Выставочный проект “Две Богородичные иконы царских мастеров”

Выставка открыта с 30 июля 2013 г. по 02 февраля 2014 г. в интерьерной экспозиции “Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция”, в Хоромах царицы.

Показ икон XVII века “Рождество Богоматери” и “Введение во храм” на женской половине дворца, в теремах царицы – первое представление их посетителям музея.
Иконы находились в праздничном ряду иконостаса московской церкви Святителя Николая “на Щепах”, построенной в 1668 году на месте государева дровяного щепного двора, на котором делали срубы для различных дворцовых зданий.


В 1932 году церковь была закрыта для богослужения, а находившиеся в ней предметы искусства в целях их спасения вывезли в музей, расположенный на территории бывшей царской усадьбы Коломенское. Состояние сохранности икон при поступлении было аварийным, авторская живопись находилась под многочисленными слоями записей. В 2012 году они были переданы на кафедру реставрации темперной живописи Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Раскрытие памятников выполнялось студентами 5-го курса в качестве дипломных работ.

В результате проведенной реставрации удалось определить время написания памятников – последняя треть XVII века, и место создания – иконописный цех Оружейной палаты Московского Кремля. Этот период совпадает со временем строительства и убранства деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, который украшали и расписывали “розными красками” лучшие иконописцы и живописцы Оружейной палаты.

Иконы “Рождество Богоматери” и “Введение во храм” входят в богородичный цикл двунадесятых праздников и открывают праздничный чин древнерусского иконостаса. Литературным источником сюжетов является текст апокрифического Протоевангелия Иакова, повествующего о рождении и первых годах жизни Богоматери.
Отличительными особенностями двух экспонируемых на выставке произведений является использование иконописцами XVII века в качестве образца гравюр западноевропейских художников с иллюстрациями событий Нового Завета. При копировании западных гравюр русские иконописцы вводили в традиционные изобразительные схемы основные приемы новоевропейской живописи: построение пространства с помощью прямой перспективы, передачу объема, распределение светотени.

Характерными признаками работы мастеров Оружейной палаты второй половины XVII века являются изображение глубины пространства с использованием отдельных приемов построения прямой перспективы, “живоподобная” манера личного письма, сочетание в цветовой гамме различных оттенков зеленого и красного цветов, обилие золота и серебра.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus