Стендовая выставка в Коломенском
Выставки
0+

Святые земли русской

Коломенское
image

15 декабря 2023 г. — 15 февраля 2024 г.

Музей-заповедник «Коломенское», Ярмарочная площадь

Музей-заповедник «Коломенское» представляет стендовую выставку «Святые земли русской», на которой можно увидеть уникальные памятники иконописи из нашего собрания

На иконах запечатлены образы святых, особо почитаемых Русской церковью. Это князья-воины, защитники отечества, великие святители, церковные писатели и проповедники, основатели монастырей. Все они принимали деятельное участие в становлении и укреплении государства: мирили князей, благословляли воинов на победу, строили храмы, несли православное вероучение народам, населявшим наши земли.

Приняв православную веру из Византии в X веке, Древняя Русь приняла и весь пантеон ее святых как небесных покровителей, защитников и помощников в жизни и трудах. Прошло столетие после крещения Руси, и в недрах русской религиозной жизни начали появляться свои праведники. Первыми русскими святыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб — сыновья великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси. Отец Бориса и Глеба, святой князь Владимир, почитается Церковью как равноапостольный, поскольку его духовный подвиг подобен деяниям первых апостолов, учеников Иисуса Христа. Защита родной земли являлась неотъемлемым правом и священной обязанностью князей. Это привело к возникновению особого чина святости — «святой благоверный князь». 

На Руси защитниками родной земли от врагов традиционно считаются и вселенские святые: Георгий Победоносец, Иоанн Воин, Димитрий Солунский. Самый прославленный святой, святитель Николай Чудотворец, в русском национальном сознании воспринимается как защитник от всех бед, умиротворитель враждующих и покровитель мореплавателей. 

Представленные на выставке иконы поступили в собрание музея в 1920–30-е годы, когда в стране закрывались для богослужения храмы и монастыри, а памятникам церковного искусства грозило физическое уничтожение. Благодаря усилиям музейных сотрудников эти произведения были спасены, отреставрированы и вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры. 

Стендовая выставка является продолжением проекта «Святые земли русской», в рамках которого в течение 2023 года в Думной палате Дворца царя Алексея Михайловича по очереди были представлены 24 памятника иконописи из собрания музея-заповедника «Коломенское».

Святой преподобный Серафим Саровский, начало XX века. Дерево, масло. Происходит из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове в Москве
Святитель Николай Чудотворец (Можайский), XVII век. Дерево, темпера. Происходит из Сумского Посада в Карелии
Богоматерь Боголюбская (Московская), конец XVIII века. Дерево, темпера.
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре, XVI век. Дерево, темпера. Происходит из Сумского Посада в Карелии
Чудо святого Георгия о змие, XIX век. Дерево, темпера.
Святой преподобный Серафим Саровский, начало XX века. Дерево, масло. Происходит из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове в Москве
Святитель Николай Чудотворец (Можайский), XVII век. Дерево, темпера. Происходит из Сумского Посада в Карелии
Богоматерь Боголюбская (Московская), конец XVIII века. Дерево, темпера.
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре, XVI век. Дерево, темпера. Происходит из Сумского Посада в Карелии
Чудо святого Георгия о змие, XIX век. Дерево, темпера.
Святой преподобный Серафим Саровский, начало XX века. Дерево, масло. Происходит из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове в Москве
Святитель Николай Чудотворец (Можайский), XVII век. Дерево, темпера. Происходит из Сумского Посада в Карелии
Богоматерь Боголюбская (Московская), конец XVIII века. Дерево, темпера.
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре, XVI век. Дерево, темпера. Происходит из Сумского Посада в Карелии
Чудо святого Георгия о змие, XIX век. Дерево, темпера.
музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari