Давид Ципирович. Художник, который вернулся
Выставки
ONLINE

Давид Ципирович. Художник, который вернулся

Коломенское
image

В 1993 году в фонды музея-заповедника «Коломенское» поступили керамические живописные плитки, архив, коллекция негативов и диапозитивов Давида Мироновича Ципировича (1885–1946). Сотрудники музея вернули в научный и художественный оборот забытое имя уникального архитектора и керамиста.

Теперь его работы можно увидеть в постоянной экспозиции «Открытое хранение. Печи и изразцы» в усадьбе Измайлово, на временных выставках, а также на виртуальной выставке «Давид Ципирович. Художник, который вернулся».

Давид Ципирович родился в 1885 году в Херсоне. Талант позволил мальчику, выросшему в семье фельдшера, окончить Одесское художественное училище, а затем в 1909 году уехать учиться в Школу изящных искусств в Париже. Став архитектором, в 1914 году Ципирович переезжает в Италию, где сначала работает по специальности, а в 1923 году становится художественным руководителем керамической фабрики в Деруте.

В Музее керамики в Деруте и в настоящее время можно увидеть прекрасные майолики Ципировича — им отведено почетное место в экспозиции. Вдохновленный итальянским Возрождением, Ципирович за 4 года работы на фабрике в Деруте познал тайны итальянской майолики. За это время он создал более 200 монументальных и станковых работ. Большая их часть осталась в Италии, поэтому Ципирович там хорошо известен: его творчеству посвящены исследования, в его честь названа одна из улиц Деруты.

Остается тайной причина, по которой Давид Миронович вернулся на родину. Казалось бы, карьера его шла в гору, он занимал почетную должность, и в Деруте даже появился термин «стиль Ципировича». Что же заставило художника приехать — в новое государство, которого он не знал? Вероятно, художнику необходимо было удовлетворить жажду великих свершений и открытий — а это было возможно в молодой, бурлящей, великой стране. Может быть, это была личная причина. Мотивы для потомков останутся загадкой. Известен факт: в 1927 году, спустя 18 лет, Давид Ципирович приехал в Москву, чтобы остаться здесь.

Уже зрелый человек, состоявшийся профессионал, Ципирович сразу был принят на работу в Государственный экспериментальный институт силикатов. На базе института он занялся разработкой технологии изготовления отечественной майолики. Давид Миронович экспериментировал с керамическими массами и составами красок, опираясь на свой итальянский опыт. Позже Ципирович писал, что отечественные краски совершенно не подходили для создания качественной живописной майолики.

В 1930-е годы в Советском Союзе задумали амбициозный проект — строительство Дворца Советов. Ципирович вошел в рабочую группу масштабной стройки как специалист по архитектурной керамике. Судя по архивным записям, Давид Миронович горел этой сверхзадачей: он переживал из-за отсутствия достойной технической базы, непланомерного подхода к постановке и выполнению задания, а также дилетантства приемной комиссии.

Дворец Советов так и не был построен, хотя рабочая группа существовала до конца войны. Мастерская Дворца Советов в годы войны была эвакуирована в Свердловск, где специалисты продолжали вести работу по созданию эскизов и разработке технической документации. После войны проект был признан устаревшим — истощенной за годы войны стране было не до строительства дворцов.

Давид Миронович встретил Победу и вскоре скончался — мастеру не суждено было воплотить в жизнь свои мечты о масштабном внедрении живописной майолики в архитектуру. Но работа Давида Ципировича в этом направлении, его опыт изучения майолики, технические и творческие разработки, помогли следующим поколениям отечественных архитекторов и керамистов в создании уникальных интерьеров станций московского метрополитена, масштабных керамических панно, украшающих советские послевоенные общественные здания.

музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari