Комната-кабинет царя Алексея Михайловича

При реконструкции Комнаты-кабинета царя Алексея Михайловича для оформления стен была использована цветная тисненая кожа с растительным орнаментом и золочением.

Мода на элементы интерьеров в виде тисненой кожи появилась в Европе в XVI веке. Учитывая сложность производства и высокую стоимость, этот элемент оформления интерьера использовался в основном высшими представителями власти, в первую очередь для королевских покоев. И только со второй половины XVII века тисненая кожа (раскрашенная в три цвета) стала основным элементом отделки дворцовых интерьеров. Особенно широко тисненая кожа использовалась в Испании, Франции, Фландрии и Германии. В России во второй половине XVII века тисненой (или басменной) кожей (с изображением разных трав, цветов, зверей и птиц) также как и в Европе обивали предметы мебели, двери и стены в царских покоях.
Кожи эти искусно сшивались и для сохранности прикрывались олифой, заменявшей лак. Такими кожами были обиты:

«в 1666 году двери государевой Комнаты и Третьей в Теремах; в 1673 г. верхняя избушка, что над Крестовою, у царицы Натальи Кирилловны, и серебеными кожами комната царевича Петра;
в 1681 г. золотными кожами комнаты и сени в новых деревянных хоромах царя Федора Алексеевича, построенных в это время подле Теремов и Воскресенской церкви и Столовая в селе Алексеевском;
в 1692 и 1693 г. комнаты царевича Алексея Петровича».

В Книге дворцовых приказов и в «Описи дворов XVI и XVII ст.», упоминается, что в Оружейной палате в числе различных инструментов в 1687 г. сохранялась «доска медная, что печатают кожи золотныя, весу в ней 6 пуд 10 гривенок». Все это свидетельствует о том, что подобные кожи, кроме привозных заграничных печатались и в Москве, а именно мастерами Оружейной палаты.
Привозились также кожи из стран Европы. Путешественник и дипломат Августин Майерберг (1622—1688) в своем сочинении «Путешествие в Московию…» в 1661 году писал: «в Москве и у частных лиц, у немногих, стены были обиты золоченой и расписанной кожей Бельгийской работы».
Стены Комнаты – кабинета» царя Алексея Михайловича обиты тисненой кожей, выполненной по историческим аналогам XVII века, сохранившимся в музеях Франции, Испании и Бельгии.

Сюжетная роспись в шпренгелях (над дверными проемами)

В покоях Коломенского дворца в верхних частях окон и дверей размещались особые подзорные щитки или доски («подзорины»), с середины XVII столетия, получившие немецкое название – шпренгели. Они, также как и весь хоромный наряд, украшались резьбой, позолотой и нередко росписью. Роспись могла быть как орнаментальной («травной») так и сюжетной.
При реконструкции Комнаты – кабинета царя Алексея Михайловича были выполнены росписи шпренгелей с изображением сюжетов:
– Над дверью в Задние сени терема царя – сюжетная роспись «Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)»;
– Над дверью в Опочивальню – сюжетная роспись «Царь Юлий Цезарь и царь
Пор Индийский».
Согласно «Описи в Коломенском дворце государевым хоромам и прочему строению, на 46 листах, 7185 (1677) года» данные сюжеты использовались в росписи шпренгелей в Кабинете государя царя:
«…изнутри у тех же дверей шпренгель, в нем написаны царь Июлий Римский да царь Пор Индейский;…в третью комнату (№ 5) двери…в шпренгеле написаны царь Александр Македонский да царь Дарий Перский…».
Изображения Александра Македонского, царя Дария III Персидского и царя Пора Индийского встречаются в произведениях французской живописи и графики XVII века. Известный французский художник Шарль Лебрен, в 1648 ставший одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, в 1661-1668 гг. выполнил серию полотен из истории Александра Македонского: “Переход через Граник”, “Семейство Дария в палатке Александра”, “Александр и Пор”, “Битва при Арбеллах” и “Торжественный въезд Александра в Вавилон”.
Изображения Александра Македонского, а также Юлия Цезаря и Дария Персидского можно встретить и на страницах лицевых западноевропейских Библий XVII века. Привозные «фряжские» (иностранные) Библии «в лицах» (с иллюстрациями – гравюрами) считались самыми престижными и высокоценимыми в русских библиотеках XVII века.
Исторические аналоги росписей в шпренгелях (над дверями):
Шарль Лебрен «Александр и Порус»
Последняя четверть XVII века
Франция. Лувр

Шарль Лебрен «Битва Александра с Пором»
Последняя четверть XVII века
Франция. Лувр

«Александр Македонский» и «Юлий Цезарь»
Гравюры из Библии Николаса Пискатора
Амстердам. 1674 г.

«Александр Македонский и Пор Индийский»
Гобелен по рисунку (картону) Шарля Лебрена. До 1687 г. Франция, Лувр
Франция. Лувр

Аналогом паникадила, выполненного для Комнаты – кабинета царя, послужило акварельное изображение паникадила с воловьей головой из Варваринско-Покровской церкви в г. Волоколамске, хранящееся в Государственном историческом музее.

Такие паникадила относятся к типу скульптурных паникадил. Само паникадило отличается от обычного типа только тем, что вместо шара-яблока здесь укреплена большая деревянная воловья голова с настоящими рогами, шея которой покоится на фигурном щитке- картуше в стиле раннего барокко.

Для светского быта подобное скульптурное паникадило засвидетельствовано описаниями:
в царской теремной передней в 1668 г. была «голова воловья золочена с рогами буйволовыми, а в ней паникадило медное о шти прутах, на прутах – 6 блюд с шанданами».
В Москве XVII в. можно было увидеть и другие варианты этой разновидности скульптурных паникадил. В доме Артамона Сергеевича Матвеева в 1673 г. посреди палаты висела сделанная из оленьих рогов люстра. Еще затейливей были паникадила, висевшие в крестовых палатах хором кн. В.В. Голицина:
«В верхней Крестовой полате:…А в подволоке орел одноглавой резной позолочен, из ног его на железе лосевая голова дерев. с рогами вызолочена, у ней 6 шанданов железных золоченых, а под головою и под шанданы яблоко немецкое писано…Крестовая Полата писана евангельскими притчи. … В той же полате в верху репей деревянный … Из репья рука деревянная, а в ней голова буйволовая деревян. резная золочена сусальным золотом. У ней 6 подсвешников медных золочены сусальным же золотом, у подсвечников снизу на проволоке пять репьев розных восковых прикрыты розными же краски; а в середине тех репьев восковые винограды, а на репьях 5 птичек деревянных…»

Не подлежит сомнению иноземное происхождение в России подобных паникадил. Чрезвычайно популярны, особенно в Германии, были великолепные подвесные светильники-рога, которые часто проектировались знаменитыми немецкими художниками. Паникадило подобное волоколамскому имеется в Берлинском музее художественной промышленности. Паникадило со скульптурным изображением оленя висит в зале для аудиенций королевского замка Фридериксборг в Дании.

В России в привозных скульптурных паникадилах были положительно оценены нарядность и затейливость декоративных и изобразительных элементов, которые соответствовали стремлению к затейливости («затейчивости») характерному для русского декоративного искусства XVII в. Подобные паникадила включались в оформление светских и церковных помещений. Это не было механическим подражанием иноземной моде, а являлось сознательным отбором того, что гармонировало с новыми запросами русского быта и соответствовало общему ходу развития русского декоративного искусства.

История и правила игры «Девять пляшущих мужчин / Nine Men’s Morris»:

Игровой комплект: доска для игры в шахматы, шашки,
«девять пляшущих человечков»
Германия. Аугсбург
Первая половина XVII в.
Игра «Девять пляшущих мужчин» имела широчайшее распространение во всем мире: игровое поле для этой игры было вырезано в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э.; упоминается в Китае 500 лет д.н.э.; доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. «Gokstad’е».
В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «Девять пляшущих мужчин» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338).
Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название «Девять пляшущих мужчин» первый раз встречается у Шекспира во «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка – «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).

Роман об Александре (1338), Фландрия

«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Поле для игры, Германия, конец XV в.
Правила игры:
У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую незанятую точку. Если в процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus