Выставки
ONLINEДавид Ципирович. Художник, который вернулся
КоломенскоеВ 1993 году в фонды музея-заповедника «Коломенское» поступили керамические живописные плитки, архив, коллекция негативов и диапозитивов Давида Мироновича Ципировича (1885–1946). Сотрудники музея вернули в научный и художественный оборот забытое имя уникального архитектора и керамиста.
Теперь его работы можно увидеть в постоянной экспозиции «Открытое хранение. Печи и изразцы» в усадьбе Измайлово, на временных выставках, а также на виртуальной выставке «Давид Ципирович. Художник, который вернулся».
Давид Ципирович родился в 1885 году в Херсоне. Талант позволил мальчику, выросшему в семье фельдшера, окончить Одесское художественное училище, а затем в 1909 году уехать учиться в Школу изящных искусств в Париже. Став архитектором, в 1914 году Ципирович переезжает в Италию, где сначала работает по специальности, а в 1923 году становится художественным руководителем керамической фабрики в Деруте.
В Музее керамики в Деруте и в настоящее время можно увидеть прекрасные майолики Ципировича — им отведено почетное место в экспозиции. Вдохновленный итальянским Возрождением, Ципирович за 4 года работы на фабрике в Деруте познал тайны итальянской майолики. За это время он создал более 200 монументальных и станковых работ. Большая их часть осталась в Италии, поэтому Ципирович там хорошо известен: его творчеству посвящены исследования, в его честь названа одна из улиц Деруты.
Остается тайной причина, по которой Давид Миронович вернулся на родину. Казалось бы, карьера его шла в гору, он занимал почетную должность, и в Деруте даже появился термин «стиль Ципировича». Что же заставило художника приехать — в новое государство, которого он не знал? Вероятно, художнику необходимо было удовлетворить жажду великих свершений и открытий — а это было возможно в молодой, бурлящей, великой стране. Может быть, это была личная причина. Мотивы для потомков останутся загадкой. Известен факт: в 1927 году, спустя 18 лет, Давид Ципирович приехал в Москву, чтобы остаться здесь.
Уже зрелый человек, состоявшийся профессионал, Ципирович сразу был принят на работу в Государственный экспериментальный институт силикатов. На базе института он занялся разработкой технологии изготовления отечественной майолики. Давид Миронович экспериментировал с керамическими массами и составами красок, опираясь на свой итальянский опыт. Позже Ципирович писал, что отечественные краски совершенно не подходили для создания качественной живописной майолики.
В 1930-е годы в Советском Союзе задумали амбициозный проект — строительство Дворца Советов. Ципирович вошел в рабочую группу масштабной стройки как специалист по архитектурной керамике. Судя по архивным записям, Давид Миронович горел этой сверхзадачей: он переживал из-за отсутствия достойной технической базы, непланомерного подхода к постановке и выполнению задания, а также дилетантства приемной комиссии.
Дворец Советов так и не был построен, хотя рабочая группа существовала до конца войны. Мастерская Дворца Советов в годы войны была эвакуирована в Свердловск, где специалисты продолжали вести работу по созданию эскизов и разработке технической документации. После войны проект был признан устаревшим — истощенной за годы войны стране было не до строительства дворцов.
Давид Миронович встретил Победу и вскоре скончался — мастеру не суждено было воплотить в жизнь свои мечты о масштабном внедрении живописной майолики в архитектуру. Но работа Давида Ципировича в этом направлении, его опыт изучения майолики, технические и творческие разработки, помогли следующим поколениям отечественных архитекторов и керамистов в создании уникальных интерьеров станций московского метрополитена, масштабных керамических панно, украшающих советские послевоенные общественные здания.