Московский изразец
Выставки

Московский изразец

Коломенское
image

25 января 2022 г. – 15 мая 2022 г.

Пт., Сб. 10:00-21:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Подклет Дворца царя Алексея Михайловича, проспект Андропова 39, стр. 69

Лучшие образцы архитектурной керамики из собрания музея-заповедника «Коломенское»

Выставка «Московский изразец» знакомит с ключевыми этапами развития изразцового искусства в России. Экспозиция включает разделы, посвященные конструкции и структуре, технике и темам росписи архитектурной керамики. Центральным экспонатом стал камин «Микула Селянинович и Вольга» работы Михаила Врубеля из собрания музея-заповедника. Место проведения выставки – Дворец царя Алексея Михайловича – выбрано не случайно: реконструированные изразцовые печи XVII века являются одними из доминирующих объектов в интерьерах десяти покоев, где они установлены.

Уникальная коллекция изразцов в Коломенском насчитывает около 16 тысяч предметов и дает возможность проследить историю развития строительной керамики от ее истоков – плит ХV века – до изделий советского периода. 

Изразец – керамическая плитка для облицовки печей и зданий. Известно, что развитие и становление изразцового производства в общероссийском масштабе определила именно Москва. География распространения изразцов в XVII веке практически совпала с картой российского государства того времени. Причины этого – в организационных и финансовых возможностях столицы, где в основном располагались самые крупные керамические мастерские, в открытом доступе к новым технологиям, в знании европейских вкусов и в формировании «моды». Поэтому, хотя изразцы были широко востребованы провинцией, они продолжали оставаться явлением именно московской культуры.

Наиболее обширный раздел выставки «Московский изразец» посвящен керамическим изделиям XVII века. Этот период по праву считается расцветом русского изразца. В это время яркая, многоцветная архитектурная керамика украшала церкви и колокольни, а также печи, которые являлись важной частью русского интерьера. Среди прочего в экспозиции представлены изразцы, использовавшиеся в декоре московских, ныне утраченных, церквей Николая Чудотворца Явленного и Николая Чудотворца в Столпах. А также керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна, выполненное мастером Степаном Ивановым (Полубесом) для храма Святых отцов семи Вселенских соборов, расположенном на территории Данилова монастыря в Москве.

XVIII век представлен печными расписными изразцами, производство которых в России было налажено по приказу царя Петра I. Сюжетные росписи на изразцах того времени представляют различные стороны жизни русского общества. В собрании музея-заповедника хранятся около тысячи подобных изразцов. Рассматривая их можно представить, как выглядели подобные «печки-книжки», которые можно было читать, «пролистывая» один ряд («страницу») изразцов за другим.

XIX век – это время зарождения и расцвета фабричного производства. Изразцовые печи перестали быть редкостью не только для городских, но и для зажиточных крестьянских домов. На знаменитых кузнецовских фарфоровых заводах наряду с посудой производились и изразцы. На выставке можно увидеть керамическое панно с растительными мотивами, изготовленное на заводах товарищества М.С. Кузнецова.

В конце XIX – начале XX века к «искусству глины» обратились лучшие русские художники-живописцы, создавшие в этом материале изделия, сочетающие новые приемы с традициями прошлого. Михаил Врубель (1856-1910) был одним из первых художников-станковистов, серьезно занявшихся керамикой. Майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», созданный художником в 1898 году, станет центральным экспонатом выставки. Яркий пример дизайна эпохи модерна состоит из 150 с лишним изразцов самой разной формы. Он был выполнен в гончарной мастерской «Абрамцево», которая находилась в Москве, на Нижней Масловке. Камин поступил в собрание Коломенского из Музея керамики, куда его передали из Государственного музейного фонда, а туда он попал во время национализации собственности московского юриста Ивана Алябьева (1874-1955).

Также билет на выставку вы можете взять по Пушкинской карте.

Рекомендуем посещение выставки в составе группы с экскурсоводом. Экскурсии проходят в среду и четверг, в 15:00.

Михаил Врубель. Камин «Микула Селянинович и Вольга». Москва, 1898. Глина светлая, глазури цветные; формовка, роспись, восстановительный обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»


Советский период в экспозиции представлен работами скульптора и керамиста Давида Ципировича (1885-1945). Он внес важнейший вклад в развитие архитектурной и художественной керамики, способствовал возрождению майоликовой росписи. Проектировал архитектурные детали из керамики для Московского метрополитена. В экспозиции будут представлены его плитки с портретами Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Максима Горького и Льва Толстого 1920-30-х гг.

Познакомиться с некоторыми экспонатами можно на виртуальной экспозиции «Московский изразец».

Степан Иванов (Полубес). Керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна. Москва, конец XVII в. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразец рельефный полихромный. Москва, конец 1680-х гг. Глина красная, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразец печной гладкий расписной. Москва, вторая половина XVIII века. Глина, глазури цветные; роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Панно керамическое. Фабрика М.С. Кузнецова. Москва, конец XIX века. Глина, эмали цветные; формовка, роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате. Москва, начало 1680-х гг. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Степан Иванов (Полубес). Керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна. Москва, конец XVII в. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразец рельефный полихромный. Москва, конец 1680-х гг. Глина красная, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразец печной гладкий расписной. Москва, вторая половина XVIII века. Глина, глазури цветные; роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Панно керамическое. Фабрика М.С. Кузнецова. Москва, конец XIX века. Глина, эмали цветные; формовка, роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате. Москва, начало 1680-х гг. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Степан Иванов (Полубес). Керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна. Москва, конец XVII в. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразец рельефный полихромный. Москва, конец 1680-х гг. Глина красная, цветные глазури; формовка, роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразец печной гладкий расписной. Москва, вторая половина XVIII века. Глина, глазури цветные; роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Панно керамическое. Фабрика М.С. Кузнецова. Москва, конец XIX века. Глина, эмали цветные; формовка, роспись, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»
Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате. Москва, начало 1680-х гг. Глина красная, глазури цветные; формовка, обжиг. Собрание музея-заповедника «Коломенское»

Билеты на выставку можно в том числе приобрести по Пушкинской карте.


Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari