Выставка «Хлеб — всему голова» в Коломенском
Выставки
0+

Хлеб всему голова

Коломенское
image

23 апреля 2024 г. — 16 февраля 2025 г.

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Усадьба коломенского крестьянина: проспект Андропова, д. 39, стр. 72

Музей-заповедник «Коломенское» представляет камерную выставку «Хлеб — всему голова». Проект дополнит постоянную экспозицию Усадьбы коломенского крестьянина и расскажет о пути, который хлеб проходил от поля до стола крестьянина.

На заре своей истории древний человек питался собранными растениями и мясом, добытым охотой, и только 12 000 лет назад люди начали выращивать злаковые культуры. Первыми землепашцами были жители Ближнего Востока, где пшеница и ячмень росли в диком виде. Считается, что зерновые культуры сыграли ведущую роль в развитии всех мировых цивилизаций.

На обширных российских просторах растут все виды хлебных злаков, но каждый регион выбирает те культуры, которые наиболее подходят к местному климату. В средней полосе России и севернее крестьяне чаще всего сеяли рожь, так как, в отличие от пшеницы, она меньше боится морозов. Поэтому ржаной хлеб преобладал в крестьянском повседневном рационе. Интересно, что на юге страны хлебом называли пшеницу, в средней полосе — рожь, а в северных районах, до Кольского полуострова, — ячмень.

Урожай хлеба был вопросом жизни и смерти для крестьянской семьи. Засевая поле, крестьянин думал о том, что будет с его детьми, если начнется засуха или всходы побьет град. Поэтому тема хлеба всегда присутствовала во всех многочисленных народных обрядах, которые справляли при рождении ребенка, на свадьбах, на похоронах. Хлебом и солью встречают русские люди всякого желанного гостя и подносят хлеб-соль человеку, которому хотят выразить почтение. О хорошем урожае хлеба крестьяне усердно молились Богу и святым угодникам. Мудрая пословица гласит: «Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Именно поэтому в качестве названия выставки была выбрана народная мудрость «Хлеб — всему голова». 

Рекомендации по посещению:

Тарелка декоративная «ХЛЕБ / СОЛЬ». Московская губерния, Художественно-производственные мастерские, 1900-е. Дерево; столярная работа, резьба, тонировка.
Решето. Россия, первая четверть ХХ века. Луб; плетение, гнутье.
Калашник (форма для запекания). Клеймо «Ф. Монахова», бытовал в деревне Садовники Московская губерния, Гжельская волость, Бронницкий уезд, конец XIX века. Глина, полива; лепка, глазуровка, обжиг.
Жернова. Вологодская губерния, первая половина ХХ века. Дерево, луб, металл; кустарная работа.
Маслобойка. Костромская губерния, Иваново-Вознесенский район, начало ХХ века. Дерево, металл; резьба, тонирование, кустарная работа.
Блюдо декоративное круглое с надписью по борту «Хлеб наш насущный дашь нам днесь». Российская империя, Царство Польское, Варшавская губерния, г. Прушкув, фабрика Тейхфельда и Астерблюма, конец XIX века. Фаянс; лепка, крытье, надглазурная роспись.
Квашня-дежа. Россия, XX век. Дерево; точение.
Тарелка декоративная «ХЛЕБ / СОЛЬ». Московская губерния, Художественно-производственные мастерские, 1900-е. Дерево; столярная работа, резьба, тонировка.
Решето. Россия, первая четверть ХХ века. Луб; плетение, гнутье.
Калашник (форма для запекания). Клеймо «Ф. Монахова», бытовал в деревне Садовники Московская губерния, Гжельская волость, Бронницкий уезд, конец XIX века. Глина, полива; лепка, глазуровка, обжиг.
Жернова. Вологодская губерния, первая половина ХХ века. Дерево, луб, металл; кустарная работа.
Маслобойка. Костромская губерния, Иваново-Вознесенский район, начало ХХ века. Дерево, металл; резьба, тонирование, кустарная работа.
Блюдо декоративное круглое с надписью по борту «Хлеб наш насущный дашь нам днесь». Российская империя, Царство Польское, Варшавская губерния, г. Прушкув, фабрика Тейхфельда и Астерблюма, конец XIX века. Фаянс; лепка, крытье, надглазурная роспись.
Квашня-дежа. Россия, XX век. Дерево; точение.
Тарелка декоративная «ХЛЕБ / СОЛЬ». Московская губерния, Художественно-производственные мастерские, 1900-е. Дерево; столярная работа, резьба, тонировка.
Решето. Россия, первая четверть ХХ века. Луб; плетение, гнутье.
Калашник (форма для запекания). Клеймо «Ф. Монахова», бытовал в деревне Садовники Московская губерния, Гжельская волость, Бронницкий уезд, конец XIX века. Глина, полива; лепка, глазуровка, обжиг.
Жернова. Вологодская губерния, первая половина ХХ века. Дерево, луб, металл; кустарная работа.
Маслобойка. Костромская губерния, Иваново-Вознесенский район, начало ХХ века. Дерево, металл; резьба, тонирование, кустарная работа.
Блюдо декоративное круглое с надписью по борту «Хлеб наш насущный дашь нам днесь». Российская империя, Царство Польское, Варшавская губерния, г. Прушкув, фабрика Тейхфельда и Астерблюма, конец XIX века. Фаянс; лепка, крытье, надглазурная роспись.
Квашня-дежа. Россия, XX век. Дерево; точение.

Посетители Усадьбы коломенского крестьянина смогут увидеть разнообразные предметы быта XIX–XX веков, связанные с выращиванием злаков, их обработкой и приготовлением хлеба. Серпом жали колосья. Цепом-молотилом обмолачивали зерна. Ручными жерновами перетирали очищенные от шелухи и соломы зерна. Полученную муку пропускали через решето для изготовления грубого хлеба и через сито, чтобы получить более нежный хлеб. Совком пересыпали муку в специальную кадку. Для приготовления некоторых сортов хлебной выпечки использовалось сливочное масло, им смазывалось уже готовое изделие. Масло взбивали в маслобойках различных конструкций. Хлебное тесто — квашня — заквашивалось в деревянной кадушке, ее еще называли «квашня-дежа» или «дежка». Для раскатывания теста на пироги использовалась скалка. Из теста можно было приготовить много изделий, в том числе шаньги (шанежки) — ватрушки или лепешки, круглые открытые пирожки. Они выпекались из бездрожжевого ржаного, ржано-пшеничного, пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире. В Коломенском пекли калашники, калашником называлась и керамическая посуда для этого мучного изделия. Хлеб отправляли в печь на специальной хлебной лопате, а если что-то готовилось в горшке, то его ставили в печь с помощью ухвата. Кочергой мешали угли в печи. Готовый хлеб клали на красивую тарелку и ставили на чистый стол. Если к трапезе ожидались гости, нарядно одетая хозяйка дома, держа в руках красивое вышитое полотенце и тарелку с хлебом и солонкой, встречала гостей хлебом-солью.

Усадьба коломенского крестьянина входит в Этнографический комплекс музея-заповедника «Коломенское». Усадьба находится на Большой улице, это дом и отдельные хозяйственные постройки традиционного крестьянского двора: конюшня, в которой содержится лошадь, птичник с курами, амбарушка для хранения зерна. Постоянная экспозиция знакомит с обстановкой и повседневными занятиями зажиточной крестьянской семьи села Коломенского.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari