Сокровища Божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки
Выставки
6+

Сокровища Божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки

Коломенское
image

25 июля — 28 сентября 2025 г.

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, Малый выставочный зал, вход 5. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Выставка демонстрирует уникальное единение двух культур, выраженное в памятниках сакрального искусства. В центре экспозиции — работы японской художницы Хироко Кодзуки, создающей иконы в строгом соответствии с древнерусскими канонами, и классические образы русской иконописи из собрания музея-заповедника «Коломенское»

Хироко Кодзуки занимается иконописанием более 25 лет. Будучи искусствоведом по образованию, она изучала средневековое религиозное искусство, но во время дипломатического пребывания ее мужа в России, госпожа Кодзуки близко познакомилась с русской иконописью и прониклась искренней любовью к ней. Сама художница выросла в культуре, где традиционными религиями являются буддизм и синтоизм, которые сосуществуют в Японии на протяжении долгого времени. Тем не менее, в православных храмах она ощущает безмятежность, одухотворенность и величие. По словам госпожи Кодзуки, «икона — предмет ее вдохновения, и путь к достижению счастья». Ее произведения становятся мостом между Востоком и Западом, воплощая универсальный язык духовного поиска.

Кураторы выставки во Дворце царя Алексея Михайловича создают фокус на сопоставлении работ Хироко Кодзуки с иконами XVII-XIX веков. Этот прием демонстрирует, как традиционное искусство преодолевает границы времени, географии и вероисповедания. Произведения Хироко Кодзуки и древние русские иконы свидетельствуют о том, что духовное наследие не замыкается в рамках одной эпохи или культуры. Это встреча двух миров, где уважение к канону становится основой взаимного обогащения, а красота и гармония являются частью кода человеческого единства. Художница, вдумчиво изучая наследие выдающихся иконописцев, воссоздает не только технические приемы, но и сакральную глубину образов, наполняя их созерцательным спокойствием, свойственным японской эстетике.

Некоторые работы Хироко Кодзуки выполнены по византийским иконописным образцам. Например, икона «Благовещение» 2016 года является списком с двусторонней иконы XIV века «Богоматерь Психосотрия; Благовещение». Это памятник искусства Палеологовского Ренессанса, вложенный императором Андроником II в кафедральный собор Охрида. Данный пример напоминает о Византии, как истоке христианства и иконопочитания для Руси, а также подчеркивает, что духовный мир, заключенный в иконе, находит отклик у людей в разные времена.

Рекомендации по посещению:

Пожалуйста, планируйте свой визит с учетом того, что вход и продажа билетов на выставки и экспозиции прекращается за 30 минут до окончания их работы.

image
Видео от госпожи Хироко Кодзуки — про обучение иконописи в Москве и любовь к Коломенскому
Хироко Кодзуки. Икона «Спас в Силах из деисусного чина». Москва. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Спас в силах». XVII век. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Благовещение». Македония, Охрид. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Благовещение». Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Спас в Силах из деисусного чина». Москва. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Спас в силах». XVII век. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Благовещение». Македония, Охрид. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Благовещение». Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Спас в Силах из деисусного чина». Москва. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Спас в силах». XVII век. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Благовещение». Македония, Охрид. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Благовещение». Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»

Музей-заповедник и Японию связывают долгие отношения. Осенью 1975 года в Музее искусств Сантори, расположенном в Токио, Коломенское и Загорский музей-заповедник (сейчас — Сергиево-Посадский музей-заповедник) на совместной выставке показывали русскую иконопись и предметы декоративно-прикладного искусства XVI — начала XX веков.


СМИ о выставке:

музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari