
Детский музейный совет
В музее-заповеднике «Коломенское» стартует новый сезон проекта «Детский музейный совет», который объединит детей для создания инклюзивных кейсов. Это замечательная возможность для школьников не только проявить свою инициативу, но и внести вклад в создание комфортного музейного пространства для всех!
В рамках проекта ребята из 3-7 классов работают над созданием специальных материалов, которые учитывают потребности детей с различными ограничениями. Это важный шаг к тому, чтобы каждый ребенок мог чувствовать себя комфортно и уверенно в стенах музея.
Что такое инклюзивные кейсы? Инклюзивные кейсы — это специально разработанные тексты и маршруты, которые открывают двери музея для всех детей, независимо от их физических или умственных особенностей. Дети-участники Совета будут задействованы в процессе создания таких кейсов, начиная от идеи и заканчивая реализацией. Они смогут предложить свои идеи, которые помогут сделать музей более дружелюбным и доступным.
Как это работает?
Школьники работают в залах музея совместно с куратором, обсуждая, какие элементы экспозиций могут быть адаптированы для детей с особыми потребностями, а позже, выполняют домашние задания. Это может включать в себя создание тактильных материалов, использование аудиогидов и проведение специальных мероприятий, направленных на вовлечение всех детей в музейную жизнь.
Почему это важно?
Создание инклюзивных кейсов — это не только способ сделать музей доступным, но и возможность для детей развивать свои навыки коммуникации, креативности и социальной ответственности. Они учатся работать в команде, уважать мнение других и понимать, как важно создавать пространство, где каждый чувствует себя нужным и важным.
Детский музейный совет в Коломенском — просветительский проект для учащихся образовательных учреждений на безвозмездной основе.
II сезон Детского музейного совета
Прошедшие встречи
17 октября 2025 года
Главной темой обсуждения стала «Социальная история в музейном пространстве». Участники узнали о важности создания иллюстрированных инструкций, так называемых социальных историй, для детей с особыми потребностями. Эти истории помогают таким посетителям заранее адаптироваться к посещению музейных экспозиций.
В рамках встречи члены Совета совершили обзор Мужской половины Дворца царя Алексея Михайловича, где повторили основные правила поведения в музеях и изучили специфику посещения царских палат. В ходе осмотра участники пришли к выводу, что социальная история должна охватывать не только правила поведения в конкретных залах, но и общие принципы взаимодействия с музейным пространством. Было решено включить разделы о том, как вести себя в гардеробе, как задавать вопросы сотрудникам музея и как реагировать на возможные неожиданности, такие как шум или большое количество посетителей.
Полученные знания стали основой для их домашнего задания — разработки социальной истории под названием «Правила поведения во Дворце». Мы предполагаем, что разработанные социальные истории станут ценным инструментом для подготовки детей с аутизмом и другими особенностями развития к посещению музея. Они помогут снизить тревожность, повысить уверенность и сделать посещение культурного учреждения более комфортным и познавательным для всех.
3 октября 2025 года
3 октября 2025 года прошла первая рабочая встреча Детского музейного совета. Мы провели ее невероятно продуктивно! Основной темой заседания стала тема «Музей. Как это устроено». Вместе мы вспомнили значение понятия «музей», успешно разгадали ребус, раскрывший название первого музея в нашей стране, разобрали запутанные буквенные головоломки, зашифровавшие разные способы пополнения музейных коллекций, обсудили различия между выставками и экспозициями.
В настоящее время сотрудники экспозиционно-выставочного направления музея-заповедника активно готовятся к открытию новой экспозиции под названием «Архитектура древнего города. Люди и технологии», куда ребята получили уникальную возможность внести свою лепту, помогая выбирать экспонаты и работать над сопровождающими текстами для «детского уровня». Участникам было очень интересно почувствовать себя настоящими музейными работниками, ведь каждый экспонат имеет свою историю, и задача участников Совета – помочь рассказать ее так, чтобы она затронула сердца юных посетителей. Эта важная работа продолжится и вне стен музея, когда ребята будут выполнять домашнее задание.
19 сентября 2025 года
Во Дворце царя Алексея Михайловича состоялась важная встреча, ознаменовавшая начало нового сезона Детского музейного совета. Это событие стало отправной точкой для активного взаимодействия школьников в музее.
Основной целью встречи было познакомить ребят друг с другом, а также погрузить их в историю возникновения проекта и достижениями предыдущего сезона. Для установления дружеских связей и активизации творческого потенциала детей была организована игра «Скажи иначе. Музей», созданная участниками прошлого сезона. Эта игровая форма позволила ребятам не только весело провести время, но и окунуться в мир музея, с помощью тематических слов. Кроме игры, дети имели уникальную возможность ознакомиться с творческими работами предыдущих членов совета — оригинальными детскими этикетками к музейным экспонатам. Эти небольшие описания были созданы детьми специально для детей, позволяя юным посетителям глубже проникнуть в тайны старинных предметов.
Особый акцент на заседании был сделан на утверждении главного принципа всего проекта: «Дети – детям». Что подчеркивает важность вовлечения самих школьников в создание доступной и понятной музейной среды.
Далее, собравшиеся обсудили цели и задачи предстоящего сезона, определив направления дальнейшей работы. Также члены Детского музейного совета определили рабочий график и обязанности участников. Завершилось мероприятие вручением первого домашнего задания, которое должно стимулировать самостоятельную работу ребят и развитие их творческих способностей.
Расписание
I сезон Детского музейного совета
Как это было:
Участники объединения на протяжении года принимали участие в ежемесячных заседаниях, изучали музейные пространства и проекты, создавали специальные этикетки и работали над созданием настольной игры.
«Музей — не только место сохранения истории, но и пространство для творчества. Мы предлагаем школьникам попробовать свои силы в деятельности Детского музейного совета. Вместе с куратором ребята будут заниматься совместным творчеством, где ребенок — не исполнитель указаний взрослого, а активный полноценный участник и инициатор. Для детей это возможность познакомиться с музейной деятельностью и подробнее изучить выставки и экспозиции, а для нас — услышать мнение одних из главных посетителей музея», — отметила Марина Люльчук, директор музея-заповедника «Коломенское».
Юные музейные эксперты собирались ежемесячно с сентября по май. Целью каждой встречи было познакомиться с экспозицией или выставкой и выбрать экспонат, для которого каждый участник делал дома описание (необязательно в текстовом формате, это мог быть рисунок, аудио или видео). Раз в месяц члены совета онлайн-голосованием выбирали и утверждали лучшую этикетку месяца. Также на встречах участники собирали коллекцию «музейных слов», чтобы в итоге подготовить настольную игру по принципу «Скажи иначе».
Поздравление музея со 102-летием от членов Детского музейного совета
10 февраля 2025 года, в день, когда музею-заповеднику исполнилось 102 года, участники Детского музейного совета записали видео-поздравление, которое было опубликовано в наших соц-сетях.
Весь коллектив Коломенского выражает членам совета большую благодарность!

Этикетки к экспонатам от членов Детского музейного совета
Этикетка к экспонату «Улей» от члена Детского музейного совета Тюриной Елизаветы
Этикетка к экспонату «Лампа-бульотка» от члена Детского музейного совета Ежкова Егора
Аудиоэтикетка к экспонату «Портбукет» от члена Детского музейного совета Левищевой Дарьи
Этикетка к экспонату «Царская кровать» от члена Детского музейного совета Тюриной Елизаветы
Этикетка к экспонату «Каргопольская игрушка» от члена Детского музейного совета Сорокиной Марьи
Аудиоэтикетка к экспонату «Колокол, 1648 год» от члена Детского музейного совета Смирновой Софьи
Этикетка к экспонату «Улей» от члена Детского музейного совета Тюриной Елизаветы
Этикетка к экспонату «Лампа-бульотка» от члена Детского музейного совета Ежкова Егора
Аудиоэтикетка к экспонату «Портбукет» от члена Детского музейного совета Левищевой Дарьи
Этикетка к экспонату «Царская кровать» от члена Детского музейного совета Тюриной Елизаветы
Этикетка к экспонату «Каргопольская игрушка» от члена Детского музейного совета Сорокиной Марьи
Аудиоэтикетка к экспонату «Колокол, 1648 год» от члена Детского музейного совета Смирновой Софьи
Этикетка к экспонату «Улей» от члена Детского музейного совета Тюриной Елизаветы
Этикетка к экспонату «Лампа-бульотка» от члена Детского музейного совета Ежкова Егора
Аудиоэтикетка к экспонату «Портбукет» от члена Детского музейного совета Левищевой Дарьи
Этикетка к экспонату «Царская кровать» от члена Детского музейного совета Тюриной Елизаветы
Этикетка к экспонату «Каргопольская игрушка» от члена Детского музейного совета Сорокиной Марьи
Аудиоэтикетка к экспонату «Колокол, 1648 год» от члена Детского музейного совета Смирновой Софьи
18 апреля
18 апреля 2025 года состоялась встреча участников Детского музейного совета в экспозиции «Медовое Коломенское» расположенной в Усадьбе пасечника. Тема данной встречи «Музейная акция – как один из приёмов работы с посетителем». Ребятам предстояло узнать, что такое музейные акции, вспомнить, в каких акциях они сами принимали участие. Участники поняли, для чего музеи устраивают подобные мероприятия. Так как благодаря проведению акций между музеем и посетителем сокращается дистанция и выстраивается диалог. Участники проекта рассмотрели экспонаты в разделе «Крестьянская изба» и «История пчеловодства», чтобы дома подготовить авторские этикетки.
Позже, совместным голосованием Совет выбрал этикетку месяца. Автор – Тюрина Елизавета.
16 мая
16 мая 2025 года состоялось финальное заседание Детского музейного совета, на котором были подведены итоги. Результатом работы участников стали не только творческие этикетки к музейным экспонатам на экспозициях и выставках музея, но и игра «Скажи иначе». Настольные игры — универсальный способ общения и развития различных навыков и знаний. Игры приносят удовлетворение, способствуют развитию коммуникативных навыков. Лучшая игра – это та, которая не только развлекает, но и развивает. Для игры ребята подготовили игровое поле с раскрашенными музейными объектами и памятниками архитектуры, набор карточек со словами (более 500 слов), игральные фишки в виде разноцветных совят. Разработчики игры стали первыми участниками, разделившись на две команды мальчишки и девчонки объясняли друг другу слова, которые так часто можно услышать в музее.
17 мая в Международный день музеев ребята примерили на себя роль ведущих на сеансах игры для посетителей музея. На встречах участники Совета рассказали историю создания музейной игры, которая является результатом коллективного творчества, объясняли правила и следили за их выполнением. Все это помогло объединять посетителей разного возраста, прочувствовать радость победы и дух соперничества.
Первый сезон образовательного проекта завершен! Школьники отправились на каникулы, а организаторы уже ведут подготовку к новому сезону.
14 февраля
В 16.00 в Усадьбе кузнеца состоялась очередная встреча участников Детского музейного совета. Тема данной встречи «Виртуальная выставка или по музею в домашних тапочках».
В настоящее время виртуальные выставки получили большую популярность и стали одним из главных трендов в мире культуры. Они позволяют участникам наслаждаться музейными экспонатами, не выходя из дома, а также предоставляют возможность участвовать в интерактивных тематических мероприятиях. На примере виртуальной выставки нашего музея «Давид Ципирович. Художник, который вернулся» участники Совета разберут особенности данного вида музейной деятельности.
17 января
17 января 2025 года в 16:00 во Дворце царя Алексея Михайловича на выставке «Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге» состоялась встреча участников Детского музейного совета. Тема данной встречи «Выставка – как форма диалога музея с посетителем».
Совместно с участниками проекта мы поговорили о том, чем выставки отличаются от постоянной экспозиции, какими они бывают, из чего состоят, кем и зачем организуются. На выставке ребята рассмотрели одежду, модные аксессуары, предметы убранства парадных застолий и музыкальные инструменты. Это помогло участникам дополнить коллекцию музейных слов для коллективной игры и выбрать экспонаты для создания новых авторских этикеток.
13 декабря
13 декабря 2024 года в 16:00 во Дворце царя Алексея Михайловича состоялась очередная встреча участников Детского музейного совета. Темой встречи стала «Историко-художественная реконструкция как наглядный метод изучения прошлого».
Участники проекта прогулялись по парадным палатам и личным покоям Мужской половины дворца, узнали, как проходили пиры, зачем царю трон и где принимали иностранных послов. Мы рассмотрели уже знакомые нам с прошлых встреч изразцы на печах и узоры слюдяных оконниц. Яркое убранство Дворца помогло участникам собрать большую коллекцию музейных слов для коллективной игры, а музейные экспонаты вдохновили на создание авторских этикеток.
Участник проекта «Детский музейный совет» Сорокина Марья подготовила этикетку к экспонату «Каргопольская игрушка» из экспозиции Конющенного двора.
15 ноября
15 ноября 2024 года в 16.00 состоялась очередная встреча участников Детского музейного совета, темой которой стали «Живые экспонаты музея-заповедника». Участники проекта побывали в комплексе Конюшенного двора, рассмотрели экспонаты выставки «Лошадь – человеку крылья» в главном усадебном доме и узнали о значении лошади в жизни человека. В каретном сарае вспомнили, как развивался транспорт и в завершении заглянули в действующую конюшню, где узнали о том, как живут и работают «четвероногие сотрудники» музея.
Каждый участник вновь выбрал экспонат, к которому дома будет составлена этикетка.
Участник проекта «Детский музейный совет» Смирнова Софья подготовила аудиоэтикетку к экспонату «Колокол, 1648 год». Вы можете прослушать ее, считав QR-код на изображении ниже.
18 октября
18 октября 2024 года в 16.00 состоялась очередная встреча участников Детского музейного совета. В этот раз ребята погрузились в историю Коломенского с древнейших времен до начала XX века. Встреча прошла в комплексе Передних ворот Государева двора на экспозиции «Вехи истории Коломенского».
- Что такое веха?
- Почему эти земли были любимы великими князьями и царями?
- Какое прозвище имели коломенские крестьяне?
Ответы на эти и другие вопросы ребята получили на встрече. В залах экспозиции мы увидели доспех и вооружение русских воинов, макет Дворца царя Алексея Михайловича, уникальную коллекцию башенных часовых механизмов, интерьер Приказной палаты, старые фотографии села Коломенского. Каждый участник внимательно рассматрел витрины и выбрал экспонат, к которому затем дома составил этикетку.
13 сентября — установочное заседание Детского музейного совета
13 сентября 2024 года в конференц-зале гостиницы «Коломенское» прошло установочное заседание Детского музейного совета. Участники познакомились с куратором проекта и друг с другом. На встрече были представлены планы работы на год, определен режим встреч Совета и обозначены главные установки на год.
Ребята в течение года будут разрабатывать коллективную игру по принципу игры «Скажи иначе». Для этого на встрече сыграли в похожую игру, узнали концепцию и правила игры, разобрались с тем, какой игровой инвентарь необходим.
Юным музейным экспертам предстоит каждый месяц создавать этикетки к музейным экспонатам. Для этого на установочном заседании члены совета изучили, что такое этикетка, для чего она нужна и как правильно ее составлять.
В завершении встречи участники получили обязательное домашнее задание – упражнение «Три почему?» и форму для сбора коллекции музейных слов. Ребятам необходимо было рассуждать на тему «Почему хорошо быть участником Детского музейного совета», и мы публикуем их ответы:
- «Быть участником Совета – круто!» Гончаров Дмитрий, 11 лет.
- «Здесь новые интересные знакомства» Сорокина Марья, 11 лет.
- «Люблю выполнять домашние задания» Расчетнов Андрей, 9 лет
- «Это возможность познакомиться с сотрудниками музея» Левищева Дарья, 8 лет.
- «Можно узнать много нового» Караулов Виктор, 8 лет.
- «Смогу об этом рассказывать лучшим друзьям» Мударисова Ясмина, 10 лет.
- «Потому что можно помогать музею» Замков Олег, 10 лет.
- «Хочу записать репортаж о работе Совета на одном из телеканалов» Кузьмина Аида, 8 лет
- «Потому что можно придумать игру» Гармашев Александр, 9 лет.
- «Хочу сделать аудиоэтикетки для ребят с плохим зрением» Ильин Виктор, 8 лет.
- «Научимся работать в команде» Ежков Егор, 11 лет.
- «Хочу сделать так, чтобы другим детям было интересно ходить в музей» Тюрина Елизавета, 10 лет
- «Потому что ты путешествуешь по музею» Нестеров Георгий, 12 лет.
- «В будущем смогу стать хорошим музейным специалистом» Любарова Мария, 13 лет.
- «Поймешь, что музей – это классно!» Смирнова Софья, 10 лет.
Расписание встреч
2024 год
| 18 октября, 16:00 | Экспозиция «Вехи истории Коломенского» |
| 15 ноября, 16:00 | Конюшенный двор |
| 13 декабря, 16:00 | Дворец царя Алексея Михайловича |
2025 год
| 17 января, 16:00 | Выставка «Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге» |
| 14 февраля, 16:00 | Дом сына кузнеца |
| 14 марта, 16:00 | Дом сына кузнеца |
| 18 апреля, 16:00 | Усадьба пасечника |
| 16 мая, 16:00 | Дом сына кузнеца |