Выставки
0+Христос за пазухой. Искусство медного литья
Коломенское28 мая 2024 — 26 января 2025
Дворец царя Алексея Михайловича, вход 1. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69.
Музей-заповедник «Коломенское» представляет выставку «Христос за пазухой. Искусство медного литья». Посетители Дворца царя Алексея Михайловича смогут познакомиться с лучшими образцами из коллекции меднолитых икон, находящихся в собрании музея-заповедника.
Первые меднолитые иконы появились на Руси в XI веке, это были привозные образцы из Византии. Спустя столетие древнерусские мастера освоили меднолитейное дело и усовершенствовали технику. Один из самых распространенных видов литья был основан на создании восковой модели иконы. Готовую модель обмазывали глиной и обжигали. Воск вытекал, а в полученную форму заливали металл.
В начале XVIII века массовое производство меднолитых икон было ограничено из-за дефицита цветного металла, связанного с потребностью государства развивать военную отрасль. Кроме того, медные иконы и кресты стали символом старообрядчества, приверженцы которого были гонимы властью. Согласно Указу Петра I от 31 января 1723 года запрещались не только производство и продажа, но и даже само бытование предметов медного литья.
Мастера-литейщики уезжали подальше от крупных городов. Производство и почитание меднолитых икон продолжались в старообрядческих центрах. Можно сказать, что миниатюрные образа спасались от преследований вместе с хозяевами. У русского народа выражение «как у Христа за пазухой» означает высшую степень защищенности. Меднолитые иконы с изображениями Христа, Богоматери или святых угодников, наоборот, находились как бы под личной защитой человека, прятались как самое дорогое, иногда под одеждой, сохранялись за пазухой. Отсюда и название выставки.
В Думной палате Дворца царя Алексея Михайловича представлены основные типы медного литья: поморский, гуслицкий, никологорский и московский. Всего 22 предмета, среди них: иконы, складни и кресты.
Особым изяществом отличались изделия мастеров Русского Севера, где в конце XVII века были основаны литейные мастерские. Признанным шедевром является четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери».
Предметы выговских мастеров служили образцом для подмосковных Гуслиц, мастерских Никологорского Погоста. Гуслицкий тип литья отличается навершиями в виде херувимов, как у киотного креста «Распятие с предстоящими и избранными праздниками». Расцвет «московского литья» пришелся на XIX век. Любимая московскими мастерами эмаль добавляла яркие художественные эффекты, как в иконе «Спас Благое молчание».
Часть предметов представляет разнообразие сюжетов меднолитых икон. Чаще всего отливались иконы с Богородицей и святым Николаем Чудотворцем.
В 1883 году указ Петра I в отношении медных икон перестал действовать, и к концу XIX века меднолитейное дело получило особенный размах. А медные кресты и иконы, сохранившиеся в годы гонений, почитались уже не только в старообрядческой среде, но у всего русского народа.
Важно: в стоимость билета на эту выставку также входит посещение Мужской половины Дворца царя Алексея Михайловича