Сокровища Божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки
Выставки
6+

Сокровища Божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки

Коломенское
image

25 июля — 28 сентября 2025 г.

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Дворец царя Алексея Михайловича, Малый выставочный зал, вход 5. Проспект Андропова, д. 39, стр. 69

Выставка демонстрирует уникальное единение двух культур, выраженное в памятниках сакрального искусства. В центре экспозиции — работы японской художницы Хироко Кодзуки, создающей иконы в строгом соответствии с древнерусскими канонами, и классические образы русской иконописи из собрания музея-заповедника «Коломенское»

Хироко Кодзуки занимается иконописанием более 25 лет. Будучи искусствоведом по образованию, она изучала средневековое религиозное искусство, но во время дипломатического пребывания ее мужа в России, госпожа Кодзуки близко познакомилась с русской иконописью и прониклась искренней любовью к ней. Сама художница выросла в культуре, где традиционными религиями являются буддизм и синтоизм, которые сосуществуют в Японии на протяжении долгого времени. Тем не менее, в православных храмах она ощущает безмятежность, одухотворенность и величие. По словам госпожи Кодзуки, «икона — предмет ее вдохновения, и путь к достижению счастья». Ее произведения становятся мостом между Востоком и Западом, воплощая универсальный язык духовного поиска.

Кураторы выставки во Дворце царя Алексея Михайловича создают фокус на сопоставлении работ Хироко Кодзуки с иконами XVII-XIX веков. Этот прием демонстрирует, как традиционное искусство преодолевает границы времени, географии и вероисповедания. Произведения Хироко Кодзуки и древние русские иконы свидетельствуют о том, что духовное наследие не замыкается в рамках одной эпохи или культуры. Это встреча двух миров, где уважение к канону становится основой взаимного обогащения, а красота и гармония являются частью кода человеческого единства. Художница, вдумчиво изучая наследие выдающихся иконописцев, воссоздает не только технические приемы, но и сакральную глубину образов, наполняя их созерцательным спокойствием, свойственным японской эстетике.

Некоторые работы Хироко Кодзуки выполнены по византийским иконописным образцам. Например, икона «Благовещение» 2016 года является списком с двусторонней иконы XIV века «Богоматерь Психосотрия; Благовещение». Это памятник искусства Палеологовского Ренессанса, вложенный императором Андроником II в кафедральный собор Охрида. Данный пример напоминает о Византии, как истоке христианства и иконопочитания для Руси, а также подчеркивает, что духовный мир, заключенный в иконе, находит отклик у людей в разные времена.

Рекомендации по посещению:

Пожалуйста, планируйте свой визит с учетом того, что вход и продажа билетов на выставки и экспозиции прекращается за 30 минут до окончания их работы.

image
Видео от госпожи Хироко Кодзуки — про обучение иконописи в Москве и любовь к Коломенскому
Хироко Кодзуки. Икона «Спас в Силах из деисусного чина». Москва. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Спас в силах». XVII век. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Благовещение». Македония, Охрид. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Благовещение». Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Спас в Силах из деисусного чина». Москва. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Спас в силах». XVII век. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Благовещение». Македония, Охрид. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Благовещение». Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Спас в Силах из деисусного чина». Москва. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Спас в силах». XVII век. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Хироко Кодзуки. Икона «Благовещение». Македония, Охрид. 2016. Дерево, темпера. Собственность автора
Икона «Благовещение». Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»

Музей-заповедник и Японию связывают долгие отношения. Осенью 1975 года в Музее искусств Сантори, расположенном в Токио, Коломенское и Загорский музей-заповедник (сейчас — Сергиево-Посадский музей-заповедник) на совместной выставке показывали русскую иконопись и предметы декоративно-прикладного искусства XVI — начала XX веков.


СМИ о выставке:

Книга отзывов:

  • Выставка дает возможность проследить развитие и интерпретацию традиционных религиозных образов представителями иностранных культур. Работы отражают взгляд и понимание иностранным художником одного из самых традиционных направлений изобразительного искусства в РФ.
  • Вечереет.
    Здесь за окном березы
    Раскинули свои ветви.
    Прекрасная выставка! Спасибо, что показали, как можно любить русскую культуру. Пусть эта выставка станет мостом между Россией и Японией.
  • Очень интересная, нужная выставка! Я с прошлого года начала заниматься на курсах иконописи при храме, и просмотр этой выставки помог мне обрести новые силы и вдохновение для моего творчества.
  • Очень интересно увидеть смесь иностранного взгляда и православных канонов, ощущается правда трогательно. Спасибо за экспозицию! Во время просмотра с гостем, как раз из Японии, смогла рассказать ему больше о православии. Ему тоже понравилось.
  • Спасибо за чудесную выставку! Очень радостно, что миссионерские труды св. Николая Японского не прошли бесследно! Слава Богу за все! Божией помощи Вам во всем, уважаемая Хироко Кодзуки!
музей–заповедник

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari