Передние сени


Из Передних сеней Хором царя открывается вид на своеобразную анфиладу парадных покоев: справа – Сени перед Столовой палатой и Столовая палата, слева – Думная и Престольная палаты. Так же как и другие парадные интерьеры, Передние сени были богато украшены «травным» письмом. В описях нет упоминаний о том, какой была эта роспись, но достаточно вспомнить о том, что в XVI и в  XVII столетиях в каменных теремах в Московском Кремле и в летних загородных царских дворцах  комнаты, особенно парадные,  всегда украшались живописью (сюжетной и орнаментальной). Общий характер этой живописи соответствовал вкусу того времени и отличался блеском золота и яркостью красок.

Известно, что травные росписи, то есть растительные орнаменты, были в XVII в. одним из главных способов декорации интерьеров, что обусловило возникновение особой специализации художников – «травщики».

В июне 1669 г., царские иконописцы и живописцы, под руководством знаменитого Симона Ушакова и, по-видимому, главным образом Богдана Салтанова, начали писать в хоромах “стенное и подволочное письмо” по грунтованным полотнам. Живописные и позолотные работы продолжались целых два года.

В Передних сенях Хором царя выполнена роспись стен и потолка в технике темперной и масляной живописи растительным орнаментом; в центре медальон с изображением герба государства Российского.

Для воссоздания росписи стен и потолка в Передних сенях Хором царя, в качестве исторического аналога, был выбран фрагмент стенной росписи Церкви  Троицы в Никитниках в Москве. Стенопись церкви Троицы в Никитниках, насыщенная и многоцветная, выполненная в 1653-1656 гг. «царскими» мастерами.

Нижняя часть стен (“полотенца”) обычно расписывалась орнаментами, “ленчафтами” (ландшафтами) или под “аспид” («под мрамор»). Историческими аналогами данной росписи послужили фрагменты росписи стен рубежа XVII –  XVIII вв., сохранившиеся в Марфиных палатах (в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике ” Александровская слобода”).

В исследованиях известных русских историков содержатся также сведения о том, что в одной из палат Коломенского дворца были изображены гербы:

«Ивану Мировскому и Станиславу Лопуцкому принадлежало создание в одной из палат Коломенского дворца “клейм (т.е. гербов) государевых и всех вселенских сего света государств” в 1669 г.».

Поскольку достоверно неизвестно, в какой из палат царских хором были выполнены изображения гербов, воссоздание росписи с изображением Герба Российского в первом парадном покое Хором Государя царя  вполне правомерно.

Исторический аналог росписи медальона – миниатюра с изображением государственного  Российского герба из Царского титулярника 1672 г. Солнечные лучи, изображенные на гербе, олицетворяют божественный свет или божественное освящение царской власти.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus