Часы-«каретник». Западная Европа. Начало XX века. Латунь, эмаль, сталь; литье, слесарная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Альбрехт Карнер. Компас в форме шкатулки с откидной крышкой. Германия. 1662. Кость слона, металл, стекло, нить; резьба, гравировка, подцветка, оптика. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Деньер. Часы из каминного гарнитура. Франция, Париж. 1820-е. Бронза, сталь, эмаль белая; литье, чеканка, слесарная работа, золочение, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Дорожные часы с футляром. Франция. Последняя треть XIX века. Латунь, сталь, бесцветное стекло; фабричное производство. Футляр дерево, кожа, бархат, латунь, дерматин; живопись маслом, литье, склейка
Иоганн Поссдорфер. Настольные, горизонтальные, кабинетные, двустрелочные часы. Дрезден. 1620–1630-е, переделаны в начале XVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, гравировка, пайка
Каминные часы «Амур и Психея». Париж. 1820. Бронза, эмаль, сталь; литье, золочение, чеканка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы с кустом акации и птицами. Германия. Вторая половина XIX века. Дерево, металл, перо, шерстяная нить, папье-маше; слесарная работа, столярная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Каминные часы со скульптурой Аполлона с лирой на постаменте музыкальной шкатулки. Париж. Начало XIX века. Бронза, дерево, левкас; чеканка, литье, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Люцерновые часы. Англия, Лондон. Конец XVII — начало XVIII века. Сталь, латунь, веревка; литье, слесарная работа, гравировка, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Настольные, горизонтальные часы. Восточная Германия, Ширвиндт. Первая четверть ХVIII века. Латунь, сталь, стекло, бронза; литье, слесарная работа, пайка, монтировка, гравировка, золочение, серебрение
Часы-«каретник». Западная Европа. Начало XX века. Латунь, эмаль, сталь; литье, слесарная работа, монтировка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari