Выставка про искусство медного литья
Выставки
0+

Христос за пазухой. Искусство медного литья

Коломенское
image

28 мая 2024 — 26 января 2025

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, вход 1. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69.

Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку «Христос за пазухой. Искусство медного литья». Посетители Дворца царя Алексея Михайловича смогут познакомиться с лучшими образцами из коллекции меднолитых икон, находящихся в собрании музея-заповедника.

Первые меднолитые иконы появились на Руси в XI веке, это были привозные образцы из Византии. Спустя столетие древнерусские мастера освоили меднолитейное дело и усовершенствовали технику. Один из самых распространенных видов литья был основан на создании восковой модели иконы. Готовую модель обмазывали глиной и обжигали. Воск вытекал, а в полученную форму заливали металл.

В начале XVIII века массовое производство меднолитых икон было ограничено из-за дефицита цветного металла, связанного с потребностью государства развивать военную отрасль. Кроме того, медные иконы и кресты стали символом старообрядчества, приверженцы которого были гонимы властью. Согласно Указу Петра I от 31 января 1723 года запрещались не только производство и продажа, но и даже само бытование предметов медного литья.

Мастера-литейщики уезжали подальше от крупных городов. Производство и почитание меднолитых икон продолжались в старообрядческих центрах. Можно сказать, что миниатюрные образа спасались от преследований вместе с хозяевами. У русского народа выражение «как у Христа за пазухой» означает высшую степень защищенности. Меднолитые иконы с изображениями Христа, Богоматери или святых угодников, наоборот, находились как бы под личной защитой человека, прятались как самое дорогое, иногда под одеждой, сохранялись за пазухой. Отсюда и название выставки.

Икона «Священномученик Антипа». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Крест наперсный «Распятие». Россия, XVIII век. Медный сплав; литье. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Спас благое молчание». Москва, конец XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Огненное восхождение пророка Илии». Россия, XIX век. Медный сплав, эмали; литье, гравировка, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Крест киотный «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Россия, вторая половина XVIII века. Медный сплав, эмали; литье, гравировка, выемчатые эмали по литью, золочение. Из собрания музея-заповедника «
Икона «Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Богоматерь Страстная». Россия, XIX век. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Священномученик Антипа». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Крест наперсный «Распятие». Россия, XVIII век. Медный сплав; литье. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Спас благое молчание». Москва, конец XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Огненное восхождение пророка Илии». Россия, XIX век. Медный сплав, эмали; литье, гравировка, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Крест киотный «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Россия, вторая половина XVIII века. Медный сплав, эмали; литье, гравировка, выемчатые эмали по литью, золочение. Из собрания музея-заповедника «
Икона «Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Богоматерь Страстная». Россия, XIX век. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Священномученик Антипа». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Крест наперсный «Распятие». Россия, XVIII век. Медный сплав; литье. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Спас благое молчание». Москва, конец XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Огненное восхождение пророка Илии». Россия, XIX век. Медный сплав, эмали; литье, гравировка, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Крест киотный «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Россия, вторая половина XVIII века. Медный сплав, эмали; литье, гравировка, выемчатые эмали по литью, золочение. Из собрания музея-заповедника «
Икона «Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив». Москва, вторая половина XIX века. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Икона «Богоматерь Страстная». Россия, XIX век. Медный сплав, эмали; литье, выемчатые эмали по литью. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»

В Думной палате Дворца царя Алексея Михайловича представлены основные типы медного литья: поморский, гуслицкий, никологорский и московский. Всего 22 предмета, среди них: иконы, складни и кресты.

Особым изяществом отличались изделия мастеров Русского Севера, где в конце XVII века были основаны литейные мастерские. Признанным шедевром является четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери».

Предметы выговских мастеров служили образцом для подмосковных Гуслиц, мастерских Никологорского Погоста. Гуслицкий тип литья отличается навершиями в виде херувимов, как у киотного креста «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Расцвет «московского литья» пришелся на XIX век. Любимая московскими мастерами эмаль добавляла яркие художественные эффекты, как в иконе «Спас Благое молчание».

Часть предметов представляет разнообразие сюжетов меднолитых икон. Чаще всего отливались иконы с Богородицей и святым Николаем Чудотворцем.

В 1883 году указ Петра I в отношении медных икон перестал действовать, и к концу XIX века меднолитейное дело получило особенный размах. А медные кресты и иконы, сохранившиеся в годы гонений, почитались уже не только в старообрядческой среде, но у всего русского народа.

Важно: в стоимость билета на эту выставку также входит посещение Мужской половины Дворца царя Алексея Михайловича

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari