Выставки
0+Хлеб всему голова
Коломенское
23 апреля 2024 г. — 16 февраля 2025 г.
Усадьба коломенского крестьянина: проспект Андропова, д. 39, стр. 72
Музей-заповедник «Коломенское» представляет камерную выставку «Хлеб — всему голова». Проект дополнит постоянную экспозицию Усадьбы коломенского крестьянина и расскажет о пути, который хлеб проходил от поля до стола крестьянина.
На заре своей истории древний человек питался собранными растениями и мясом, добытым охотой, и только 12 000 лет назад люди начали выращивать злаковые культуры. Первыми землепашцами были жители Ближнего Востока, где пшеница и ячмень росли в диком виде. Считается, что зерновые культуры сыграли ведущую роль в развитии всех мировых цивилизаций.
На обширных российских просторах растут все виды хлебных злаков, но каждый регион выбирает те культуры, которые наиболее подходят к местному климату. В средней полосе России и севернее крестьяне чаще всего сеяли рожь, так как, в отличие от пшеницы, она меньше боится морозов. Поэтому ржаной хлеб преобладал в крестьянском повседневном рационе. Интересно, что на юге страны хлебом называли пшеницу, в средней полосе — рожь, а в северных районах, до Кольского полуострова, — ячмень.
Урожай хлеба был вопросом жизни и смерти для крестьянской семьи. Засевая поле, крестьянин думал о том, что будет с его детьми, если начнется засуха или всходы побьет град. Поэтому тема хлеба всегда присутствовала во всех многочисленных народных обрядах, которые справляли при рождении ребенка, на свадьбах, на похоронах. Хлебом и солью встречают русские люди всякого желанного гостя и подносят хлеб-соль человеку, которому хотят выразить почтение. О хорошем урожае хлеба крестьяне усердно молились Богу и святым угодникам. Мудрая пословица гласит: «Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Именно поэтому в качестве названия выставки была выбрана народная мудрость «Хлеб — всему голова».
Рекомендации по посещению:
- купить билет на выставку. Он также дает право осмотра постоянных экспозиций в Усадьбе коломенского крестьянина и Усадьбе кузнеца.
- узнать, как добраться
Тарелка декоративная «ХЛЕБ / СОЛЬ». Московская губерния, Художественно-производственные мастерские, 1900-е. Дерево; столярная работа, резьба, тонировка.
Решето. Россия, первая четверть ХХ века. Луб; плетение, гнутье.
Калашник (форма для запекания). Клеймо «Ф. Монахова», бытовал в деревне Садовники Московская губерния, Гжельская волость, Бронницкий уезд, конец XIX века. Глина, полива; лепка, глазуровка, обжиг.
Жернова. Вологодская губерния, первая половина ХХ века. Дерево, луб, металл; кустарная работа.
Маслобойка. Костромская губерния, Иваново-Вознесенский район, начало ХХ века. Дерево, металл; резьба, тонирование, кустарная работа.
Блюдо декоративное круглое с надписью по борту «Хлеб наш насущный дашь нам днесь». Российская империя, Царство Польское, Варшавская губерния, г. Прушкув, фабрика Тейхфельда и Астерблюма, конец XIX века. Фаянс; лепка, крытье, надглазурная роспись.
Квашня-дежа. Россия, XX век. Дерево; точение.
Тарелка декоративная «ХЛЕБ / СОЛЬ». Московская губерния, Художественно-производственные мастерские, 1900-е. Дерево; столярная работа, резьба, тонировка.
Решето. Россия, первая четверть ХХ века. Луб; плетение, гнутье.
Калашник (форма для запекания). Клеймо «Ф. Монахова», бытовал в деревне Садовники Московская губерния, Гжельская волость, Бронницкий уезд, конец XIX века. Глина, полива; лепка, глазуровка, обжиг.
Жернова. Вологодская губерния, первая половина ХХ века. Дерево, луб, металл; кустарная работа.
Маслобойка. Костромская губерния, Иваново-Вознесенский район, начало ХХ века. Дерево, металл; резьба, тонирование, кустарная работа.
Блюдо декоративное круглое с надписью по борту «Хлеб наш насущный дашь нам днесь». Российская империя, Царство Польское, Варшавская губерния, г. Прушкув, фабрика Тейхфельда и Астерблюма, конец XIX века. Фаянс; лепка, крытье, надглазурная роспись.
Квашня-дежа. Россия, XX век. Дерево; точение.
Тарелка декоративная «ХЛЕБ / СОЛЬ». Московская губерния, Художественно-производственные мастерские, 1900-е. Дерево; столярная работа, резьба, тонировка.
Решето. Россия, первая четверть ХХ века. Луб; плетение, гнутье.
Калашник (форма для запекания). Клеймо «Ф. Монахова», бытовал в деревне Садовники Московская губерния, Гжельская волость, Бронницкий уезд, конец XIX века. Глина, полива; лепка, глазуровка, обжиг.
Жернова. Вологодская губерния, первая половина ХХ века. Дерево, луб, металл; кустарная работа.
Маслобойка. Костромская губерния, Иваново-Вознесенский район, начало ХХ века. Дерево, металл; резьба, тонирование, кустарная работа.
Блюдо декоративное круглое с надписью по борту «Хлеб наш насущный дашь нам днесь». Российская империя, Царство Польское, Варшавская губерния, г. Прушкув, фабрика Тейхфельда и Астерблюма, конец XIX века. Фаянс; лепка, крытье, надглазурная роспись.
Квашня-дежа. Россия, XX век. Дерево; точение.
Посетители Усадьбы коломенского крестьянина смогут увидеть разнообразные предметы быта XIX–XX веков, связанные с выращиванием злаков, их обработкой и приготовлением хлеба. Серпом жали колосья. Цепом-молотилом обмолачивали зерна. Ручными жерновами перетирали очищенные от шелухи и соломы зерна. Полученную муку пропускали через решето для изготовления грубого хлеба и через сито, чтобы получить более нежный хлеб. Совком пересыпали муку в специальную кадку. Для приготовления некоторых сортов хлебной выпечки использовалось сливочное масло, им смазывалось уже готовое изделие. Масло взбивали в маслобойках различных конструкций. Хлебное тесто — квашня — заквашивалось в деревянной кадушке, ее еще называли «квашня-дежа» или «дежка». Для раскатывания теста на пироги использовалась скалка. Из теста можно было приготовить много изделий, в том числе шаньги (шанежки) — ватрушки или лепешки, круглые открытые пирожки. Они выпекались из бездрожжевого ржаного, ржано-пшеничного, пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире. В Коломенском пекли калашники, калашником называлась и керамическая посуда для этого мучного изделия. Хлеб отправляли в печь на специальной хлебной лопате, а если что-то готовилось в горшке, то его ставили в печь с помощью ухвата. Кочергой мешали угли в печи. Готовый хлеб клали на красивую тарелку и ставили на чистый стол. Если к трапезе ожидались гости, нарядно одетая хозяйка дома, держа в руках красивое вышитое полотенце и тарелку с хлебом и солонкой, встречала гостей хлебом-солью.
Усадьба коломенского крестьянина входит в Этнографический комплекс музея-заповедника «Коломенское». Усадьба находится на Большой улице, это дом и отдельные хозяйственные постройки традиционного крестьянского двора: конюшня, в которой содержится лошадь, птичник с курами, амбарушка для хранения зерна. Постоянная экспозиция знакомит с обстановкой и повседневными занятиями зажиточной крестьянской семьи села Коломенского.