Узор в декоративном искусстве Нового времени
Выставки
6+

Узор в декоративном искусстве Нового времени

Коломенское
image

24 апреля — 24 августа 2025 года

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, Большой выставочный зал, вход 3. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Многочисленные виды узоров в разнообразных орнаментах, воплощенных в различных техниках и материалах — от простых линий кованой оконной решетки до изящных и пышных в стиле барокко в резьбе Царских врат. Новая выставка объединила больше 200 предметов XVII–XIX веков из собрания музея-заповедника «Коломенское».

Особый расцвет узоров, их фантазийность и витиеватость пришлись на период Нового времени XVI — начала XX века. Представленные во Дворце царя Алексея Михайловича резные архитектурные детали, фрагменты декора иконостасов, богатые ажурной резьбой металлические решетки и кронштейны, костяные шкатулки, изысканные кружева дают возможность провести параллели между художественными приемами и фантазией мастеров-резчиков и кружевниц, работавших на протяжении XVII–XIX веков.

Например, при создании дворцов и храмов архитектурные детали перекликались, будь то камень, металл или дерево. Это видно во фрагментах колонок, наличников, порталов. В декорировании наружного убранства храмов использовались и просечное железо для изготовления ажурных кровельных подзоров, и белокаменная резьба в украшении наличников окон, порталов, колонн. Интерьерное убранство храма изобиловало резным деревом и металлом во всевозможных колонках, деталях иконостасов, кованых кронштейнах для лампад. Ажурное великолепие внутреннего и наружного декора храма ассоциируется с изящным кружевом. Сравнивая орнамент кружева с узором просечного железа, можно отметить своеобразную перекличку тонких ажурных линий, виноградных гроздей, цветочных мотивов, а богатый резной белокаменный декор напоминает воздушные льняные кружева.

Искусство украшения обычных деревенских домов тоже отличалось причудливостью линий, затейливыми завитками, включением фигур людей и животных в замысловатые узоры карнизов и наличников. Похожие элементы можно встретить в праздничной крестьянской посуде и предметах быта: резных ковшах, костяных шкатулках, светцах из кованого металла, концах полотенец, сплетенных из льняных нитей. Декорированные предметы крестьянского быта также представлены на выставке.

Сравнивая между собой эти богатые узорами предметы, выполненные из разных материалов, мы убеждаемся, что все они созданы по единым законам красоты и гармонии.

Рекомендации по посещению:

Фрагмент запрестольного креста «Древо Жизни». Мастерская Оружейной палаты. 1676 год. Москва (из церкви иконы Казанской Божией Матери села Марково). Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент блока. XVII-XVIII века. Москва. Белый камень; теска, резьба, покраска. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент веера «plié» «Свидание». Художник Эмиль-Антуан Байярд. 1880-е годы. Франция. Перламутр, стразы, металл, кружево плетеное (льняное), акварель, темпера; резьба, полировка, роспись. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент золоченой сени с иконой «Тайная вечеря» от царских врат. Последняя четверть XVIII в. Москва (из Никольского собора Николо-Перервинского монастыря). Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Кровельный подзор. Конец XVII в. Россия. Железо; ковка, просечка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент кружева машинной работы. Конец XIX — начало ХХ в. Россия. Кружево машинной работы; хлопчатобумажная нить. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент запрестольного креста «Древо Жизни». Мастерская Оружейной палаты. 1676 год. Москва (из церкви иконы Казанской Божией Матери села Марково). Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент блока. XVII-XVIII века. Москва. Белый камень; теска, резьба, покраска. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент веера «plié» «Свидание». Художник Эмиль-Антуан Байярд. 1880-е годы. Франция. Перламутр, стразы, металл, кружево плетеное (льняное), акварель, темпера; резьба, полировка, роспись. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент золоченой сени с иконой «Тайная вечеря» от царских врат. Последняя четверть XVIII в. Москва (из Никольского собора Николо-Перервинского монастыря). Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Кровельный подзор. Конец XVII в. Россия. Железо; ковка, просечка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент кружева машинной работы. Конец XIX — начало ХХ в. Россия. Кружево машинной работы; хлопчатобумажная нить. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент запрестольного креста «Древо Жизни». Мастерская Оружейной палаты. 1676 год. Москва (из церкви иконы Казанской Божией Матери села Марково). Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент блока. XVII-XVIII века. Москва. Белый камень; теска, резьба, покраска. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент веера «plié» «Свидание». Художник Эмиль-Антуан Байярд. 1880-е годы. Франция. Перламутр, стразы, металл, кружево плетеное (льняное), акварель, темпера; резьба, полировка, роспись. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент золоченой сени с иконой «Тайная вечеря» от царских врат. Последняя четверть XVIII в. Москва (из Никольского собора Николо-Перервинского монастыря). Дерево, левкас; резьба, золочение, темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Кровельный подзор. Конец XVII в. Россия. Железо; ковка, просечка. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Фрагмент кружева машинной работы. Конец XIX — начало ХХ в. Россия. Кружево машинной работы; хлопчатобумажная нить. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari