Народное благочестие
Выставки

Народное благочестие

Коломенское
image

21 июня – 11 сентября 2022 г.

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Выставочный зал «Атриум». Проспект Андропова, д. 39, метро Коломенская

Музей-заповедник «Коломенское» представляет камерную выставку «Народное благочестие».

Проект можно увидеть в выставочном зале «Атриум» на цокольном этаже, где представлена экспозиция «Город чудный, город древний... Искусство русского строителя XIV-XIX вв.».

После церковного раскола 1650-х годов царские села Коломенское и Дьяково с уникальным архитектурно-историческим ансамблем XVI – XVII веков, включающим церкви Вознесения Господня, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Святого Георгия, Казанской Иконы Божией Матери, стали местом притяжения и жительства старообрядцев разного толка. В нескольких домах находились старообрядческие моленные. Старожилы также вспоминают, что местные крестьяне и старообрядцы отличались благочестием. В этнографической коллекции музея-заповедника «Коломенское» хранятся иконы, напольные киоты, в том числе, икона «Спас Вседержитель» из старообрядческого дома села Дьяково. Нательный крест-оберег на шелковой ленте был подвешен к одной из детских люлек, крепившихся на пружине к потолку в старообрядческом доме села Дьякова. Старообрядческая лестовка, по которой считали количество молитв, отличается от православных четок, внешним видом напоминает ступени лестницы. А богато украшенные вышивкой жемчугом и золотым шитьем треугольные лопасти характерны для женской лестовки.

Свидетельством благочестия крестьян являются вклады в царский храм Казанской иконы Божией Матери, выполненные из более простых тканей и более примитивно оформленные. Подвесная под икону пелена в процессе бытования утратила средник так, что видна набойчатая ткань подкладки. Крестчатый литургический покровец искусно собран из кусочков тканей, сердцевины цветов украшают фрагменты вышивок, споротых с одежд.

Оклад с иконы «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием». Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского,  вторая половина XVIII в. Глазет, холст, бисер, стеклярус, бусины, стекла в гнездах; вышивка.
Пелена.Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского,  конец XVIII – начало XIX в. Тафта, набойка двух видов, лента, тесьма; ткачество.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Узорный атлас, хлопчатобумажная ткань, тесьма, шелковые и мишурные нити, блестки; ткачество, шитье.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Узорный атлас, хлопчатобумажная ткань, тесьма, шелковые и мишурные нити, блестки; ткачество, шитье.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Тафта нескольких видов, бархат, набивной шелк, хлопчатобумажная ткань, тесьма, бахрома; ткачество, вышивка, аппликация.
Крест нательный. Происходит из старообрядческого дома с. Дьяково, XIX в. Был подвешен к детской люльке. Медь, шелк; литье, ткачество.
Лестовка старообрядческая женская. Московская губерния, с. Коломенское, конец XIX в. Бархат, жемчуг, бисер, проволока; вышивка, плетение
Оклад с иконы «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием». Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского,  вторая половина XVIII в. Глазет, холст, бисер, стеклярус, бусины, стекла в гнездах; вышивка.
Пелена.Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского,  конец XVIII – начало XIX в. Тафта, набойка двух видов, лента, тесьма; ткачество.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Узорный атлас, хлопчатобумажная ткань, тесьма, шелковые и мишурные нити, блестки; ткачество, шитье.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Узорный атлас, хлопчатобумажная ткань, тесьма, шелковые и мишурные нити, блестки; ткачество, шитье.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Тафта нескольких видов, бархат, набивной шелк, хлопчатобумажная ткань, тесьма, бахрома; ткачество, вышивка, аппликация.
Крест нательный. Происходит из старообрядческого дома с. Дьяково, XIX в. Был подвешен к детской люльке. Медь, шелк; литье, ткачество.
Лестовка старообрядческая женская. Московская губерния, с. Коломенское, конец XIX в. Бархат, жемчуг, бисер, проволока; вышивка, плетение
Оклад с иконы «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием». Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского,  вторая половина XVIII в. Глазет, холст, бисер, стеклярус, бусины, стекла в гнездах; вышивка.
Пелена.Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского,  конец XVIII – начало XIX в. Тафта, набойка двух видов, лента, тесьма; ткачество.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Узорный атлас, хлопчатобумажная ткань, тесьма, шелковые и мишурные нити, блестки; ткачество, шитье.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Узорный атлас, хлопчатобумажная ткань, тесьма, шелковые и мишурные нити, блестки; ткачество, шитье.
Покровец. Вклад в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Коломенского, конец XIX в. Тафта нескольких видов, бархат, набивной шелк, хлопчатобумажная ткань, тесьма, бахрома; ткачество, вышивка, аппликация.
Крест нательный. Происходит из старообрядческого дома с. Дьяково, XIX в. Был подвешен к детской люльке. Медь, шелк; литье, ткачество.
Лестовка старообрядческая женская. Московская губерния, с. Коломенское, конец XIX в. Бархат, жемчуг, бисер, проволока; вышивка, плетение

С начала XVIII века в русской церковной и светской вышивке вместо жемчуга и перламутра все чаще стали использовать бисер и стеклярус, в наибольшей степени, соответствовавшие эстетическим ценностям и технологическим достижениям западноевропейского декоративно-прикладного искусства. В церковном обиходе жемчугом, стеклярусом и бисером больше всего украшался иконный убор: оклады, ризы. Так, используя стеклярус, бусины, люди крестьянского и мещанского сословий могли делать вклады в церкви. Подобным образом в храм Казанской иконы Божией Матери был вложен бисерно-стеклярусный оклад на икону «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием». По преданию, образ «Богоматерь Печерская» является списком с несохранившейся иконы, написанной иноком Киево-Печерского монастыря Алипием. Богоматерь вышита сидящей на престоле со Спасом Эммануилом, благословляющим первоначальников русского иночества – Антония и Феодосия Печерских.

Икона «Богоматерь Печерская» имеет несколько иконографических вариантов. Извод иконы, на которую выполнен оклад, называется «Богоматерь Ярославская Печерская». По преданию, в 1823 г. икона была явлена во сне ярославской гражданке Александре Дмитриевне Добычкиной, много лет страдавшей от психического недуга и получившей исцеление после ее обретения. Отличительными иконографическими особенностями иконы являются поколенное изображение Богоматери, отсутствие ангелов и оформление трона по сторонам в виде пальмовых веток.

На подкладке литургического покровца находится чернильная поминальная надпись: О ЗДРАВИИ. // ВАСИЛИЯ, // ВАСИЛИЯ, // ПАВЛИНЫ, // МЛ. МАРИИ, // СЕРАФИМЫ, // ОЛЬГИ. Покровец выполнен из узорного шелка в китайском стиле, популярном в русском текстиле конца XIX в. Из аналогичного шелка пошита женская кофта из известной Коломенской старообрядческой семьи Кошкиных.

Историческое наследие крестьян дворцовых сел Коломенское и Дьяково бережно собирается, хранится и изучается в музее-заповеднике.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari