Интервью главного хранителя МГОМЗ О.А.Поляковой газете «Вечерняя Москва» о международных проектах музея

Истории взаимоотношений двух стран России и Португалии вот уже 240 лет. И можно сказать, что именно сегодня большую долю культурного вклада в эти отношения осуществляет музей – заповедник «Коломенское – Измайлово – Люблино». Cовместная плодотворная работа, тесное и взаимовыгодное сотрудничество музея-заповедника с португальскими музеями и другими культурными институциями способствует популяризации богатейшего исторического и культурного наследия наших стран на международном уровне.

О том, как началось знакомство, корреспонденту газеты «Вечерняя Москва» рассказывает главный хранитель Московского объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» Ольга Полякова.

– Ольга Анатольевна, как началось сотрудничество?
Все началось с того, что в городе Кашкайш под Лиссабоном в музее-замке графов Каштру Гимарайш был открыт Центр русского искусства и культуры. Руководителем Центра стала госпожа Ирина Марселу Курту, супруга бывшего посла Португалии в Российской Федерации. Она русская по происхождению, активно продвигает русскую культуру для португальцев.
В 2017 году госпожа Марселу Курту увидела в Коломенском выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы Богоматерь Державная», которая открылась в выставочных залах Сытного Двора.
Выставка вызвала огромный интерес у москвичей и гостей столицы, ее удостоил своим посещением Святейший Патриарх Кирилл. Он отметил, что это – большой вклад в сотрудничество музейного сообщества и Русской Православной Церкви. Ирина Марселу Курту обратилась в музей с просьбой привезти выставку в Кашкайш. Мы не смогли вывезти подлинные экспонаты, но показали выставку фото-воспроизведений, посвященную переломному событию в истории России – отречению императора Николая II от престола. Тема получила большой резонанс в Португалии, что стало толчком для нашего дальнейшего сотрудничества.
Сама Ирина Георгиевна интересуется процессом реставрации икон. Мы пригласили ее на стажировку в реставрационные мастерские музея, где обучали основам консервации, оказывали научную помощь. Так завязались наши теплые профессиональные отношения, которые переросли в значимые проекты.

– Насколько сегодня для португальцев важно это взаимодействие, что они могут почерпнуть от общения с представителями российской культуры?
Для португальских специалистов, занимающихся культурным наследием очень важно получить оценку со стороны российских музейщиков. А мы, сотрудники музея-заповедника Коломенское, как раз и являемся профессиональными экспертами, которые могут по достоинству оценить, как в Португалии поставлена выставочная работа, научная реставрация культурных ценностей. Мне посчастливилось побывать в крупнейшем культурном центре Португальской Республики – городе Порту. Он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там очень высокий уровень отношения к своему наследию, к музейному делу и к реставрации в целом.
В продолжение нашего сотрудничества весной прошлого года музей организовал в Португалии выставку «Русское чудо». Директор музея Коломенское Всеволод Александрович Тимофеев был приглашен в Лиссабон, где открыл выставку «Русское чудо» в институте Камоэнса– португальского поэта и героя. Она произвела на португальцев большое эмоциональное впечатление.
– А можно о выставке «Русское чудо» рассказать подробнее?
Выставка посвящена деревянному дворцу царя Алексея Михайловича, построенному в 1667 году в подмосковной царской резиденции Коломенское. Дворец стал вершиной русского деревянного зодчества, его называли Восьмым чудом света. Он состоял из 26 теремов, во дворце было 270 комнат и 3000 окон. Алексей Михайлович со своей семьей часто бывал здесь, принимал иностранных послов. В этом дворце Петр I в 1709 году отмечал победу в Полтавской битве. Дворец простоял 100 лет, но пришел в ветхость. Императрица Екатерина II приказала его разобрать. Перед разборкой были выполнены обмеры, составлены планы дворца, описания внутреннего убранства. Эти материалы были использованы, когда в 2009 году Дворец был восстановлен на территории музея-заповедника и стал истинным украшением Москвы. Он постоянно открыт для посетителей. Там проходят интереснейшие экскурсии, занятия для детей, театральные представления.
История строительства Коломенского дворца, жизни его царственных владельцев, разборки и воссоздания уже в наше время – действительно чудо, совершенное многими поколениями русских умельцев и современными реставраторами.
Фотовыставка «Русское чудо» получила большой отклик у португальских зрителей. На ее открытии в институте Камоэнса в Лиссабоне присутствовал посол Российской Федерации в Португалии Михаил Леонидович Камынин, который поддерживает и другие культурные проекты нашего музея в этой стране.
У нас завязалось успешное сотрудничество с господином Сильвиу Сантушем – главой фонда Sharing, который уделяет большое внимание развитию российско-португальских культурных связей.
Господин Сильвиу Сантуш несколько раз посещал Коломенское, а в прошлом году специально прилетел в Санкт-Петербург на открытие выставки икон из собрания нашего музея, которую мы организовали совместно с Исаакиевским собором в ризнице храма Спаса-на-Крови. Мы наметили с фондом Sharing и другие проекты по культурному обмену.
Еще меня тронуло то, что Фонд Sharing финансирует в Португалии школы, в которых дети изучают русский язык, лучших учеников этих школ отправляют в Артек, где они продолжают знакомство с русской культурой. Мы понимаем, что Португалия – это страна, которая имеет очень большую заинтересованность в культурном общении с Россией и своим взаимодействием мы можем только обогатить и развить культурные связи.
– В каком направлении осуществляется это сотрудничество?
Сотрудничество в области сохранения русских икон. В нашем музее хранится очень ценная коллекция древних икон, и есть свои реставрационные мастерские. Возглавляет реставрационный отдел Почетный реставратор города Москвы Екатерина Сатель. Много лет мы принимаем на практику студентов специализированных учебных заведений – будущих профессиональных реставраторов, которые потом работают в музеях Москвы и других городов России. А в Португалии есть русские иконы, когда-то они были вывезены эмигрантами и сейчас оказались в музеях и частных коллекциях, но нет специалистов, которые могли бы провести их научное исследование и реставрацию. Для Португалии – страны с древней культурой, где сильна католическая традиция и почитание образа Божией Матери, очень важно получить представление о богородичных иконах, написанных русскими мастерами.
К нам обратились с просьбой помочь в реставрации этих икон. На средства Фонда Sharing музей направил в Португалию Екатерину Сатель с её студентами из Московского академического художественного училища, где она руководит кафедрой реставрации темперной живописи. Португальские партнеры организовали в замке графов Каштру Гимарайш мастерскую, где студенты провели большую серьезную работу по реставрации русских икон. Это было так интересно и необычно для наших португальских друзей, что они попросили сделать фотовыставку – своеобразный отчет и показать его во время проведения VI Недели российской культуры в Португалии. Этот форум проходил в городе Порту в роскошном здании Биржевого Дворца. Мне особенно приятно было видеть на фотографиях и отреставрированные иконы, и прекрасные лица молодых московских реставраторов.
В ближайшие дни Екатерина Сатель со своими учениками повторно выезжает в Португалию с тем, чтобы продолжить работу над реставрацией русских икон в музее города Кашкайш.
– Эти иконы принадлежат каким – то известным русским историческим династиям?
Вы знаете, в основном это иконы XIX века, т.е. «позднего» периода русской иконописи. Большинство сюжетов – различные изводы изображения Божией Матери: Казанской, Владимирской, Тихвинской Смоленской. Мы не знаем точных историй этих икон, но когда занимались их атрибуцией, то определили, что иконы были написаны в разных художественных центрах России: и столичными мастерами, и на Севере, и бытовавшие в старообрядческой среде. Художественный уровень произведений тоже разный: есть высокий, а есть то, что мы называем «иконой личного благочестия». Но каждая икона написана в дореволюционной России, а для посетителей португальских музеев познакомиться с нашими иконами означает больше понять и проникнуться русской культурой.
– А почему португальские реставраторы не могут сами отреставрировать иконы, им не свойственная стилистика наших мастеров?
Дело не в стилистике, а в технологиях, в методиках реставрации. Португальские специалисты не знакомы с тем, как технологически создавалась русская икона, какие использовались материалы – доска, клей, краски, пигменты и связующие, какой олифой покрывалась лицевая сторона иконы. Я видела, как работают сотрудники в Центре реставрации школы Искусств Католического университета города Порту. У них были в работе две русских иконы и, к сожалению, для них это мало знакомая методика. А наши искусствоведы и реставраторы хорошо знают и давно работают в этом направлении. У нас в стране прекрасная реставрационная школа, сложившаяся еще в советское время. Сейчас наши специалисты признаны на мировом уровне. Кстати, музей принимает на стажировку по реставрации икон сотрудников не только из российских музеев, но и зарубежных, готовы принять у себя на стажировку молодых реставраторов из Реставрационного центра Католического университета города Порту, а также отправить по обмену своих специалистов по разным видам реставрации.
Музей можно считать центром по подготовке молодых реставраторов в Москве. Наши реставраторы участвуют в специализированных выставках, показывают мастер-классы, делятся секретами мастерства. Так, много лет музей участвует в Международной специализированной выставке по сохранению культурного наследия «Denkmal», организаторами которой являются Союз реставраторов России и Лейпцигская ярмарка. Выставка поочередно проходит то в Москве, то в Лейпциге, где мы работаем на стенде Правительства Москвы. Особенно важно, что музей командирует туда молодых реставраторов, это привлекает внимание посетителей.
– Какие еще у вас планируются культурные мероприятия с Португалией и насколько распланирован 2020 год?
Конечно, план выставок на 2020 год определен.
Выставочный обмен помогает узнать культуру и проникнуть в культурный код каждого народа. Наше сотрудничество с португальскими партнерами, надеемся, продолжится в нынешнем году. Мы запланировали открыть во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском выставку «Золотая филигрань Гондомара». Гондомар – небольшой город на севере Португалии, где в течении столетий сохраняется искусство обработки золота и серебра в технике филигрань. Из тончайшей драгоценной нити мастера изготавливают прекрасные изделия с традиционным орнаментом. Мы впервые хотим показать их в Москве.
В Коломенском всегда проходят очень интересные выставочные проекты. Сейчас в Сытном Дворе открыта выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей». Экспонаты этой выставки предоставили Эрмитаж и Государственный архив Российской Федерации. Это мемориальные вещи семьи императора Николая II: детская одежда, игрушки, письма, рисунки, фотографии, которые раскрывают особый теплый внутренний мир этой семьи, их занятия, обучение детей. Выставка никого не может оставить равнодушным. Посетители Коломенского могут посмотреть ее до 16 февраля.
Во Дворце царя Алексея Михайловича мы впервые представили уникальную коллекцию тканей и вышивки из фондов нашего музея. Роскошные ткани из золотных и серебряных нитей, вышитые древние иконы, церковные облачения, элементы народного костюма – все это сопровождается интересными фильмами, где раскрываются секреты мастерства.
В дни новогодних каникул многие гости музея Коломенское посмотрели веселую праздничную выставку «Елка сто лет назад. Старинные елочные украшения». Удивительно, но она нравится и детям и взрослым. Познакомиться с елочными игрушками можно до конца января.
Мы богаты не только выставками, но и постоянными музейными экспозициями, созданными на основе наших уникальных фондовых коллекций. В комплексе памятника архитектуры XVII века Передние ворота – а это подлинные исторические пространства, в которых, конечно, бывал царь Алексей Михайлович – находится экспозиция «Вехи истории Коломенского». Только здесь можно увидеть единственную в России коллекцию башенных часовых механизмов и «Золотую кладовую» – древние иконы и книги, украшенные драгоценными окладами.
Одно из самых посещаемых и любимых туристами мест в Коломенском – деревянный Домик Петра I. Он привезен сюда в 1934 году из-под Архангельска. Внутри все устроено так, как было царе Петре. Когда я вхожу в Домик через его низкую дверь, то невольно ощущаю присутствие духа великого преобразователя России. Музей готовится к юбилею Петра I, который будет праздноваться в 2022 году.
Мы, сотрудники музея, – люди творческие, понимаем, что сохраняем культурное наследие Москвы и России, открыты для посетителей всех возрастов и готовы придумывать новые интересные проекты, выставки, квесты, мастер-классы, детские программы, театральные представления – все, что делает посещение музея ярким и интересным.

Анжела Якубовская

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus