Опочивальня

Опочивальня была частью постельных покоев царя. Почти все убранство  опочивальни заключалось в постели и в разных других предметах постельного обихода.

В опочивальне хранилось необходимое белье, которое в царском быту сохранялось всегда очень бережливо, и разные мелкие принадлежности убора. Зеркала, гребни и гребенки были необходимыми принадлежностями не только женского, но также и мужского туалета или убора, также как и мыло, которое в царском быту составлялось из разных душистых веществ. Еще одним предметом, который употреблялся не только на женской, но и на мужской половине царского дворца было опахало. Оно  делалось из перьев, или же было, так называемое, сгибное из атласа или пергамента (харатии).  По сведениям из описей XVII у царя Михаила Федоровича было несколько опахал:

«опахальцо турское кругло, перье бело, червчато, черно;о середке зеркальцо; черен дерево индейское. Опахальцо турское кругло; перье бело, червчато; черен серебрен золочен; лопастка с финифты. Опахло хартейное сгибное, писано красками в дереве».

Все эти вещи хранились в сундуках, поставцах (комодах), ящиках, ларцах или шкатулках.

Опочивальня была той  частью внутренних (личных) покоев, куда не входил никто кроме самых ближних преданных слуг. «Государевой постелью» ведал постельничий. В его распоряжении состояли стряпчие и спальники. В обязанности постельничего входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели, кроме того, он заведовал всей «постельной казной», наблюдал за шитьем платья и белья, возглавлял канцелярию царя и хранил его личную печать.

Часто в личных покоях пол, стены и потолок обивались сукном. В Опочивальне пол и потолок обиты сукном «в гладь», а стены сукном «в ромб». В документах XVII столетия встречаются  описания подобного сукна:

«По государеву именному приказу зделано в две избушки, что стоят на Неглиненских воротах, к подволокам и стенам и к лавкам и к дверям, во все подволоки и стены (сукна) шахматные розных цветов, а шахмат мерою вшиван по три чети … в кроенья пошло сукон аглинских и полукармазину аглинского червчатого, голубого, зеленого,…сукна полукармазину вишневого …»

Фонари – подвесной, фонарь-люстра и фонарь на лавке

Постельные хоромы могли освещаться сделанными из слюды  узорчатыми фонарями, которые оправлялись белым железом, золотились и расписывались красками. Изучение наиболее полного описания внутреннего убранства русского аристократического дома второй половины XVII века, «Описи имения  В.В. Голицина», дает возможность с полной уверенностью говорить о том, что в опочивальне царя мог висеть потолочный светильник.

В Опочивальне два слюдяных фонаря: большой подвесной и переносной. Основой для подбора подвесного слюдяного фонаря, стал фонарь, висевший в хоромах царицы Евдокии Лукьяновны:

«138 г. ноябрь 1, от царицы из хором принес Фед. Ст. Стрешнев фонарь слюден теремчат о девяти верхах с нацветы с розными, по нему писаны розными красками травы в кругах, на травах птицы розные, а велел поставить в Царицыне казне до ее государынина указу».

Исторические аналоги фонарей:

–  Подвесной слюдяной фонарь XVII века из Покровского собора (Москва);

– Переносной слюдяной фонарь XVII века из собрания Музеев Московского Кремля.

Еще один светильник, находящийся в Опочивальне – напольный светец, выполнен по аналогу напольного светильника XVII века  (замок Мейдерслот, Голландия). Подобный же напольный светильник изображен и на картине голландского художника XVII века Годфрида Схалкена.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus