Экспозиции

В 1998–2003 гг. была проведена научная реставрация дворца Н.А. Дурасова, а в 2005 г. он стал частью Московского государственного объединенного музея-заповедника. Отреставрированные залы дворца сразу же стали доступны для посетителей. Здесь развернута экспозиция «Есть много чудных мест, украшенных на диво», проходят различные выставки, праздничные мероприятия, концерты классической музыки и т.п. Рядом с дворцом, как и прежде, располагается здание театральной школы, которая после реставрации в 2010-2014 гг. приобрела исторический вид. В её залах представлены сменные выставочные проекты.

В залах люблинского дворца представлены экспонаты из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника и из частных собраний.

Рис.1Подлинным украшением парадного Мраморного зала на первом этаже является скульптура «Венера Италийская» (по оригиналу А.Кановы). Скульптура выполнена в Германии в последней четверти XIX в. из шпиатра – практичного материала, модного в то время.

В витринах Мраморного и Розового  парадных залов первого этажа и в одном из помещений второго этажа дворца демонстрируются различные часовые механизмы  – от скромных песочных корабельных часов 1670-х годов до изысканных каминных часов XVIII–XIX столетий. Каминные часы, выполненные из золоченой бронзы, мрамора, ценных пород дерева или из хрусталя, увенчанные скульптурными композициями на античные, библейские или исторические сюжеты, были изысканным и модным украшением интерьеров императорских и дворянских усадеб. Несомненно, что и Н.А.Дурасов украшал свой великолепный дворец произведениями часового искусства. Сегодня такие часы являются драгоценными предметами любой коллекции знаменитых музеев мира: Эрмитажа, Русского музея, ГМЗ «Павловск», Лувра, Версаля, музеев-замков Луары и т.д.

Рис.2.В витринах Мраморного зала  можно полюбоваться новыми экспонатами, которые с разных сторон характеризуют быт и убранство интерьеров дворянских усадеб, в том числе и имения Люблино.

 

 

000

Рис.3В одной из витрин внимание посетителей привлекут каминные часы «Дезертир», изысканный декор которых посвящен сцене из модной одноименной комической оперы П-А. Монсиньи на либретто М-Ж. Седэна  и др., а также  портрет дворянина Петербургской губернии с семьей кисти неизвестного художника  1790-х годов,  английский ломберный столик, изящные изделия из фарфора русской работы.

000

Рис.4.В другой витрине представлены  раритетные печатные книги конца XVIII – начала XIX вв.. Подобными книгами мог пользоваться хозяин усадьбы. Среди них: «История о знатнейших европейских государствах с кратким введением в древнюю историю» Р.Рейхеля и «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих…» – книги, изданные в 1788 г. в Университетской типографии Н.Новикова, эссе Вольтера «Опыт о нравах и о духе народов и об основных событиях истории, начиная с Карла Великого до Людовика XII» (Франция, 1813).

Еще в  одном из залов первого этажа дворца  открылась обновленная историческая экспозиция.  Здесь представлен собирательный образ ушедшей российской эпохи первой половины XIX столетия. Одновременно это своего рода фамильная гостиная, которая знакомит с владельцами усадьбы Люблино, их  родственниками и гостями.

Рис.5С конца XVIII в. богатые московские аристократы мирно проживали «среди удобств и удовольствий столицы». Они строили в ближних окрестностях Москвы загородные увеселительные усадьбы – «маленькие Версали». Такой в эти годы была и усадьба Люблино богатого помещика Николая Алексеевича Дурасова (1770–1818), отставного армейского бригадира, действительного статского советника. В центральной витрине находятся экспонаты, демонстрирующие  мир усадебной жизни московского аристократа в эпоху русского классицизма.

Рис.6Помимо фамильных портретов в  интерьерах дворянских домов обязательно вывешивали портреты  царственных особ.  Экспозицию гостиной украшают  портреты императора Павла I и императрицы Марии Федоровны в полный рост (из собрания Московского музея-усадьбы «Останкино»). Вспомним, что императрица нанесла визит в усадьбу Люблино в мае 1818 г.

 

000

Рис.7.Графический портрет императора Александра I помещен в одной из витрин, в которой находится Российская родословная книга (часть VI) по нескольким губерниям. В Книгу внесен древний дворянский род Дурасовых, известный с конца XV столетия, с изображением и описанием их фамильного Герба. Рядом на стене представлены Герб другого, более позднего владельца усадьбы, А.А.Писарева, Генеалогическое древо рода Дурасовых, портрет-загадка А.М.Писаревой (?) кисти Ф.С.Рокотова, а также Генеральный план усадьбы с фасадами основных построек (1810) – ценнейший изобразительный источник.

Рис.8.Приобретение и обустройство Дурасовым имения происходило в первом десятилетии XIX века – в эпоху наполеоновских войн. Как известно, в июне 1812 г. началась Отечественная война России против французской армии. В этот период Н.А.Дурасов находился в Москве и участвовал в народном ополчении.   В экспозиции целый предметный ряд посвящен теме  противостояния России и Наполеона. В витринах находятся графические изображения событий Тильзитского мира, а также выставлен юбилейный чайный сервиз с военными сюжетами. Антинаполеоновская тематика  в популярной тогда карикатуре представлена на фаянсовом кувшине английской работы и в замечательной английской гравюре «Император  Александр I». На выставке можно увидеть также портреты «Чиновника Министерства финансов…»  и  «Неизвестного участника войны 1812 года».

Рис. 9.К сожалению,  не сохранилось изображений Дурасова, более того, он не имел собственной семьи.  Поэтому для  нас особенно ценны портреты его родственников – дальних, таких как известнейший историограф Н.М.Карамзин, и близких: двух племянниц А.М.Дурасовой и А.Ф.Толстой, их супругов А.А.Писарева и А.А.Закревского – боевых генералов, участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии.

После кончины Н.А.Дурасова в 1818 г. настоящим хозяином усадьбы стал  А.А.Писарев, генерал-майор, сенатор, известный литератор и общественный деятель. С 1825 г. Александр Александрович с женой Агриппиной Михайловной и пятью  детьми каждые весну и лето жил в Люблине. Усадьба стала местом встреч близких  друзей семьи – известных литераторов и ученых.

А.А.Закревский  геройски проявил себя в период наполеоновских войн, регулярно получая повышения по службе. В 1812 г. он был директором Особой канцелярии военного министерства, курировал русскую военную разведку и контрразведку, позже являлся генерал-губернатором Москвы. Его супруга Аграфена Федоровна – красавица, представительница нового типа русской аристократки.  Многие знаменитые современники посвятили ей стихотворные строки и, прежде всего, А.С.Пушкин, назвавший ее «беззаконной кометой».

Поднявшись по лестнице на второй этаж, посетители оказываются в «голубом» зале, где расположена экспозиция, в которой  раскрывается мир усадьбы второй половины XIX столетия.

Рис. 10.В центральной витрине представлены  предметы, повествующие о пристрастиях и увлечениях русской дворянки, чей образ мы видим на «Портрете неизвестной с букетом» кисти А.Адольфа (1859). Сюда, прежде всего, следует отнести женские платья и бальные туфли, мода на которые менялась в течение века.  В этот же ряд можно поставить и  изящные «женские штучки»: веер-плие (plie) «Жертвенник любви», перчатки «митенки», шаль, шкатулка, флакончик для духов, туалетный столик и пр. В отдельных витринах выставлены уникальные золоченые каминные часы и женские бальные аксессуары.

Рис.11.Украшением зала является изысканный комплект мебели, изготовленный в последней четверти XIX в. на фабрике «Мельцер и Ко» в Санкт-Петербурге.

 

 

000

Рис. 12.В восточном крыле дворца (на втором этаже) открыта постоянно действующая экспозиция «Театр. Чудесные превращения (мир театра рубежа XVIII – XIX веков)». Театральные пристрастия Н. А. Дурасова были хорошо известны современникам. В Симбирской губернии он имел три крепостных труппы, одну из них – в своем поместье Никольское-на-Черемшане.

Окончательно обосновавшись в Москве к 1800 году, Николай Алексеевич в новом имении Люблино решил удивить московский высший свет. Он построил летний увеселительный дворец, в архитектурном и художественном решении которого ярко применяет театрально-бутафорские приемы. Для театральных постановок рядом с дворцом специально были возведены три отдельных здания – театр, театральная школа и дом для актеров (или дом управляющего театром).

Каждая эпоха создает свою собственную «табель о рангах» среди искусств, выделяя между ними «главнейшие».  На рубеже XVIII и XIX веков почиталось «знатнейшим» искусство театра. В нем отражались все противоречия эпохи, коллизии и победы российского Нового времени, именно театром «мерялись» жизнь и политика, война и наука. Выставка знакомит не только с историей и происхождением русского крепостного театра, но и с особенностями декораций и театральной «машинерией», а также с традициями усадебных театральных школ.

Рис. 13. Люблино. Акварель 1820-х.Особое место отведено творчеству известных актеров и театральных педагогов того времени И.А.Дмитревского и П.А.Плавильщикова, который обучал люблинских артистов.

 

 

000

Рис. 14.В помещениях третьего (антресольного)  этажа – бельведера –  располагаются различные сменные выставочные проекты.

Выставки удачно вписываются  в бельведер,  потолок и стены которого были расписаны летом 2012 года. К сожалению, подлинная роспись этого зала не сохранилась, поэтому специалисты провели архивно-библиографические исследования и подобрали стилистические аналоги: изысканное художественное убранство подмосковных усадеб Останкино, Архангельское, дома-музея Л.Н. Толстого на Пречистенке, Санкт-Петербургских дворцов и особняков.

Росписи выполняли акриловыми красками, для позолоты использовали сусальное золото.

 

Экспозиция «Есть много чудных мест, украшенных на диво»

 

button_buy_ticket

Экспозиция находится на территории музея-заповедника Люблино, во дворце Н.А.Дурасова ( План-схема исторической усадьбы ). Она знакомит с особым миром владельцев загородной усадьбы XIX – начала XX столетия, сохранившейся на территории современной Москвы.  Их повседневная жизнь и увлечения представлены в экспозиции дворца, ставшего в 2005 году музеем. Мебель и живопись, графика и фарфор, бронза и бисерное шитьё, костюмы и модные аксессуары – все это является подлинными предметами эпохи «золотого века» русского дворянства.

Стоимость посещения по категориям посетителей:
Основная 150 рублей, Льготная  50 рублей, Специальная Бесплатно.

Возрастная категория 6+

Режим работы экспозиций: вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00, понедельник – выходной день.
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 10.00 до 17.30, суббота с 11.00 до 18.30, а также на сайте музея-заповедника.

Подробнее

Справки по телефону: 8 (495) 350-15-53, 8 (499) 722-71-89.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter