Выставочный проект “Дни последние до полночи пасхальной – иконы страстного цикла”

В Церкви Святого Георгия на Вознесенской площади в Коломенском открыт Выставочный проект «ДНИ ПОСЛЕДНИЕ ДО ПОЛНОЧИ ПАСХАЛЬНОЙ – иконы страстного цикла». Страстной цикл – сюжеты, основанные на заключительных частях Евангелий, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа – его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте: от Тайной вечери с учениками до «Положения во гроб» и Воскресения. В этом цикле можно выделить такие сюжеты, как «Христос на суде», «Бичевание Христа», «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Снятие с креста», которые представлены в иконах на выставке. Со 2 марта начинается Великий пост. С 14 апреля по 19 апреля –Страстная седмица – квинтэссенция жизни Христа на земле, предшествующая Светлому Воскресению Христову, Пасхе – 20 апреля.

Все дни Страстной недели верующие называют Великими, и второе название этой недели – Великая седмица. Каждый день Страстной недели посвящен определенному евангельскому событию. И практически каждому из этих событий соответствует определенная икона.

В русской иконописи, связанной с византийской традицией, в отличие от западного искусства, нельзя найти полный набор изображений Страстей, поскольку православие имеет другую точку зрения на их визуальную передачу – меньше эмоциональности, натурализма и больше скрытого величия Христа. Иконы писались соответственно канону, освященному вековой церковной традицией, что обусловливало общую композицию, колорит, детали изображения и потому оказывало существенное влияние на стиль произведения.

Изобразительный ряд страстных циклов точно следует за евангельским повествованием. Более подробно о каждом сюжете можно будет прочесть в отдельных аннотациях к каждой иконе, представленной на выставке.

Это иконы конца XVII века из страстного ряда иконостаса церкви Святителя Николая на Щепах, выполненные мастерской Оружейной палаты Московского Кремля в темперной технике.

Страстям Господним посвящался отдельный чин иконостасов, как правило, 6-й завершающий ряд. В его центре помещалось более крупное или же резное изображение Распятия. Возник он как самостоятельный ряд после Московского Большого собора (16661667 годов), указавшего, что в иконостасе следует помещать «Распятие и страсти Спаса нашего Иисуса Христа». Изображение «страстей» занимает свое место в художественном ансамбле иконостаса благодаря появлению в русских храмах со второй половины XVII века отдельного страстного ряда, располагавшегося над праздничным чином либо в самом верху иконостаса. С конца XVII века иконам Страстей, которые служили одновременно завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали различные декоративные формы – круга, эллипса и прочее, обрамляя их резными золочёными картушами-рамами в ярко выраженном барочном стиле.

Представленные эллипсоидной формы иконы, происходящие из церкви святителя Николая на Щепах, составляли 6-й Страстной ряд, венчающий иконостас, в центре которого располагалось Распятие.

Храм “Николы на Щепах” (ныне действующий и находящийся в Москве в 1-м Смоленском переулке) вначале был деревянным, затем перестроен в каменный, а нынешний облик его сформировался при патриархе Иоакиме в1686 г.

На выставке представлена фотография иконостаса этой церкви, где можно увидеть расположение икон страстного ряда и посередине Распятие.

Иконы страстного ряда в церквях располагаются на приличном расстоянии от человека, а иной раз и размещаются на 6-м ряду иконостаса, что практически лишает возможности увидеть эти иконы. Наш музей в очередной раз предоставляет посетителям уникальную возможность внимательно рассмотреть иконы Страстного цикла.

Выставка работает до 20 апреля 2014 года

Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614-88-80,
e-mail: pressamgomz@yandex.ru

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus