Выставки
Народное благочестие
Коломенское21 июня – 11 сентября 2022 г.
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00
Выставочный зал «Атриум». Проспект Андропова, д. 39, метро Коломенская
Музей-заповедник «Коломенское» представляет камерную выставку «Народное благочестие».
Проект можно увидеть в выставочном зале «Атриум» на цокольном этаже, где представлена экспозиция «Город чудный, город древний... Искусство русского строителя XIV-XIX вв.».
После церковного раскола 1650-х годов царские села Коломенское и Дьяково с уникальным архитектурно-историческим ансамблем XVI – XVII веков, включающим церкви Вознесения Господня, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Святого Георгия, Казанской Иконы Божией Матери, стали местом притяжения и жительства старообрядцев разного толка. В нескольких домах находились старообрядческие моленные. Старожилы также вспоминают, что местные крестьяне и старообрядцы отличались благочестием. В этнографической коллекции музея-заповедника «Коломенское» хранятся иконы, напольные киоты, в том числе, икона «Спас Вседержитель» из старообрядческого дома села Дьяково. Нательный крест-оберег на шелковой ленте был подвешен к одной из детских люлек, крепившихся на пружине к потолку в старообрядческом доме села Дьякова. Старообрядческая лестовка, по которой считали количество молитв, отличается от православных четок, внешним видом напоминает ступени лестницы. А богато украшенные вышивкой жемчугом и золотым шитьем треугольные лопасти характерны для женской лестовки.
Свидетельством благочестия крестьян являются вклады в царский храм Казанской иконы Божией Матери, выполненные из более простых тканей и более примитивно оформленные. Подвесная под икону пелена в процессе бытования утратила средник так, что видна набойчатая ткань подкладки. Крестчатый литургический покровец искусно собран из кусочков тканей, сердцевины цветов украшают фрагменты вышивок, споротых с одежд.
С начала XVIII века в русской церковной и светской вышивке вместо жемчуга и перламутра все чаще стали использовать бисер и стеклярус, в наибольшей степени, соответствовавшие эстетическим ценностям и технологическим достижениям западноевропейского декоративно-прикладного искусства. В церковном обиходе жемчугом, стеклярусом и бисером больше всего украшался иконный убор: оклады, ризы. Так, используя стеклярус, бусины, люди крестьянского и мещанского сословий могли делать вклады в церкви. Подобным образом в храм Казанской иконы Божией Матери был вложен бисерно-стеклярусный оклад на икону «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием». По преданию, образ «Богоматерь Печерская» является списком с несохранившейся иконы, написанной иноком Киево-Печерского монастыря Алипием. Богоматерь вышита сидящей на престоле со Спасом Эммануилом, благословляющим первоначальников русского иночества – Антония и Феодосия Печерских.
Икона «Богоматерь Печерская» имеет несколько иконографических вариантов. Извод иконы, на которую выполнен оклад, называется «Богоматерь Ярославская Печерская». По преданию, в 1823 г. икона была явлена во сне ярославской гражданке Александре Дмитриевне Добычкиной, много лет страдавшей от психического недуга и получившей исцеление после ее обретения. Отличительными иконографическими особенностями иконы являются поколенное изображение Богоматери, отсутствие ангелов и оформление трона по сторонам в виде пальмовых веток.
На подкладке литургического покровца находится чернильная поминальная надпись: О ЗДРАВИИ. // ВАСИЛИЯ, // ВАСИЛИЯ, // ПАВЛИНЫ, // МЛ. МАРИИ, // СЕРАФИМЫ, // ОЛЬГИ. Покровец выполнен из узорного шелка в китайском стиле, популярном в русском текстиле конца XIX в. Из аналогичного шелка пошита женская кофта из известной Коломенской старообрядческой семьи Кошкиных.
Историческое наследие крестьян дворцовых сел Коломенское и Дьяково бережно собирается, хранится и изучается в музее-заповеднике.