Крестовая палата

Моленная (или молельня) – комната для совершения богослужения, домашняя церковь, где совершались утренняя и вечерняя молитвы. В царских хоромах молельня находилась в личных покоях государя и называлась также Крестовой комнатой.

Царь Алексей Михайлович, как описывают известные историки Казеветтер А.А. и Катаев И.М., начинал и заканчивал свой день в Крестовой палате:

“Умывшись, царь тотчас же выходил в Крестовую палату, где его ждал крестовый поп и крестовые дьяки. Крестовая палата – это молельня с высоким иконостасом, уставленным иконами. К приходу царя весь иконостас сияет от множества восковых зеленых и красных свечей. Царь становится перед аналоем и, надев большие очки в золотой оправе, совершает молитвенное правило. Духовник окропляет царя св. водой, которая свозилась для этого во дворец из разныъ церкыей и монастырей, иногда очень отдаленных, где были прославленные чудотворные иконы. Пока царь, окончив молитвы, прикладывается к иконам, “ближниц человек” идет в хоромы к царице спросить ее от имени царя “о здоровье”, хороши ли она почивала. Затем царь выходит здороваться с царицей, и они вместе отправляются в дворцовую домашнюю церковь слушать заутреню”.

“Посмотрим же, как проводил свое время Алексей Михайлович. Вставал он очень рано: в четыре часа утра, и первым его делом было совершение утренней молитвы. Царь выходил в Крестовую палату, которая служила молельней, и там, пред иконостасом, сплошь уставленным горящими свечами и лампадами, читал полунощницу. По окончании ее царь прикладывался к иконам, а духовник царский окроплял его святою водою, которая свозилась от разных чудотворных икон”…”После ужина царь заканчивал день так же, как и начинал его, — молитвой в Крестовой палате.”

В основу создания интерьера Крестовой палаты в Хоромах царя было взято обобщенное типологическое описание крестовой, данное известным русским ученым И.Е. Забелиным.

Дворцовые покои освещались многочисленными и разнообразными светильниками. В передних парадных покоях, сенях и внутренних пастельных комнатах висели паникадила. Большое количество паникадил бытовавших в России были произведены в Западной Европе, те же формы воспроизводились русскими мастерами. В русском быту паникадила украшались подвесками: шелковыми кистями, подвесками из страусовых яиц, хрусталя, просечного металла.
Паникадило одноярусное (с шелковой) кистью для Крестовой палаты Хором царя было выполнено по аналогу паникадила одноярусного (1568 г.) из Троице-Сергиевой Лавры.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus