Золото иконостасов. Искусство белорусских мастеров в Москве
Выставки
Несвиж

Золото иконостасов. Искусство белорусских мастеров в Москве

Коломенское
image

29 мая — 1 октября 2025 г.

Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», Республика Беларусь, Несвиж, ул. Замковая, д. 2

Московский музей-заповедник «Коломенское» представляет выставочный проект «Золото иконостасов. Искусство белорусских мастеров в Москве»

Экспозиция будет открыта для публики в Национальном историко-культурном музее-заповеднике «Несвиж» Республики Беларусь с 29 мая по 1 октября 2025 года.

«На выставке представлены уникальные по красоте и технике исполнения предметы золоченой резьбы XVII века: царские врата, иконы в роскошных рамах-картушах, фрагменты иконостасов. Созданные в XVII веке, они украшали интерьеры московских храмов и монастырей, а в 1920-е годы, после закрытия для богослужения и слома церковных зданий, были вывезены в музей-заповедник «Коломенское». Специалисты музея провели большую работу по изучению, атрибуции и реставрации этих произведений искусства. Для экспонирования в Национальном историко-культурном музее-заповеднике „Несвиж“ Республики Беларусь из обширных фондов музея „Коломенское“ были отобраны наиболее значимые в художественном отношении предметы искусства. Многие экспонаты демонстрируются впервые», — рассказала куратор проекта, главный хранитель музея-заповедника «Коломенское», заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Анатольевна Полякова. 

В России золоченая скульптурная резьба появилась во второй половине XVII века. Это связано с переселением в Русское государство белорусских мастеров из Вильно, Полоцка, Витебска, Смоленска, Шклова и других городов. Массовый характер переселение приобрело в период русско-польской войны 1654–1667 гг. Многие из белорусских ремесленников участвовали в строительстве возводимых по инициативе патриарха Никона Иверского монастыря на озере Валдай и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря на Истре. Выходцы из Беларуси работали и при царском дворе. Среди них — витебские резчики, столяры и токари Филипп Тарасов, Кирилл Толкачев, Самойло Богданов, Данило Кокотка, Иван Дракула, Давыд Павлов, Якуб Погорельский, Андрей Федоров из Орши, Федор Микулаев из Дубровно.

В 1667 году наиболее опытные мастера по указу царя Алексея Михайловича перешли в Оружейную палату Московского Кремля, где были зачислены в штат, получали государево жалованье и, по условиям контракта, обязались готовить русских учеников, которые усваивали их технику и палитру. Белорусские резчики сами умели знаменить (наносить рисунок), применяли разные способы резьбы и привезли с собой качественно новые столярные инструменты, позволявшие выполнять объемные скульптурные формы: шерхебель (вид рубанка), голтель (рубанок для выстругивания желобков), цанубель (рубанок с зубчатым лезвием), использовали варстат (верстак).

Образцами для резчиков служили иллюстрации западноевропейских гравированных Библий и «фряжские» немецкие листы, посвященные орнаменту. Новый тип резьбы получил название флемской (от немецкого слова die Flame — «фламандец»), что указывало на влияние искусства Фландрии (Голландии). Эти новшества оказали значительное влияние на художественное убранство московских храмов, где появились пышные иконостасы работы белорусских резчиков и их русских учеников. Золоченая иконостасная резьба, произросшая из белорусских корней на русской почве, сформировала в русском искусстве конца XVII века художественно совершенный вариант общеевропейского стиля.

Белорусские мастера в 1667–1668 годах участвовали в строительстве грандиозного деревянного дворца царя Алексея Михайловича в его подмосковной резиденции Коломенское. Коломенский дворец стал шедевром русского национального зодчества и символом культуры московского государства XVII века. Работами по деревянному декору дворца руководил старец Арсений, выходец из Оршанского Кутеинского монастыря, возглавлявший Палату резных и столярных дел Оружейной палаты Московского Кремля. За год мастера выполнили весь объем столярной, резной и токарной работы, привнеся много нового в оформление дворца. Украшенный богатой резьбой по дереву, разноцветной раскраской, позолоченными деталями, росписями стен и потолков, дворец вызывал восхищение современников, которые называли его «восьмым чудом света».

Художественные образы — орнаменты и сюжеты, — воплощенные мастерами в золоченой резьбе, ярко проявились и в искусстве изразца. В экспозицию «Золото иконостасов. Искусство белорусских мастеров в Москве» включены изразцы XVII века из собрания музея-заповедника «Коломенское», на создание которых значительное влияние оказали работы белорусских ремесленников.

Документы второй половины XVII века отмечают имена прибывших в Москву белорусских мастеров. Среди них уроженцы Копыси, известного центра изразцового производства: Игнат Максимов, Самошка Григорьев, Павел Буткеев и его сын Семен; Осип Иванов из Шклова, Степан Иванов Полубес из Мстиславля.

Белорусские мастера владели секретами изготовления ярких многоцветных изразцов и являлись носителями европейской технологической и художественной культуры. Они знали рецептуру разноцветных эмалей — красок, которыми покрывалась лицевая сторона изразца перед обжигом. В России им пришлось переосмыслить свой опыт и наладить изготовление монументальной керамики для масштабных архитектурных проектов. Это позволило существенно удешевить и расширить производство, развернуть его почти в индустриальном масштабе. С помощью белорусских ремесленников московские мастера не только с успехом освоили новые приемы, но и создали собственную школу изразцов.

«Мы с гордостью открываем выставку „Золото иконостасов“, на которой представлены выдающиеся произведения искусства белорусских мастеров XVII века. Эта экспозиция не только подчеркивает богатое культурное наследие Беларуси, но и демонстрирует важность исторических связей между нашими странами. Мы благодарны музею-заповеднику „Коломенское“ за сотрудничество и возможность представить эти уникальные артефакты, свидетельствующие о мастерстве и таланте белорусских резчиков. Уверены, что этот выставочный проект станет значимым событием для всех ценителей искусства и истории», — отметил директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Дмитрий Леонидович Ященко.

Царские врата. Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из Николо-Угрешского монастыря под Москвой. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, окрашивание. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Стенной, рельефный, полихромный изразец с изображением розетки. 1686. Из церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, Москва. Глина, эмали цветные; формовка, роспись, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Царские врата. Русский Север, первая половина XVII века. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, роспись цветными лаками. Происходит из коллекции П. И. Щукина. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Стенной, рельефный, полихромный изразец. XVII в. Из декора церкви Стефана в Заяузье, Москва. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Картуш «Христос перед Каиафой». Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из церкви Св. Космы и Дамиана в Садовниках в Москве. Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Золоченая филенка от иконостаса. Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из церкви Успения Богоматери Симонова монастыря. Дерево, левкас; резьба, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Царские врата. Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из Николо-Угрешского монастыря под Москвой. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, окрашивание. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Стенной, рельефный, полихромный изразец с изображением розетки. 1686. Из церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, Москва. Глина, эмали цветные; формовка, роспись, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Царские врата. Русский Север, первая половина XVII века. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, роспись цветными лаками. Происходит из коллекции П. И. Щукина. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Стенной, рельефный, полихромный изразец. XVII в. Из декора церкви Стефана в Заяузье, Москва. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Картуш «Христос перед Каиафой». Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из церкви Св. Космы и Дамиана в Садовниках в Москве. Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Золоченая филенка от иконостаса. Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из церкви Успения Богоматери Симонова монастыря. Дерево, левкас; резьба, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Царские врата. Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из Николо-Угрешского монастыря под Москвой. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, окрашивание. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Стенной, рельефный, полихромный изразец с изображением розетки. 1686. Из церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, Москва. Глина, эмали цветные; формовка, роспись, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Царские врата. Русский Север, первая половина XVII века. Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера, роспись цветными лаками. Происходит из коллекции П. И. Щукина. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Стенной, рельефный, полихромный изразец. XVII в. Из декора церкви Стефана в Заяузье, Москва. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Картуш «Христос перед Каиафой». Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из церкви Св. Космы и Дамиана в Садовниках в Москве. Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Золоченая филенка от иконостаса. Мастерская Оружейной палаты. Москва, вторая половина XVII века. Из церкви Успения Богоматери Симонова монастыря. Дерево, левкас; резьба, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari