Выставка «Райский сад земной и небесный» в Коломенском
Выставки
6+

Райский сад земной и небесный

Коломенское
image

18 июня — 29 сентября 2024 г.

Пт., Сб. 10:00-20:00
Вт. - Чт., Вс. 10:00-18:00

Сытный двор, Проспект Андропова, д. 39, стр. 6

18 июня музей-заповедник «Коломенское» открыл масштабную выставку «Райский сад земной и небесный». Экспозиция в Сытном дворе расскажет о том, как во все времена люди старались создать и запечатлеть образ рая на земле.

У посетителей есть возможность взглянуть на райский сад глазами русских художников и ремесленников XVI—ХХI веков, познакомиться с иконографией и символикой рая, с различными концепциями сакрализации пространства, почувствовать разницу между русским и западноевропейским видением рая. Кураторы выставки отобрали для экспозиции более 300 произведений из 10 музеев и частных коллекций, среди представленных художников — Иван Хруцкий, Василий Поленов, Константин Сомов, Борис Анисфельд, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Наталия Гончарова, Надежда Удальцова, Владимир Татлин, Роберт Фальк и др.

«Мы рекомендуем совместить посещение Сытного двора с прогулкой по яблоневым садам Коломенского, которые были заложены еще в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Выставка предлагает взглянуть на исторические сады в контексте образа райского места и наполнить прогулку по Коломенскому новыми смыслами. Таким образом, пространство экспозиции „Райский сад земной и небесный“ идейно расширится и охватит территорию Казанского, Вознесенского и Дьяковского яблоневых садов», — рассказала директор музея-заповедника «Коломенское» Марина Люльчук.

Рекомендации по посещению:

Экспозиция разделена на три смысловых части: «Рай земной», «Рай небесный» и «Поиски рая на земле». Основной кураторский прием — в сопоставлении разных образов рая: ветхозаветного Эдемского сада, Небесного Иерусалима, описанного в Апокалипсисе, и земного сада, созданного людьми по образу духовного идеала. В первом разделе представлены шедевры из собрания музея-заповедника «Коломенское»: алтарная дверь со сценами сотворения и изгнания из рая первых людей, великолепный золоченый портал Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, достигающий в высоту почти 4 метров, фрагменты белокаменного декора с символическими барельефами, например мистическая пара «Лев и единорог, предстоящие райскому древу». В этой части выставки посетители узнают о различных версиях географического расположения Эдема и его образе, который сформировался в искусстве, — от иконописи до русского авангарда. Из Государственной Третьяковской галереи на выставку переданы произведения из библейского цикла Наталии Гончаровой, которые перекликаются с ее же светскими пейзажами, представленными в разделе «Поиски рая на земле».

Маршрут экспозиции подчинен хронологии библейских событий. Так, вслед за изгнанием из Эдема следуют пророчества о спасении человечества и история «Рая небесного», который отличен от цветущего сада. В этом разделе выставки собраны произведения с изображениями рая, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Богородица — «новая Ева» — окружена цветами, Христос вытягивает за руку Адама из преисподней, разбойник Рах первым из людей входит в Царствие Небесное.

Особое место занимает часть экспозиции, посвященная различным теориям создания сакрального пространства, которые были популярны в XVII веке. Это и строительство дворца в Коломенском по примеру дома царя Соломона, и основание монастыря в Новом Иерусалиме с целью перенести на русскую землю образ святых мест Палестины, и организация садов и зверинца в усадьбе Измайлово по образу Эдема. Посетители узнают, какими средствами древние архитекторы создавали иллюзию неземного пространства, какая планировка отвечала средневековым представлениям об устройстве рая.

Борис Анисфельд. Адам и Ева. Конец XIX — начало XX века. Холст, масло. Из собрания «РОСИЗО»
Наталья Гончарова. Пейзаж. 1908—1909 гг. Холст, масло. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея
Неизвестный автор. Дети в саду. Начало ХХ века. Холст, масло. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея
Абрам Минчин. В весеннем парке. 1920-е гг. Холст, масло. Из собрания галереи «Наше наследие»
Роберт Фальк. Портрет садовника на веранде. Первая половина ХХ в. Холст, масло. Из собрания Тульского областного художественного музея
А. Михайлов, Е. Голихин. Эскиз росписи санатория «Горный» в Ялте. ХХ век. Холст, темпера. Из собрания «РОСИЗО»
Иван Хруцкий. Фрукты. Около 1840 — 1850 гг. Холст, масло. Из собрания Тверской областной картинной галереи
Михаил Врубель. Стенной рельефный полихромный изразец. Конец XIX века. Глина, глазури; формовка, роспись, обжиг
Адриан де Врис. Скульптура «Адам и Ева». Западная Европа. XVIII век. Отлита по модели. Бронза; литье
Мастерские Троице-Сергиевой лавры. Портал иконостаса из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. 1633 г. Дерево, левкас; резьба, роспись темперой, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенско
Икона «Богоматерь Блаженное чрево». Начало XVIII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Аналой «Библиотека» из Спасо-Преображенского собора. Холмогоры. Конец XVII в. Дерево; роспись маслом. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Борис Анисфельд. Адам и Ева. Конец XIX — начало XX века. Холст, масло. Из собрания «РОСИЗО»
Наталья Гончарова. Пейзаж. 1908—1909 гг. Холст, масло. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея
Неизвестный автор. Дети в саду. Начало ХХ века. Холст, масло. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея
Абрам Минчин. В весеннем парке. 1920-е гг. Холст, масло. Из собрания галереи «Наше наследие»
Роберт Фальк. Портрет садовника на веранде. Первая половина ХХ в. Холст, масло. Из собрания Тульского областного художественного музея
А. Михайлов, Е. Голихин. Эскиз росписи санатория «Горный» в Ялте. ХХ век. Холст, темпера. Из собрания «РОСИЗО»
Иван Хруцкий. Фрукты. Около 1840 — 1850 гг. Холст, масло. Из собрания Тверской областной картинной галереи
Михаил Врубель. Стенной рельефный полихромный изразец. Конец XIX века. Глина, глазури; формовка, роспись, обжиг
Адриан де Врис. Скульптура «Адам и Ева». Западная Европа. XVIII век. Отлита по модели. Бронза; литье
Мастерские Троице-Сергиевой лавры. Портал иконостаса из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. 1633 г. Дерево, левкас; резьба, роспись темперой, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенско
Икона «Богоматерь Блаженное чрево». Начало XVIII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Аналой «Библиотека» из Спасо-Преображенского собора. Холмогоры. Конец XVII в. Дерево; роспись маслом. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Борис Анисфельд. Адам и Ева. Конец XIX — начало XX века. Холст, масло. Из собрания «РОСИЗО»
Наталья Гончарова. Пейзаж. 1908—1909 гг. Холст, масло. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея
Неизвестный автор. Дети в саду. Начало ХХ века. Холст, масло. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея
Абрам Минчин. В весеннем парке. 1920-е гг. Холст, масло. Из собрания галереи «Наше наследие»
Роберт Фальк. Портрет садовника на веранде. Первая половина ХХ в. Холст, масло. Из собрания Тульского областного художественного музея
А. Михайлов, Е. Голихин. Эскиз росписи санатория «Горный» в Ялте. ХХ век. Холст, темпера. Из собрания «РОСИЗО»
Иван Хруцкий. Фрукты. Около 1840 — 1850 гг. Холст, масло. Из собрания Тверской областной картинной галереи
Михаил Врубель. Стенной рельефный полихромный изразец. Конец XIX века. Глина, глазури; формовка, роспись, обжиг
Адриан де Врис. Скульптура «Адам и Ева». Западная Европа. XVIII век. Отлита по модели. Бронза; литье
Мастерские Троице-Сергиевой лавры. Портал иконостаса из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. 1633 г. Дерево, левкас; резьба, роспись темперой, золочение. Из собрания музея-заповедника «Коломенско
Икона «Богоматерь Блаженное чрево». Начало XVIII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»
Аналой «Библиотека» из Спасо-Преображенского собора. Холмогоры. Конец XVII в. Дерево; роспись маслом. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»


Каталог к выставке

Издание «Райский сад земной и небесный» посвящено исследованию образа райского сада в русском искусстве XVI–XXI веков. Во все времена люди представляли рай как прекрасный цветущий сад, стремились понять его устройство, переосмыслить и отразить в своем творчестве. Альбом знакомит с иконографией и символикой рая в отечественной художественной традиции.

«Райский сад земной и небесный. Образ сада в искусстве». 160 стр. ISBN: 978-5-91353-063-9. 700 руб.
«Райский сад земной и небесный. Образ сада в искусстве». 160 стр. ISBN: 978-5-91353-063-9. 700 руб.
«Райский сад земной и небесный. Образ сада в искусстве». 160 стр. ISBN: 978-5-91353-063-9. 700 руб.


Информационные партнеры выставки — Радио Business FM и кавер-радио Chocolate 98FM

СМИ о выставке:

Книга отзывов:

  • Огромное спасибо за потрясающую выставку! Великолепная работа кураторов! Тонкая, вдумчивая, наполненная глубокими смыслами экспозиция. Отдельная благодарность за подборку работ, редко выставляемых в Москве. Один из лучших проектов сезона!
  • Спасибо огромное организаторам и работникам музеев за такую прекрасную выставку. Много интересных картин и экспонатов. Даже глаз радуется такой красоте. Просьба — еще проводить такие выставки.Прекрасная выставка, очень интересно. спасибо огромное!
  • Чудесная выставка, хотелось бы сходить на нее еще десять раз. Спасибо большое за организацию.
  • Огромное спасибо за такую объемную и интересную выставку. где представлены разные виды искусства, которые при этом воспринимаются как единое целое.Спасибо за ваш труд!
  • Очень необыкновенно, прекрасно прикоснуться, посозерцать, поразмыслить! Через призму своей жизни и накопленного опыта, прочитанных книг! Хорошо,весьма хорошо. Спасибо, что есть люди, которые могут создавать, творить, выталкивая нас из обыденности, суеты, забот…
  • Мне очень понравилось в вашем саду! Огромное спасибо! Анастасия В., 8 лет.

Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:

Google Chrome Firefox Safari