Выставка про Анну Ахматову в Коломенском
Выставки
0+

Поэма про героиню. Анна Ахматова в Коломенском

Коломенское
image

10 августа — 6 ноября 2023 года

Вт. - Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, Большой выставочный зал: проспект Андропова, д. 39, стр. 69

До 6 ноября во Дворце царя Алексея Михайловича проходит выставка, посвященная одной из главных почитательниц Коломенского в ХХ веке — великой Анне Ахматовой

Экспозиция объединяет мемориальные вещи поэтессы, архивные фотографии, а также памятники национального искусства и культуры, которые были представлены в экспозиции музея в 1950–60-е годы, когда Анна Андреевна посещала Коломенское. Проект создан в партнерстве с Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля и Государственным литературно-мемориальным музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Выставка состоит из двух разделов. Первый рассказывает о московском периоде жизни и творчества великой поэтессы. У Ахматовой не было постоянной квартиры в Москве. Она сама говорила, что жила здесь «бездомной» и останавливалась у друзей. Особый интерес представляют мемории поэтессы из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: платье, плащ, очки, трость, книги с личными пометками и серия фотографий, запечатлевших Анну Андреевну в 1950–60-е годы.

Второй раздел экспозиции раскрывает особое отношение Анны Ахматовой к Коломенскому и акцентирует внимание на личном, ценностном отношении поэтессы к музею-заповеднику.

Впервые Анна Андреевна оказалась в Коломенском в 1952 году, оправившись после первого инфаркта. В воспоминаниях Лидии Чуковской есть свидетельство от 13 июня 1952 года, передающее первое, наиболее яркое впечатление Ахматовой от посещения Коломенского:

«Вернувшись в Москву из санатория я от избытка сил, сразу поехала смотреть Коломенское. Ничего похожего я в жизни не видела, это прекраснее Notre Dame de Paris. Я целую неделю бредила Коломенским. Это неслыханно. Это должен видеть каждый и притом каждый день».
Неизвестный фотограф. Анна Андреевна Ахматова. Москва. 1930-е. Из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Неизвестный фотограф. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1950-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Артем Задикян. Комплекс Передних ворот Государева двора в Коломенском. 1950-1960-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Неизвестный фотограф. Анна Ахматова в гостях у Пастернака. Москва. 1949. Из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Скульптура «Лев». Россия. XVII в. Дерево, левкас; резьба, роспись. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Фризовый камень Львиных ворот. Россия. XVII в. Белый камень; теска, резьба. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Колонна. Россия. Вторая половина XVII в. Белый камень; теска, резьба. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Куратор выставки — Лилия Розова
Неизвестный фотограф. Анна Андреевна Ахматова. Москва. 1930-е. Из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Неизвестный фотограф. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1950-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Артем Задикян. Комплекс Передних ворот Государева двора в Коломенском. 1950-1960-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Неизвестный фотограф. Анна Ахматова в гостях у Пастернака. Москва. 1949. Из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Скульптура «Лев». Россия. XVII в. Дерево, левкас; резьба, роспись. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Фризовый камень Львиных ворот. Россия. XVII в. Белый камень; теска, резьба. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Колонна. Россия. Вторая половина XVII в. Белый камень; теска, резьба. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Куратор выставки — Лилия Розова
Неизвестный фотограф. Анна Андреевна Ахматова. Москва. 1930-е. Из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Неизвестный фотограф. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 1950-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Артем Задикян. Комплекс Передних ворот Государева двора в Коломенском. 1950-1960-е. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Неизвестный фотограф. Анна Ахматова в гостях у Пастернака. Москва. 1949. Из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Скульптура «Лев». Россия. XVII в. Дерево, левкас; резьба, роспись. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Фризовый камень Львиных ворот. Россия. XVII в. Белый камень; теска, резьба. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Колонна. Россия. Вторая половина XVII в. Белый камень; теска, резьба. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Куратор выставки — Лилия Розова

Коломенское для Ахматовой было связано прежде всего с церковью Вознесения. О ее восхищении этим выдающимся памятником архитектуры говорят все мемуаристы, оставившие о ней воспоминания. Позднее она рекомендовала своим друзьям, приезжающим в Москву, обязательно посещать Коломенское. А через 10 лет после первого посещения написала стихотворение «Как древние в Коломенском ворота...», автограф этого произведения будет представлен на выставке. 

Любое место Ахматова воспринимала прежде всего через эпоху и людей, связанных с этой эпохой. Новгород видится ей местом, где «Марфа правила и правил Аракчеев»; «Куликовской битвой веют склоны» в Воронеже. А в Коломенском живет дух русской истории, который хранят архитектурные памятники и экспонаты. На вопрос Анатолия Наймана, с чего ему осваивать Москву, Ахматова ответила: «Смотря, что Вам интересно: если камни, то с Коломенского, если барахло — с Останкина». Именно поэтому во втором разделе представлены памятники искусства из собрания музея-заповедника «Коломенское», которые Анна Ахматова могла видеть в выставочных залах в 1950–60-е годы.


Сохранились воспоминания, что Анна Андреевна любила сидеть на скамье спиной к Передним воротам Государева двора и долго рассматривать церковь Вознесения Господня. Приглашаем вас испытать те же чувства. Мы установили на Вознесенской площади скамью на месте, где любила сидеть Анна Ахматова. Вы можете взглянуть на Коломенское глазами великой поэтессы: приходите, располагайтесь, наслаждайтесь.

Шедевр мировой архитектуры, в котором органично сочетаются древнерусские элементы с чертами европейской готики и ренессанса, уже почти 500 лет притягивает внимание гостей Коломенского. Специально к открытию выставки мы выпустили капсульную коллекцию сувениров. В нее вошли сумка-шопер и футболка с изображениями чертежей архитектора Николая Шохина, которые были созданы во время первой реставрации церкви Вознесения Господня во второй половине XIX века. Приобрести их можно в сувенирных магазинах Коломенского.

Сумка-шопер. Хлопок. 1300 руб.
Сумка-шопер. Хлопок. 1300 руб.
Футболка: нет в наличии, все раскупили
Сумка-шопер. Хлопок. 1300 руб.
Сумка-шопер. Хлопок. 1300 руб.
Футболка: нет в наличии, все раскупили
Сумка-шопер. Хлопок. 1300 руб.
Сумка-шопер. Хлопок. 1300 руб.
Футболка: нет в наличии, все раскупили

Информационные партнеры выставки: радио Business FM и кавер-радио Chocolate 98FM.

СМИ о выставке:


Книга отзывов:

  • Спасибо большое за выставку! Мне, как поклоннице творчества Анны Андреевны Ахматовой (Горенко), очень понравилось. Приятно окунуться в атмосферу, в которой жила Ахматова. Несмотря на то, что она все-таки настоящий житель Санкт-Петербурга, посещение Москвы отразилось на ее творчестве. Что в свою очередь можно понять благодаря выставке. Спасибо!
  • Выражаю большую благодарность организаторам замечательной выставки, посвященной Анне Андреевне Ахматовой. Каждый раз, бывая в Санкт-Петербурге, непременно посещаю «Фонтанный дом». Счастлива, что в моей родной Москве можно соприкоснуться с периодами жизни поэта в Москве. Получила большое удовольствие. Спасибо.
  • Спасибо за прекрасную выставку — такую лаконичную, глубокую и пронзительную одновременно.
  • Спасибо за атмосферу тихой уютной Москвы, сделанную с любовью. Стихи Анны Андреевны понимаются глубже.
  • В любые времена, в самые сложные годы только поэзия может отогреть сердца. Спасибо, Анна Андреевна!
  • Огромное спасибо устроителям выставки, подготовленной с большой любовью к Анне Андреевне! Никакие слова не могут передать восхищение поэзией Ахматовой. Но представлять, что мы можем гулять по тем же аллеям, что и она, вызывает незабываемые эмоции.
  • Спасибо организаторам выставки. Наверное, это — первая экспозиция, в которой Анна Андреевна отчетливо предстает как православный поэт.
  • Прекрасна экспозиция, где удивительно сочетаются эпохи. Великолепно смотрятся окна витражи-акварели, вписанные в историю. Спасибо огромное за встречу с прекрасным во всём!

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari