Выставочный проект «Время Ампира»

В музее-заповеднике открыта выставка “Время Ампира”, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 г. Она развернута в Павильоне 1825 года, построенном в стиле русского ампира архитектором Евграфом Тюриным. Это единственная сохранившаяся до наших дней постройка, входившая в комплекс дворца Александра I в древней царской вотчине Коломенское.

Ампир – стиль империи. Он возник на рубеже ХVIII-ХІХ веков во Франции, с приходом к власти Наполеона Бонапарта. В художественном наследии императорского Рима французские художники и архитекторы наполеоновского времени увидели замечательный источник для создания стиля, утверждавшего идею императорского величия и насаждавшего образы героические, достойные подражания, воплощавшие величественную мощь, торжественность и парадность.


Важнейшую роль в этом сыграли Л.Давид, Ш.Персье, П.Фонтен. Рожденный в императорской Франции стиль получил необычайное распространение еще в одной европейской стране – России в начале 1800-х годов при дворе Александра І. После изгнания Наполеона из России пафос ампира как нельзя лучше соответствовал идеологическим устремлениям времени.
Представленные на выставке произведения уникальны и представляют огромную художественную ценность. Многие экспонаты предоставлены не только МГОМЗ, но и Государственным музеем А.С.Пушкина, Музеем-усадьбой Останкино, Музеем-заповедником «Горки», другими московскими галереями и частными коллекциями Москвы и Петербурга. Это живопись и графика, мебель, бронза, фарфор. В подавляющем большинстве они экспонируются впервые.

Особую роль на выставке играет впервые экспонируемое собрание бронзовых часов эпохи ампира. Их художественное значение выходит далеко за рамки декоративного оформления часовых механизмов. Сложные скульптурные композиции, выполненные выдающимися авторами, часто под влиянием ампирной живописи, демонстрируют нам и реальных исторических персонажей (например, поэта лорда Байрона или Евгения Богарне – сына Жозефины и пасынка Наполеона), и аллегорические композиции («Наука», «Хронос, переплывающий Лету»), сюжеты, заимствованные в античном искусстве («Тесей перед Ипполитом», «Амур и Психея»).
Выставка отражает, преимущественно торжественный, парадный характер стиля. Сочетание французских и русских произведений призвано показать близость французского и русского ампира. Русский император Александр І в первые годы ХІХ века получал новейшие предложения французских проектировщиков. Ведущие придворные мастера – П.Ф.Томир, Ассоциация братьев Жакоб и другие изготавливали для русских заказчиков предметы, не уступавшие по своей новизне и великолепию обстановке дворцов французского императора. Главный художник Севрской фарфоровой мануфактуры Ж.-Ф.-Ж. Свебах был известен своими работами в Париже, в Петербурге. Русские художники ехали в Париж для освоения тонкостей нового стиля. В их числе был и выдающийся представитель русского ампира архитектор К.Росси. На выставке представлены произведения этих выдающихся мастеров Франции и России периода расцвета ампира: братьев Жакоб, Карла Росси, Свебаха, Томира и других.

Находясь до 1810-х годов под «гипнозом» французской моды, после победы над Наполеоном Россия явила Европе уже самостоятельную интерпретацию стиля ампир. Не только Петербург, но, как писал архитектор И.Бондаренко через 100 лет, и «пестрая Москва, превращенная в пепел, стала украшать свою жизнь пышно цветущим стилем империи». Среди экспонатов особое внимание привлекают редчайшие экспонаты, представленные в 1912 году на выставке «1812 год» в залах Российского исторического музея. В их числе – уникальное бюро в виде урны с двумя откидными столешницами, которое публика видит впервые за прошедшие сто лет.

Ампир со времени своего возникновения стал «вечным» стилем. Он не уходил из дворцовых залов и жилых комнат на протяжении всего ХІХ века. Празднование юбилея победы в 1912 году вызвало всплеск интереса к искусству ампира. Представленные на выставке русские и французские предметы второй половины ХІХ – начала ХХ веков – свидетельство того, что «время ампира» не ограничивается периодом правления двух императоров – Александра І и Наполеона Бонапарта. Они убеждают в непреходящей значимости стиля, к которому художники и архитекторы обращаются уже в течение двух веков.

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus