Дайджест-коллекция-2022
Выставки

Дайджест-коллекция-2022

Коломенское
image

22 января 2022 г. – 8 января 2023 г.

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Столовая палата во Дворце царя Алексея Михайловича, вход 1. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Проект познакомит с 25 предметами из собрания музея-заповедника. Экспонаты будут показаны в режиме нон-стоп с расширенными атрибуциями и историями, сменяя один другой раз в две недели.

25. Евангелие учительное. Москва. Печатный двор, сентябрь 1686 года.

«Евангелие учительное, или воскресное толковое» — сборник поучений на все воскресные дни года, а также на важнейшие праздники и дни святых. Составлен переводчиком и гимнографом Константином Болгарским, епископом Преславским, в конце IX века на основе бесед Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других христианских писателей. Впервые сборник был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1569 году в Заблудове. Толкования предназначались для чтения в церкви и для домашнего чтения. Книга раскрыта на поучении на Рождество Иисуса Христа, которое отмечается 25 декабря/ 7 января.



Книга: бумага, печать в две краски, орнамент: титульный лист в рамке из наборных украшений, 1 инициал, 83 заставки, 36 концовок. Переплет XVIII-XIX веков: доски в коже коричневого цвета с золотным тиснением, 1 металлическая застежка фигурного типа. Обрез окрашен желтой краской.

На книге сделана запись о ее покупке в 1690 году в Николо-Угрешский монастырь при игумене Иосифе (1688-1691).

Книга происходит из Николо-Угрешского монастыря

ЭКСПОНИРУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

24. Скульптура. Лев, держащий шар. XVII в.

Скульптура льва, возможно, являлась элементом декора деревянного резного клироса (ограждение для певчих в храме). В христианской традиции образ льва соотносится с одним из символов Иисуса Христа, образом Мессии, как царя Победителя, приходящего от колена Иудина. Из его племени в Библии ведётся родословная Христа. Сила льва и его неоспоримое место как царя зверей делали его эмблемой Спасителя. Шар в лапах льва символизирует мощь и силу, бдительность и духовную крепость.

Скульптура поступила в 1930 г. из Центральных Государственных Реставрационных мастерских Наркомпроса.



Дерево, резьба, роспись, золочение

23. Шандал на 6 свечей. Голландия. Конец XVII – начало XVIII века.

Шандал – тяжёлый настольный подсвечник внушительных размеров на несколько свечей. В декоративное оформление нашего шандала включены упрощённые изображения рук, птичьих голов, растительные элементы. Долгие годы подобные шандалы были предметами повседневного обихода в домах состоятельных европейцев. 

С предметами из Голландии в России были знакомы ещё со времен царя Ивана Грозного. Именно в XVI веке, первые голландские купцы поселились в Москве. С тех пор торговые и политические связи с Голландией играли важную роль в России; особенно заметным их влияние было в эпоху реформ Петра I Великого. В 1697 г. царь Пётр I отправился в Великое посольство в Западную Европу. Из своего путешествия царь привёз и материальные новшества, ставшие со временем привычными в нашей повседневной жизни. 

Медный сплав; литьё, токарная обработка

22. Исаак Сирин. Поучения преподобного отца нашего Исаака Сирина в переводе Пасисия Величковского. Россия. Список 1821 – 1822 годов с издания 1812 года

По листам сделана собственноручная запись о пожертвовании книги Николо-Угрешскому монастырю настоятелем архимандритом Пименом 10 мая 1870 года. В тексте встречаются читательские пометы, вложен листок с выписками из 49 слова, сделанными рукой игумена Илария, настоятеля Угрешской обители в 1834 – 1852 годах, первого владельца книги. После отъезда игумена Илария из монастыря владельцем книги стал архимандрит Пимен – настоятель обители с 1852 года до самой кончины 17 августа 1880 года. Святой канонизирован Русской православной церковью в 2004 году и почитается в лике преподобных.

В этом году рукописи исполняется 200 лет. Сочинение преподобного Исаака Сирина имеет непреходящее значение для монашествующих и мирян. Книга «Поучения», или «Слова постнические», преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневии, жившего в Ассирии и Сирии в VII веке, одного из самых авторитетных в монашестве писателей-аскетов, стала известна на Руси, начиная с XIV века. Одним из первых центров распространения книги был Троице-Сергиев монастырь. Во второй половине XVIII века «Слова постнические» были переведены и отредактированы старцем Паисием Величковским. Подвижнический труд старца в Нямецком монастыре (в настоящее время находится в Румынии) завершился изданием в 1812 году переведенного им 91 слова Исаака Сирина. Из-за запрета на ввоз в Россию книг русской и славянской печати труд Исаака Сирина распространялся в многочисленных рукописных списках. Отечественное издание «Слов постнических» с примечаниями Оптиной пустыни было издано только в 1854 году.

В XIX веке рукописи сирийского богослова Исаака Сирина входили в библиотеки многих ревнителей благочестия, в частности, в библиотеки митрополита Филарета (Дроздова) и архимандрита Леонида (Кавелина). В 1820-е годы труд Исаака Сирина публиковался в «Христианских чтениях», оказал большое влияние на писателя Ф.М.Достоевского при работе над романами «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».

Книга: бумага, чернила, орнамент: титульный лист в орнаментальной рамке, 1 заставка с изображением Исаака Сирина, инициалы, рамки, концовка. Переплет 1820-х годов: картон в коже коричневого цвета с золотным тиснением, «крапчатый» обрез синих тонов. Форзацы из бумаги «под мрамор» зелено-белых тонов. Бумага русского производства 1811 и 1820 годов. Текст рукописи относится к наиболее распространенной 2 редакции.

Книга поступила из Николо-Угрешского монастыря под Москвой

ЭКСПОНИРУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

21. Зеркало-складень. Россия, конец XVII века.

Зеркало-складень, декорированное оловянно-слюдяным декором, относится к предметам обихода очень богатого русского жилища второй половины XVII века. Особый декоративный приём обивки деревянных поверхностей полосами ажурного литья из лигатур олова и свинца, положенных на подкрашенную слюду, нашёл распространение только в России второй половины XVII века, и использовался до середины XVIII столетия. Особенно много предметов, выполненных в этой технике, включая целые иконостасы, встречалось на Русском Севере - в Архангельске, Холмогорах, Сольвычегодске, в тамошних монастырях – Кирилло-Белозерском, Сийском.

Судя по описаниям XVII века, похожие зеркала-складни хранились в царской казне в Оружейной палате Московского Кремля, бытовали в московских теремах князей В.В. Голицина и А.Л. Воротынского, боярина Н.И. Романова.

В зеркале-складне наиболее ярко воплотились художественные традиции и вкусы своего времени, для которого характерны стремление к узорчатости, красочности и нарядности.

Дерево, жесть, олово, слюда, амальгамированное стекло

20. Три стеклянные бутыли в технике «гутного стекла»

Три стеклянные бутыли изготовлены в технике «гутного стекла». Гута – от латинского gutta (капля). Так называли в Западной Европе и на Украине небольшие стекольные производства. В современном значении гута – часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и выработка стеклянных изделий. Гутная работа – метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувание в форму, свободное выдувание свободное без форм, лепки и сплавления различных деталей. При этом весь цикл операций производится непосредственно возле стекловаренной печи. Гутные инструменты – стеклодувная трубка, ножницы для резки горячего стекла, щипцы, пинцеты, катальники – с помощью которых выдувается изделия в горячем состоянии, непосредственно у стекловаренной печи. Температура стекломассы во время формования около 1000 градусов Цельсия. Гутная техника – одна из древнейших стекольных технологий. Цвет стекла зависит от примесей оксидов. Самое распространённое было зелёное и коричневатое стекло, а больше всего ценилось белое, прозрачное стекло. В зелёном стекле XVII-XVIII вв, оттенок которого варьировался от светлого до изумрудного и коричневого-зеленого, на просвет можно увидеть пузырьки воздуха и песчинки. Это объясняется недостаточно высокой температурой в печах, сложностью поддерживать равномерную температуру на протяжении длительного времени.

Представленные бутыли имеют общую особенность – переход от тулова к горлышку декорирован жгутом. В стеклянной упаковке того времени можно было купить бальзамы, эликсиры, мази или пилюли, а также изделия парфюмерии. При транспортировке такие бутылки необходимо было герметично закупоривать, для чего стали использовать притертые пробки. Бутылки закупоривали пробками, затем их заливали воском, и уже потом изготовитель или владелец данной продукции ставил свою печать на воск.

Подобные бутыли можно было встретить в буфетах дворянских домов. В дворянской культуре традиция застолий, изготовления домашних наливок, бальзамов, настоек процветала, поэтому необходимость в посуде была постоянной. 


Бутыль с длинным горлом, обвитым жгутами.
Бутыль маленькая грушевидной формы с узким горлышком и небольшим жгутом.
Бутылка с круглым туловом и высоким горлом обвитым рельефной нитью.
Бутыль с длинным горлом, обвитым жгутами.
Бутыль маленькая грушевидной формы с узким горлышком и небольшим жгутом.
Бутылка с круглым туловом и высоким горлом обвитым рельефной нитью.
Бутыль с длинным горлом, обвитым жгутами.
Бутыль маленькая грушевидной формы с узким горлышком и небольшим жгутом.
Бутылка с круглым туловом и высоким горлом обвитым рельефной нитью.

Стекло, гутная техника.

1790-1810-е гг. Россия. 

19. Ендова, Россия, Вологодская губ. Конец XVII - начало XIX века.

Медные ендовы на Русском Севере являлись праздничной посудой для застолья, и известны ещё со времен Древней Руси. Традиционно ендова употреблялась как сосуд для подачи гостям на стол хмельных напитков – пива, браги. Хозяйка только подносила ендову к столу, разливая напитки по чаркам и стаканам, и сразу же уносила. Ендовы были разной вместимости: от 3 до 12 литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих пивом или брагой. Перед праздниками ендовы чистили до блеска брусничным или клюквенным соком, реже натирали речным песком. В деревнях Архангельской и Вологодской губерний ендовы бытовали вплоть до начала XX века.

Медь, олово;

Выколотка, пайка, клепка, чеканка.

18. «Стратеман Вильгельм Феатрон, или Позор исторический», август 1724.

Книга: бумага, печать в одну краску, гравированный на меди титульный лист, орнамент: часть листов в линейных рамках, 3 инициала, 1 заставка, 4 концовки, 3 рамки, 1 наборное украшение. На гравюре в медальонах изображены: вверху Христос в виде доброго пастыря, внизу Богоматерь, по сторонам Ной, Авраам, Моисей, Давид, юноша с мечом и крестом, юноша с мечом и книгой, внизу помещен вид Петропавловской крепости и Александро-Невской лавры.

На книге сделана запись о ее поступлении в больничную библиотеку Николо-Угрешского монастыря в 1859 году по распоряжению настоятеля архимандрита Пимена (1852-1880). Тираж книги 1200 экземпляров. Книга поступила из Николо-Угрешского монастыря под Москвой

ЭКСПОНИРУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

Книга протестантского историка и богослова немецкого происхождения Вильгельма Стратемана (1629-1684) «Theatrum historicum» была переведена с латинского на русский язык по указанию императора Петра I переводчиками во главе с иеромонахом Гавриилом Бужинским (ок.1680-1731). Им же написано предисловие к читателю и посвящение Петру I и его супруге Екатерине Алексеевне. Книга освещает историю Священного Писания и гражданскую от начала мира до 1680 года. Всемирная история разделена на 10 «исходов» по 400 лет в каждом. В 1749 году по указанию императрицы Елизаветы Петровны «Феатрон» был изъят из обращения, главным образом, из-за неуважительных отзывов об отцах церкви. Позже книга была разрешена для продажи, однако, были изъяты посвящение и предисловие переводчика.

Переплет 1760-х годов: картон в коже с «мраморным» узором и золотным тиснением, тройной золоченый обрез. Форзацы из бумаги «под павлинье перо».
Переплет 1760-х годов: картон в коже с «мраморным» узором и золотным тиснением, тройной золоченый обрез. Форзацы из бумаги «под павлинье перо».
Переплет 1760-х годов: картон в коже с «мраморным» узором и золотным тиснением, тройной золоченый обрез. Форзацы из бумаги «под павлинье перо».

17. Кубок с портретом и вензелем императора Николая I, Вторая четверть XIX века.

Кубок из бесцветного прозрачного стекла с чашей конусообразной формы, на ножке. Стойка ножки состоит из балясины, «подушечки» и «яблока». Ножка и нижняя часть корпуса отшлифованы мелкими плоскими элементами: «чешуйками» и «кольчугами». Корпус декорирован гравированными композициями: с одной стороны — портрет императора Николая I, с другой вензель императора «H I» под короной также в окружении стилизованных лавровых ветвей с листьями. Такой же ветвью декорирована куполообразная крышка с гладким, округлым «хватком».

Предмет изготовлен на Императорском стекольном заводе. Завод был основан на реке Фонтанке в начале 1730-х гг. англичанином Эльмзелем, который ранее арендовал завод в Ямбурге (после смерти его владельца, кн. Меншикова А.Д.). Эльмзель перенёс оборудование ямбургского завода на собственное предприятие. В Санкт-Петербурге были устроены мастерские шлифовки гравировки, производство стекла располагалось на р. Лаве под Петербургом.

Кубок относится к так называемому репрезентативному стеклу, которое создавалось «к случаю» — коронации и тезоименитству императора, победам русской армии. Чистота и блеск стеклянной массы («хрусталь поташный») характерны для петербургского завода.

Кубок с портретом и вензелем императора Николая I.

Императорский стекольный завод

Стекло прозрачное бесцветное; выдувание, закатка, гравировка, шлифовка.

Высота 10,1 см, диаметр 6,7 см

16. Кружка. Москва, 1770-е годы

Кружку, выполненную неизвестным московским ювелиром, отличает пышная нарядность и высокое мастерство исполнения. Памятник, созданный в стиле барокко, подчеркнуто декоративен, на нём присутствуют высокие чеканные рельефы, создающие живописную игру светотени на серебряной поверхности. Тулово кружки расчеканено завитками, раковинами, в узор включены птица с рыбой. Кружка даёт представление о художественных вкусах России периода расцвета дворянской монархии. Преобразования первого российского императора Петра Великого привели к изменениям в образе жизни дворянства. Вслед за европейскими обычаями в быту появилась новые предметы обихода, в частности, в моду вошли кружки с откидной крышкой на шарнире. Разработка на Урале в начале XVIII столетия серебряных рудников способствовала росту ювелирного производства в России. Основными ювелирными центрами страны были Москва и Санкт-Петербург, здесь работали наиболее квалифицированные мастера ювелиры.

Кружка

Москва, 1770-е годы

Серебро, ковка, чеканка, золочение

15. Деталь золоченая от иконостаса «Завитки и розы». Середина XVIII века

Деталь «Завитки и розы» является частью утраченного золоченого иконостаса середины XVIII века из церкви Алексея Митрополита Московского в Рогожской слободе. Храм был построен в 1748–1751 годах при императрице Елизавете Петровне по проекту архитектора князя Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719–1774) в стиле елизаветинского барокко. Иконостас был украшен золоченой скульптурой, картушами, пышной барочно-рокайльной резьбой и завершался масштабной скульптурной композицией «Вознесение Христово». Мотивами резьбы иконостаса являлись резные причудливые завитки в сочетании с цветами, среди которых выделялся цветок розы. Позолоченная резьба не только украшала иконостас, но и обрамляла фрагменты стенописи храма. В 1931 году после закрытия церкви Алексея Митрополита иконостас был разобран, а его отдельные детали поступили в собрание МГОМЗ и музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Деталь золоченая от иконостаса «Завитки и розы»

Середина XVIII века

Дерево, левкас; резьба, золочение


14. Светец поставной (напольный). Россия, XVII в.

Напольный светец (в просторечье подлучинник) представляет собой кованую подставку для лучины — тонкой деревянной щепки, которую поджигали с одного конца для освещения жилища. Распространение светцы приобрели в конце XVIII века, когда была введена пошлина на восковые и сальные свечи, лучины же освобождались от налога. Переносной светец был удобен в быту — его можно было свободно перемещать по избе, но такое средство освещения было не безопасным — от горячих углей мог загореться пол. Чтобы не случилось пожара, под подставку-обруч ставили миску или корытце с водой — в него падали угольки. При этом вода под светцом увеличивала свет горевшей лучины, отражая его. Кованые напольные светцы не только освещали, но и украшали избу. Кованую конструкцию кузнецы дополняли спиралями, завитками. Для лучины использовали березу или сосну. Заготовкой лучины занимались дети. Чтобы лучинное полено легче расходилось на щепки, его заранее вымачивали или выпаривали в русской печке. Сухая лучина длиной 40 см горела примерно 10 минут. Для увеличения времени горения лучины смазывали дегтем, жиром, воском или смолой. Тогда время горения увеличивалось до получаса. Такие самодельные осветительные приборы бытовали в деревнях вплоть до начала XX века.

Светец поставной (напольный)

Россия, XVII в.

Железо, ковка

13. Доска пряничная «Птица Пава». Нижегородская губерния, вторая половина XIX века

Первые упоминания о пряничных досках появились на Руси в XVII веке. Для изготовления пряников использовали фигурные, штучные, наборные, почетные и городские типы досок. «Птица Пава» из собрания музея относится к типу фигурной пряничной доски. Подобного типа доски служили для формования отдельных пряников. Формовочная поверхность их определяется характерными очертаниями данного изображения. Пряничные доски изготовляли из хорошо выдержанного материала березы, груши, липы. Для украшения доски резчик создавал резьбу с мелкими узорами выемчатого характера разной глубины, которой определялись будущие очертания пряника. Основными сюжетами пряничных досок были орнаменты, архитектурные сооружения, птицы «пава» с веерообразно развернутым хвостом, лебедь, сирин, животные также встречались мотивы, заимствованные из народных сказок. Пряники являлись наиболее доступным и широко распространенным лакомством. Производство пряничных досок было развито в Городце, Рыбинске, Москве, Туле, Вязьме, Твери, Архангельске и Вологде.

Доска пряничная «Птица Пава»

Вторая половина XIX века

Нижегородская губерния

Дерево, резьба

12. Кантемир Д. К. Книга Систима или состояние мухаммеданския религии. Санкт-Петербург, 1722

Книга напечатана 300 лет назад, является первым востоковедческим изданием на русском языке. Молдавский князь и ученый Дмитрий Константинович Кантемир (1673-1723) написал сочинение о магометанской религии по повелению императора Петра I. В книге рассказывается о религиозных верованиях магометан, даны краткие сведения об арабской науке. Книгу перевел с латинского языка воспитатель сына Дмитрия Кантемира, будущего поэта-сатирика Антиоха Кантемира (1708-1744), писатель И.И.Ильинский (?-1737). Дмитрий Кантемир был необычайно образованным человеком; кроме родного молдавского, знал турецкий, персидский, арабский, греческий, латинский, итальянский, русский и французский языки. До конца жизни он оставался доверенным человеком Петра I. Как советник по восточным вопросам, содействовал образованию Петербургской Академии наук. Его авторству принадлежат научные труды по истории, музыке и архитектуре.

Кантемир Д. К. Книга Систима или состояние мухаммеданския религии. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургская типография, 22 декабря 1722 г. Книга: бумага, печать, гравюра на меди работы А.Ф.Зубова, гравюра в тексте работы П.Пикарта, орнамент: 9 инициалов, 7 концовок, 1 наборное украшение.
Кантемир Д. К. Книга Систима или состояние мухаммеданския религии. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургская типография, 22 декабря 1722 г. Книга: бумага, печать, гравюра на меди работы А.Ф.Зубова, гравюра в тексте работы П.Пикарта, орнамент: 9 инициалов, 7 концовок, 1 наборное украшение.
Кантемир Д. К. Книга Систима или состояние мухаммеданския религии. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургская типография, 22 декабря 1722 г. Книга: бумага, печать, гравюра на меди работы А.Ф.Зубова, гравюра в тексте работы П.Пикарта, орнамент: 9 инициалов, 7 концовок, 1 наборное украшение.

В книге приводится таблица европейских, индийских и арабских цифр, гравированная мастером голландского происхождения Питером Пикартом, и гравюра выдающегося мастера петровского времени Алексея Зубова, на которой изображены три женские фигуры – Азия, Африка и Европа, которые стоят у дерева с корнями и листьями в виде змей. Под деревом лежит распростертый человек. Символ мирового дерева отсылает к Древу познания Эдемского сада. Переплет начала XIX века: картон в коже с «мраморным» узором, на корешке золотное тиснение названия книги с орнаментальным узором. «Крапчатый» обрез. Форзацы из бумаги «под павлинье перо».

На титульном листе имеется запись о принадлежности книги, предположительно, советнику и сенатору Ивану Ивановичу Кушелеву (1751-1817). В книге встречаются читательские записи и пометы.

Тираж книги 1050 экземпляров. Прижизненное издание.

Книга куплена в магазине № 200 «Дом книги» в Москве в 1982 году.

Экспонируется впервые.

11. Никола Можайский в киоте. Из Святой часовни Николо-Угрешского монастыря под Москвой. XVII–XIX вв.

В резном киоте с изображением Господа Саваофа в навершии представлена скульптура Николая Чудотворца под названием «Никола Можайский». Неизвестный резчик создал этот образ в конце XVII века.

В православии Николай Чудотворец – один из самых почитаемых западных святых. Он жил в конце III – первой половине IV века в Малой Азии и служил архиепископом в городе Мир Ликийских. Святителя Николая на Руси почитали как защитника Церкви и всех православных христиан. Образ святителя «Николая Можайского» связывают со знаменитой деревянной скульптурой XIV века из Можайска. Согласно преданию на город напали татары. Чтобы укрепить дух защитников Можайска, святой чудотворец Николай явился перед ними в святительском облачении с омофором стоящим на облаках и держащим в одной руке меч, в другой храм. В благодарность святому горожане вырезали скульптуру, которую и поставили над святыми городскими воротами.

В России были широко распространены деревянные скульптуры Николы Можайского, как защитника русских городов. Они помещались в церквях в деревянные киоты, многие из скульптур стали чудотворными. Этот образ особо почитался и в Николо-Угрешском монастыре, так как основание обители связано с чудесным явлением иконы Святого Николая на сосне князю Дмитрию Донскому перед сражением на Куликовом поле.

Никола Можайский в киоте. Из Святой часовни Николо-Угрешского монастыря под Москвой

Скульптура

Россия, конец XVII века

Дерево, левкас; резьба, роспись, золочение

Киот

Москва, XIX век

Дерево, левкас, ткань, кружево серебряное; резьба, темпера, золочение

10. Апостол. Москва, 1597

В 2022 году исполняется 425 лет с момента выхода издания. В настоящее время сохранилось меньше 100 экземпляров книги.

Первая русская типография — Московский печатный двор — была разгромлена в 1565-1566 годах. Дело первопечатника Ивана Федорова продолжил московский типограф Андроник Тимофеев Невежа. В издании Невежи использованы традиции, заложенные первопечатным «Апостолом» 1564 года. Образ евангелиста Луки отличается аскетичностью и строгостью, восходит к линейной прориси икон. Печатнику Андронику Невежину удалось создать классический тип евангелиста, использовавшийся многократно в московских изданиях. Внизу вырезана подпись мастера, поэтому эта гравюра является первой подписной гравюрой на дереве в московских изданиях. Подпись на рамке внизу гравюры: «Андроник Тимофеев Невежа» и сверху МСРПЧТ — «мастер печатный». В подписи использован древний прием — «вспятословие», поэтому часть имени мастера читается задом наперед. Следуя средневековой традиции, мастера старались не подписывать произведения, по этой причине Андроник Невежа частично зашифровал свою подпись. Снова подписывать гравюры в московских изданиях начнут в правление царя Алексея Михайловича, в 1650-е годы, когда в России все больше распространится влияние западноевропейской книжности.

Апостол

Типограф Андроник Тимофеев Невежа, 4 июля 1597 года

Переплет второй половины XVIII века: дерево, кожа, тиснение, две металлические застежки.

Печатный двор, Москва

9. Кувшин с ручкой. Санкт-Петербург, 1880-е

Кувшин выполнен в технике молочного или матового стекла. Известно, что техника химического матирования (травления) была изобретена во Франции в начале XIX в., но широкого применения не нашла. В начале 1850-х гг. её запатентовали на английском заводе Ричардсона (основан в 1829 г.) и вскоре стали использовать на многих европейский стекольных производствах, в том числе и на Императорском стеклянном заводе.

Кувшин декорирован полихромным орнаментом по сплошному молочному фону с опаловым оттенком. Высококачественная роспись не вызывает сомнения в том, что предмет был изготовлении на Императорском заводе.

После закрытия первого стекольного предприятия в Санкт-Петербурге в 1774 году поставщиком стекла для нужд Императорского двора становится стекольный завод в селе Назья Шлиссельбургского уезда (1777 г.). Он был пожалован императрицей Екатериной II в вечное и потомственное владение князю Григорию Потемкину. В 1779 году Потёмкин перевёз стеклянный завод в свои столичные владения, в усадьбу Озерки южнее Александро-Невской лавры. После смерти князя завод был выкуплен Екатериной II обратно в казну и назван Императорским стеклянным заводом, впоследствии вошел в состав Императорского фарфорового завода как самостоятельное производство, которое существовало до 1917 года.

Кувшин с ручкой

1880-е годы

Стекло, травление

Императорский стеклянный завод, Санкт-Петербург

8. Миска с крышкой в виде кочана капусты. Москва, 1776

К уникальным образцам московского ювелирного искусства второй половины XVIII века относится миска с крышкой в виде кочана капусты, выполненная в 1776 году неизвестным московским серебряником. На изготовление этого предмета сервировки парадного стола ушло более полутора килограммов серебра 875 пробы. Вся поверхность миски прочеканена фактурным рельефом в виде капустных листьев. Крышку венчает литое изображение брокколи в окружении цветочной гирлянды. Предмет смотрится удивительно натуралистично.

Разработка в начале XVIII столетия на Урале серебряных рудников способствовала росту ювелирного производства в России. С изменением бытового уклада российской знати появилось много новшеств – например, при Екатерине II в России становится модной французская кухня, в корне изменившая традиционное русское застолье. Изменения кухни проявляются во многом, начиная с сервировки стола. Появились сервизы с супницами, салатницами, бульонницами. Императрица Екатерина II даже издала специальный указ, в котором говорилось, что столовое серебро должно изготовляться из металла самой высокой пробы.

Миска с крышкой в виде кочана капусты

Москва, 1776

Серебро. Ковка, чеканка, пайка, золочение

7. Петли дверные. Московская губерния, село Коломенское, XVII век

Дверные петли с растительным орнаментом происходят из Коломенского дворца царя Алексея Михайловича, построенного в 1667–1668 годах. Петли были обнаружены в 20-е годы прошлого века в земле, во время реставрационных работ на территории бывшего царского дворца на Государевом дворе. К сожалению, до наших дней все они дошли со значительными утратами. Петли, близкие по размерам, форме и орнаменту, являются остатками когда-то значительного кузнечного наряда Коломенского дворца. Сходство всех трёх петель позволяет предположить, что они были выкованы одним мастером. Над украшением царского дворца в Коломенском работали лучшие мастера того времени, в частности, кузнецы Оружейной палаты Московского Кремля. Известно имя одного из них — Бориса Михайлова, сына Григорьева — «железного и резного дела мастер», многие годы работавшего «всякую железную работу в селе Коломенском». 

Петля дверная (жиковина)

Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское

XVII век

Железо, олово; ковка, насечка, лужение

 

Петля дверная (фрагмент)

Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское

XVII век

Железо, олово; ковка горячая, насечка, лужение

 

Петля дверная (фрагмент)

Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское

XVII век

Железо, олово; ковка, насечка, лужение.



Найдены в земле на месте Приказной палаты в ходе реставрационных работ в 1926 году.

6. Квасник дисковидный с изображением льва и петуха. Россия, Московская губерния, последняя треть XVIII века

Самым интересным периодом в истории развития гончарных и майоликовых художественных изделий в России был XVIII век. Именно тогда мастера гжельской керамики освоили производство майолики с многоцветной росписью. Наиболее популярные сосуды, выпускаемые в гжельских мастерских, стали кумганы и квасники.

Поверхность сосудов расписывали в реалистичной манере. Популярными сюжетами и мотивами становятся изображения зверей и птиц, львов и оленей, белок и зайцев, петухов, индюков, журавлей и разнообразных птиц. Многие из этих изображений являются переработкой сюжетов, характерных для рельефных полихромных изразцов XVII века и для живописных изразцов XVIII века. Разнообразная флора в росписях носит хотя и обобщенный, но настолько естественный характер, что оказывается возможным даже произвести ее ботанический анализ. Кроме березы и других деревьев, гжельские мастера писали на своих изделиях многие растения, свойственные их болотистой местности: белокрыльник, купальницу, хвощ, дикий лук и другие. Росписи подчеркивают формы сосудов, делая их выразительнее.

Квасники необычной формы были незаменимыми в знойные летние дни. Два-три столетия назад в домах и на подворьях имелись специальные глубокие погреба – ледники, заменявшие современные холодильники. Их конструкция позволяла сохранять снег и лёд вплоть до начала осени. Когда летом хотелось испить прохладного кваса, хозяйка спускалась в ледник, набирала там снега и помещала его в отверстие квасника. Благодаря пористости глины, ледяная влага проникала в напиток, охлаждая его.

Квасник дисковидный на четырех ножках с изображением льва и петуха на тулове

Россия, Московская губерния. (Гжель)

последняя треть XVIII века

майолика, эмали цветные; формовка, лепка, роспись, обжиг

33,5х 24х12 см

5. Христос в темнице. Россия, конец XVIII – начало XIX в.

Деревянные скульптуры «Христа в темнице» известны в России с XVII столетия. В XVIII – XIX веках они получили широкое распространение по всей территории российского государства. Скульптуры «Христа в темнице» имели множество названий: «Спас Полуношный», «Сидящий Иисус», «Скорбящий Спаситель», «Страдающий Христос», «Бичуемый Христос», «Спаситель в терновом венце», «Спас телесный», «Опечаленный», «Христос в узах».

Появление иконографического типа «Христос в темнице» связано с Западной Европой, где был популярен сюжет «Муж Скорбей», представляющий сидящего перед Распятием полуобнаженного Спасителя в терновом венце и набедреннике, положившего голову на ладонь правой или левой руки и, иногда, держащего ветвь или трость символизирующей царский скипетр. Иконографическим источником изображения «Мужа Скорбей» стало западноевропейское литературное произведение «Страсти Христовы», переведенное на церковнославянский язык на Украине и получившее широкое распространение в России во время правления царя Алексея Михайловича Романова.

Скульптуры «Христа в темнице» размещали в деревянных «темничках» около иконостаса у северной стены храма. Перед Христом вещали лампадку, а скульптуру облачали в парчовую одежду. Скульптура «Христос в темнице» из собрания музея, вероятнее всего, была установлена в стенной нише одного из храмов.

Конец XVII I– первая треть XIX века

Россия

Дерево; резьба, роспись. 33×10×12 

4. Леонид (Кавелин). Историческое описание ставропигинального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Москва, 1876

В 2022 году отмечается 200 лет со дня рождения архимандрита Леонида (в миру Льва Александровича Кавелина) – богослова, историка, археографа, переводчика, библиографа. С 1869 года он был настоятелем Воскресенского ставропигиального монастыря, иначе называемого Новым Иерусалимом; с 1877 года – наместником Троице-Сергиевой лавры. Составил описания ряда русских монастырей, жизнеописания подвижников благочестия, обзоры книгохранилищ славяно-русских рукописей. Данный труд посвящен Воскресенскому Ново-Иерусалимскому мужскому монастырю. Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном с целью воссоздания под Москвой святых мест Палестины.

Москва. В Университетской типографии (Катков), 1876 года 

Книга: бумага, печать, литография «Святейший Никон. Патриарх Московский и всея России с портрета писанного царским живописцем парсунного письма Иоганом Дитерсом в 1650 годах, находящегося в Воскресенском монастыре».

Подпись под рамкой: «Типо-литография Шелковникова. Швивая горка. Москва».

Составной переплет конца XIX века: картон оклеен бумагой коричневого цвета, кожаный корешок, уголки из ткани, «крапчатый» обрез сине-красных тонов. 

На книге оставлена запись о ее покупке в Новом Иерусалиме 20 мая 1897 года Иосифом Филипповичем Улемским.

Прижизненное издание.

Книга переведена из Научной библиотеки МГОМЗ

Экспонируется впервые.

3. Ларец-теремок. Великий Устюг, вторая половина XVII века


Ларцы с металлическим декором были хорошо известны с XIII в. Большинство ларцов имели северное происхождение — в XVI–XVII веках на рынках Холмогор, Архангельска и Великого Устюга продавался привозной европейский металл, слюду добывали на побережье Белого моря – это предопределило их популярность. Добротно изготовленные, богато декорированные металлом, они были распространены как в Москве, так и в отдалённых городах и монастырях. В них хранили деловую переписку, деньги, сургуч для печатей, дорогие восковые свечи. Широко распространённым типом ларцов в XVII веке стал «теремок».  

«Теремки» имели два яруса. Внутри нижнего яруса часто устраивали ящик с потайным отделением. Для подъёма крышки «теремка» служило кольцо, закрепленное по центру. Боковые стенки оформлены слюдой на подложке, украшены просечным металлом.

Дерево, латунь, слюда. Столярная работа, просечка

Ларец-теремок

вторая половина XVII века

Великий Устюг


2. Колонка золоченая от иконостаса. Москва, 1680-е

Колонка украшена барочной, золоченой резьбой, получившей название «флемская» или «белорусская резь». От слова «der Flame» (фламандец) или flamisch (фламандский) произошло название нового типа резьбы. Треть колонки украшена виноградными гроздьями, листьями, крупными завитками с «перлами». Подобная объёмная резьба появилась в украшении русских иконостасов во второй половине XVII века в связи с прибытием в Россию резчиков белорусов из западных земель Великого Княжества Литовского. Мастера привезли новые столярные и плотницкие инструменты, позволявшие резать объёмную резьбу и западноевропейские иллюстрированные книги и альбомы гравюр, предназначенные в помощь архитекторам, декораторам и резчикам.

Колонка золоченая (треть с базой) от иконостаса

1680-е годы

Дерево, левкас; резьба, золочение

Высота - 75 см, диаметр - 30 см

Москва. Палата резных и столярных дел Оружейной палаты 

Происходит из Успенского собора Симонова монастыря

1. МИНЕЯ СЛУЖЕБНАЯ, ЯНВАРЬ. Москва, 1622

Книга издана 400 лет назад, во время правления царя Михаила Федоровича и патриаршества Филарета Никитича Романова, в Москве на Печатном дворе, восстановленном после смутного времени. Книга раскрыта на службе в день святого Богоявления (Крещения Господня), который отмечается 6 (19) января и является одним из двенадцати главных христианских праздников. 

Минея (греч. «месячный») – сборник церковных служб святым и праздникам, приходящихся на каждый день месяца. Комплект миней составляет 12 томов по числу месяцев года. В отличие от «Четьих» миней, включающих жития святых и предназначенных для самостоятельного, или келейного, чтения, служебные минеи необходимы для проведения богослужений в православном храме. Впервые служебные минеи начали печатать на Московском печатном дворе в 1607-1610-х годах (на сентябрь-декабрь), продолжили после смуты в 1619-1630-х годах (на январь-август). В XVII веке вышло еще несколько изданий служебных миней. 

Москва. Печатный двор, 4 февраля 1622 года Книга: бумага, печать в две краски, орнамент: 3 заставки, 1 инициал, 1 рамка на полях.
Москва. Печатный двор, 4 февраля 1622 года Книга: бумага, печать в две краски, орнамент: 3 заставки, 1 инициал, 1 рамка на полях.
Москва. Печатный двор, 4 февраля 1622 года Книга: бумага, печать в две краски, орнамент: 3 заставки, 1 инициал, 1 рамка на полях.

Заголовки выделены красной краской – киноварью и набраны вязью – декоративным письмом, связывающим буквы в непрерывный орнамент. Заставки растительного орнамента в виде белого узора на черном фоне. Книга напечатана на бумаге ручного производства с филигранью «Кувшин» одноручный. Такая бумага изготавливалась во французских провинциях: в Шампенуазе, Оверне, Дофине, Пьемонте, Турени, Нормандии, Кампании, Ангулеме и других. Бумагу с клеймом «кувшин» на Руси называли бумагой «под оловенндком», так как по своему рисунку филиграни типа «кувшин» XV–XVII вв. воспроизводят формы оловянных кувшинов этого времени. Переплет 1620-х гг. с реставрацией XIX в: доски, кожа, тиснение, металл (2 петли от застежек). Полный экземпляр.

Из Николо-Угрешского монастыря под Москвой. Экспонируется впервые.

Дворец царя Алексея Михайловича
kolomenskoe
Историко-художественная реконструкция Дворца XVII в.
О памятнике


Напоминаем вам, что с 12 ноября станции метро «Коломенская» и «Каширская» закрыты и добираться до музея-заповедника можно с помощью альтернативных маршрутов. Подробнее о том, как добраться от их остановок к основным входам — по ссылке ниже.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari