Книги
Каталоги музейных коллекций и выставок, тематические альбомы и специальные издания для детей. Наши книги станут идеальным подарком для знатоков истории и любителей русского искусства.
Для всех книг мы указали международный стандартный книжный номер. По нему можно быстро найти издание в онлайн-магазинах или в библиотеках. Пример: ISBN: 978-5-91353-060-8.
Сувенирные магазины
Магазины работают со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной.
Магазины в Коломенском:
- визит-центр у входа №2 (рядом со станцией метро «Коломенская»)
- здание Спасских ворот на Государев двор (ближе ко входу №3)
- Дворец царя Алексея Михайловича (рядом со станцией метро «Каширская»)
Магазин в Измайлове:
Сувениры
Концептуальные украшения, дизайнерские сумки, удобные блокноты, деревянные магниты, издания редких книг по истории искусства
Издания к выставкам
Издание «Райский сад земной и небесный» посвящено исследованию образа райского сада в русском искусстве XVI–XXI веков. Во все времена люди представляли рай как прекрасный цветущий сад, стремились понять его устройство, переосмыслить и отразить в своем творчестве. Альбом знакомит с иконографией и символикой рая в отечественной художественной традиции.
Авторы сопоставляют разные воплощения рая: ветхозаветный Эдемский сад, Небесный Иерусалим, описанный в апокалипсисе, и земной сад, созданный людьми по образу духовного идеала. Особый интерес представляет раздел, посвященный различным теориям создания сакрального пространства, которые были популярны в XVII веке. Каталог выпущен к выставке «Райский сад земной и небесный».
Каталог «Русский стиль. Возвращение сказки» посвящен яркому периоду в русском искусстве конца XIX — начала XX века, когда в поисках нового стиля художники перестали оглядываться на Запад и обратились к истинному сокровищу — наследию древней сказочной Руси. В книге собраны произведения знаменитых художественных центров в Абрамцеве, Талашкине, Сергиевом Посаде, а также работы Кустарного музея Московского губернского земства.
Уникальность издания в том, что произведения русского стиля сопоставлены с предметами эпохи позднего Средневековья, что дает возможность показать источник вдохновения, которым стал русский XVII век для таких мастеров, как Врубель, Васнецов, Поленова и др. Каталог выпущен к выставке «Русский стиль в искусстве в конце XIX — начале XX в.».
Книга «Романовы в истории Коломенского». В разное время Коломенское было любимой резиденцией и местом отдыха многих представителей династии Романовых. Это издание посвящено прежде всего тем Романовым, кто оставил зримый след в истории Коломенского — строительством, реставрацией и реконструкцией дворцовых комплексов или отдельных исторических памятников.
В книге использованы изображения предметов из собраний Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМ3), Государственного исторического музея (ГИМ), Государственного музея-заповедника «Павловск» (ГМЗ «Павловск»), Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и частных коллекций. Все предметы либо непосредственно связаны с правителями России из династии Романовых, либо характерны для времени их правления и передают атмосферу эпохи. Каталог выпущен к выставке «Портретная галерея дома Романовых. Романовы и Коломенское».
Книга «Керамическая установка» посвящена Алексею Филиппову (1882–1956) — крупнейшему отечественному специалисту в области керамики, художнику и педагогу, технологу, реставратору и собирателю русского изразца. Она знакомит не только с предметами из музея-заповедника «Коломенское» и музея МГХПА имени С.Г. Строганова, но и с личностью того, кто сделал возможным их появление в музейных собраниях.
Деятельность Алексея Филиппова была включена в контекст всех важнейших процессов отечественного искусства первой половины XX века: формирования национального стиля в эпоху модерна, развития идей производственного искусства в начале 1920‑х, поисков новых методов строительства в советской архитектуре 1930‑х годов. Особое внимание в издании уделено проблемам изучения и реставрации древнерусского изразца, в решении которых Филиппов стал фигурой, во многом опередившей дальнейшее развитие этой области знаний. Издание отлично дополнит визит на выставку «Изучать. Творить. Создавать. Строгановская школа керамики ХХ-XXI» в усадьбе Измайлово.
Издание «Чары Русского Севера» было подготовлено к открытию одноименной выставки. В книге, созданной совместно с Иваном Глазуновым — художником, коллекционером и знатоком Русского Севера, — показано великолепие неповторимой, самобытной, сказочной земли. На полотнах художника запечатлены деревни с вековыми традициям, дремучие леса, лесные реки с высокими берегами, величественные храмы, спокойные в своей простоте часовни, вписанные в суровую природу, а также наши современницы в национальных костюмах, собранных художником. Картины Глазунова расширяют обычный угол зрения зрения городского жителя и открывают совсем другую реальность — яркую, удивительную, многообразную и, к сожалению, уходящую. Читатель книги сможет изумиться великолепию природы Русского Севера, проникнуться величием и монументальностью северной архитектуры, очароваться богатством и многообразием духовно-религиозных памятников северной земли. Яркий и контрастный образ жизни и быта северян проиллюстрирован предметами из фондов музея-заповедника и собрания Ивана и Юлии Глазуновых.
В Коломенском находится единственный Музей деревянного зодчества в Москве, в котором собраны уникальные памятники архитектуры, привезенные из научных экспедиций по Русскому Северу и Сибири.
ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ «КОЛОМЕНСКОЕ — 100»
Специально к столетнему юбилею музея мы подготовили двухтомник «Коломенское-100», в котором впервые подробно изложили нашу историю. Это издание — не просто сухое собрание исторических документов, а живая хроника, объединившая множество голосов из прошлого и настоящего.
Первый том открывает временная шкала, на которую нанесены знаковые даты в истории Коломенского, начиная с основания музея и заканчивая столетним юбилеем. Сразу несколько текстов рассказывают о работе выдающегося ученого, реставратора и знатока отечественной культуры Петра Барановского — человека, который сохранил для нас Коломенское и стал первым директором музея.
Второй том полностью посвящен собранию музея-заповедника «Коломенское», которое насчитывает более 170 000 экспонатов, от эпохи неолита до начала XXI века. Тексты, написанные хранителями, познакомят с историей разных коллекций и отдельными произведениями.
Книги про Коломенское
В Коломенском гармонично сочетаются памятники архитектуры XVI–XIX веков и музейные экспозиции, заповедные уголки природы и рукотворные ландшафты. Чтобы ничего не пропустить, можно воспользоваться путеводителем «Прогулки по Коломенскому», который предлагает четыре тематических маршрута: «Историческое Коломенское», «Заповедное Коломенское», «Деревянные памятники Коломенского» и «Дворец царя Алексея Михайловича».
Узнать все о Государевом дворе и его памятниках, деревянном Дворце царя Алексея Михайловича и его современной историко-художественной реконструкции помогут книги «Государев двор в Коломенском» и «Дворец царя Алексея Михайловича XVII века. Историко-художественная реконструкция».
Церковь Вознесения Господня — архитектурная доминанта музея-заповедника, которая органично сочетает древнерусские элементы с чертами европейской готики и Ренессанса. Издание «Церковь Вознесения Господня в Коломенском — шедевр мировой архитектуры» расскажет историю строительства первого каменного шатрового храма в России и познакомит с его архитектурными особенностями.
В Коломенском находится единственный в Москве мемориальный музей первого императора — Домик Петра I 1702 года, перевезенный из Архангельска Петром Барановским в 1932 году. Об истории этого строения и постоянной экспозиции можно прочитать в буклете «Домик Петра I в Коломенском».
Современная коломенская кречатня — единственное место в Москве, где можно понаблюдать за полетом ловчих птиц и увидеть уникальное взаимодействие человека и хищной птицы. Книга «Соколиная охота» расскажет о том, как проходила охота при царском дворе.
Идея создания в Коломенском Музей деревянного зодчества пришла к Петру Барановскому после путешествий по Русскому Северу. Так в Коломенском появились Медоварня, башни Николо-Корельского монастыря, Братского и Сумского острогов. В 20–30-е годы ХХ века эти памятники деревянной архитектуры находились в ветхом состоянии, а некоторым грозила гибель, поэтому переезд в Коломенское стал для них спасением. Книга «Музей деревянного зодчества» знакомит с пятью памятниками, представленными в северной части музея-заповедника.
Книги про Измайлово
Книга «Измайловский остров от А до Я» написана в необычном формате: все рассказы в ней расположены в алфавитном порядке. Каждый из них повествует о событиях, произошедших на Измайловском острове в разное время, об архитектурных памятниках и зданиях, расположенных на нем, а еще о людях, которые оставили в прошлом Измайлова значимый след.
Книги для детей
Как сделать музеи интересными для детей? Ответ на этот вопрос ищут по всему миру. Музей-заповедник «Коломенское» и усадьбу Измайлово можно рассматривать как интерактивный учебник истории, поэтому в издательской программе уделяется много внимания книгам для юных посетителей. Веселые путеводители, книги-раскраски и игровые карты помогут сделать события давно прошедших дней ближе и понятнее современным детям.
Путеводитель для школьников «Путешествие по Дворцу царя Алексея Михайловича» предлагает прогуляться по пространствам историко-художественной реконструкции. Он расскажет об убранстве дворца, предметах царского домашнего обихода, о том, как проходил день царя Алексея Михайловича и его семьи.
Раскраска «Этнографический центр. Усадьба коломенского крестьянина» перенесет в село Коломенское начала XX века. Раскрашивая картинки и выполняя задания, ребята смогут узнать, как жили и чем занимались зажиточные коломенские крестьяне.
Путеводитель «Путешествие по Измайловскому острову» предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Он в занимательной форме рассказывает об истории и архитектурных памятниках знаменитой царской усадьбы Измайлово. В издании представлены старинные и современные изображения памятников, а схему Измайловского острова нарисовала художник Наталья Яскина, поместив на нее обитателей острова из разных эпох — с XVII по XX век.
Книги об исторических личностях
В книге «Иван Грозный и Алексей Тишайший: диалог сквозь время» встречаются два российских государя: Иван IV Васильевич, первый царь и предпоследний представитель династии Рюриковичей, и Алексей Михайлович, второй представитель династии Романовых на российском престоле. В исторической памяти они оказались антиподами: одного потомки запомнили Грозным, другого — Тишайшим. Их «диалог сквозь время» демонстрирует, что между ними было много общего, начиная с родственных отношений и заканчивая вопросами внутренней и внешней политики, взглядами на Православную церковь и строительством загородных резиденций.
Книга «Царский пир от Михаила Федоровича до Петра I» познакомит со временем, местами и участниками царских пиров. Она расскажет о том, какая посуда и какие блюда на них подавались, раскроет тонкости церемониала и этикета в XVII–XVIII веках. А еще объяснит сложный механизм застолья, скрытый от глаз его участников и связанный с организацией царского пира, заготовкой продуктов и оформлением пиршественной палаты.
Петр I был страстно увлечен мореплаванием. Это началось, по его собственному признанию, с находки английского бота в сарае Льняного двора в дворцовом селе Измайлове. Следуя своему увлечению, Петр освоил множество профессий — от проектирования судов до практики ведения морского боя. Созданные им Военно-морские силы России смогли на равных противостоять одному из самых мощных флотов рубежа XVII–XVIII веков — флоту Шведской империи. Гангутская, Эзельская и Гренгамская победы русского флота приблизили окончание Северной войны, после которой Петр I был провозглашен императором, а Россия — империей. Об этом и многом другом рассказывает книга «Петр. Море. Флот».
Любители отечественных древностей редко вспоминают Коломенское, когда ищут следы пребывания императрицы Екатерины Великой в Москве и ее окрестностях. Однако именно Коломенское императрица избрала для строительства своего первого дворца на московской земле. Из книги «Достоверная история о многократном пребывании Ее Императорского Величества Екатерины второй Императрицы и Самодержицы Всероссийской в Дворцовом селе Коломенском с присовокуплением обстоятельного описания и изображений ее императорского дворца, возведенного 250 лет назад» можно узнать об авторе проекта, архитектурном убранстве дворца, устройстве внутренних покоев, повседневном пребывании в них императрицы и ее различных увеселениях как во дворце, так и в окрестностях Коломенского.
Иван Барщевский — патриарх отечественной архитектурной фотографии, археолог, музейный работник. В течение своей жизни сделал тысячи снимков архитектурных памятников, которые до сих пор используются реставраторами в работе. Книга «Точки съемки. Жизнь и фотографии Ивана Барщевского» рассказывает об основных этапах жизни Барщевского, его работе в Коломенском и наследии.
Каталоги фондовых коллекций
Собрание музея-заповедника насчитывает более 170 тысяч экспонатов от эпохи неолита до начала XXI века.
В каталоге «Исторический текстиль XVI–XX веков» впервые опубликована коллекция исторического текстиля из собрания музея-заповедника, которая наиболее полно представлена в церковных памятниках. Книга построена по образцу традиционных описей монастырских тканевых ризниц и представляет 145 экспонатов как единое собрание тканей, отражающее вехи отечественной истории. Богослужебные предметы и облачения выполнены из привозных узорных материй XVI — первой половины XVIII века, а также из русских парчовых и шелковых тканей XVIII — начала XX века, наиболее ценные из которых украшены сюжетным шитьем.
В издании «Русское художественное олово XVII–XIX веков» впервые показана уникальная коллекция русского олова из собрания музея-заповедника, включающая разнообразные предметы повседневной жизни и церковного обихода. В нем даны описания и изображения предметов коллекции, а также фрагменты их декора, что позволяет представить во всей полноте масштабы, художественное своеобразие и технический уровень оловянного дела в России XVII–XIX веков.
«Изображения Коломенских дворцов» — первый каталог собрания графики и живописи музея-заповедника из обширной коллекции, включающей более 13 тысяч предметов. Для него были отобраны живописные изображения, планы и чертежи дворцовых построек XVI–XVIII веков княжеского, великокняжеского, затем царского села Коломенского. Многие предметы поступили в 1920–1930-е годы из Государственного исторического музея, филиалом которого музей «Коломенское» тогда являлся. Хранящиеся в фонде «Графика» чертежи до сих пор находят применение при реставрации архитектурных памятников Коломенского. Например, они были использованы при воссоздании Дворца царя Алексея Михайловича в 2008–2010 годах.
Каталог «Книги гражданской печати 1708–1724 годов» демонстрирует небольшое собрание светских книг, которые создавались при участии Петра I, чье имя исторически связано с дворцовой усадьбой Коломенское. Повествование о книгах петровского времени и их описание сопровождаются богатым иллюстративным рядом, помогающим погрузиться в атмосферу переломного периода русской истории, понять содержание изучаемых книг и особенности каждого экземпляра.
Издание «Медные монеты от Ивана III до Петра I» знакомит с коллекцией медных монет XV — начала XVIII века, найденных во время раскопок и наблюдений над земляными работами на археологических памятниках и исторических территориях Москвы: у церквей Вознесения и Святого Георгия (Георгиевской колокольни) в Коломенском, на некрополе у церкви Вознесения, на территории Государева двора и села в Коломенском, в Лефортове, на Софийской набережной и Болотной площади, а также на Свято-Даниловом монастыре.
В каталоге «Подписные и датированные иконы в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника» представлена небольшая часть собрания древнерусской живописи музея-заповедника, которая насчитывает более 2000 предметов. Речь идет о 43 подлинных шедеврах поздней русской иконописи — произведениях ведущих мастеров Оружейной палаты Московского Кремля Симона Ушакова, Никиты Павловца, Федора Зубкова и Кирилла Уланова.
Разное
Издание «Цветники, сады, пейзажи Коломенского» предлагает читателям внимательно рассмотреть и сравнить флору музея-заповедника, запечатленную фотографами, с изображениями растений на тканях, одежде, посуде, церковных предметах, изразцах, гравюрах и книгах из фондов Коломенского. Еще читатели смогут узнать историю коломенских садов и парков и прочитать чудесные строки, посвященные садам, французского поэта Жака Делиля в переводе и с дополнениями русского поэта Александра Воейкова.
Книга «Художество серебряное, кузнечное да медное» знакомит с наиболее яркими и значительными памятниками русского художественного металла из собрания музея-заповедника. В них нашли отражение вкусы, привычки и технические возможности людей XVI–XVIII веков, а еще то, как они понимали красоту. Выбор памятников обусловлен прежде всего художественными критериями, своеобразием их формы, высоким качеством исполнения и сложными техниками.
Каталог «Узорочье русских иконостасов» знакомит с коллекцией резного золоченого дерева, которая хранит множество уникальных произведений деревянной пластики. Распятия, Царские врата, резная скульптура, запрестольные кресты, резные иконы, различные детали иконостасного убранства — таково разнообразие коллекции, являющей собой только часть произведений, некогда украшавших многочисленные храмы.
Веера не просто являются яркими дамскими аксессуарами — в них отражены жизнь прошедших столетий, художественно-эстетические, этические предпочтения людей, а также социально-политические процессы, происходившие в обществе. Альбом «Я охлаждаю, я освежаю, я могу хранить секреты» знакомит с коллекцией складных вееров. Она представлена образцами европейской, русской, китайской и американской работы 1740–1910-х годов. Веерное собрание музея-заповедника было сформировано в 2010-х годах и насчитывает несколько десятков памятников.