Выставочный проект “Растения Галантного века. Графика из ботанических альбомов XVIII века”

Выставка посвящена искусству изображения формы, цвета и деталей растений, запечатленных в иллюстрациях ботанических альбомов и атласов Германии и Франции XVIII века. Представленные гравюры составляют уникальную коллекцию из фондов музея. Выставка расположена во Дворце царя Алексея Михайловича и будет работать до 28 июля.

На ней представлена серия иллюстраций из сокровища ботанической литературы – альбома «Сад Айхштетта» (Hortus Eystettensis) Базилиуса Беслера (Basilius Besler, 1561-1629). Альбом является знаковой работой в истории ботанического искусства и считается одним из самых больших ботанических атласов. Более 1000 растений, представляющих около 650 видов, были изображены на 367 медных пластинах. Впервые атлас был опубликован в 1613 году в Нюрнберге. Оттиски медных пластин были использованы для печати второго издания в 1640 году и третьего в 1750 году. Работа над последней редакцией длилась с 1713 по 1750 год. Иллюстрации именно этого альбома входят в коллекцию музея.
Это один из первых научных ботанических трудов, снабжённый описаниями растений на латыни, реалистическими и подробными иллюстрациями.


В альбоме изображены декоративные и экзотические растения в натуральную величину, представлена хроника внедрения экзотических видов растений в Германию: показаны растения со всего мира, в том числе 349 видов, которые произрастали в Германии, 209 в Южной и Юго-Восточной Европе, 63 азиатских, 9 афроамериканских и др.
Эта книга – уникальный плод совместных трудов мецената, ботаников и художников. Первое издание альбома было подготовлено немцем Базилиусом Беслером, который был ботаником, фармацевтом, гравером, издателем и коллекционером в Нюрнберге. В 1597 году епископ Конрад фон Гемминген (Konrad von Gemmingen, ок. 1561-1612) поручил ему создать ботанический сад на территории замка Виллибальдсбург (Willibaldsburg). Он описывал растения, которые украшали епископский сад, раскинувшийся вокруг замка в Айхштатте.
Под руководством Беслера команда художников и ремесленников из Нюрнберга изготовила полихромные эскизы цветов. Среди художников в производстве этих оригинальных рисунков принимал участие талантливый художник Себастьян Шедель. Некоторые из его рисунков для альбома по-прежнему можно найти в Королевском ботаническом саду в Кью. Имена других художников не известны.
Когда они закончили, оригинальные эскизы были переданы в мастерскую Вольфганга Килиана (Wolfgang Kilian, 1581-1662) в Аугсбурге. Здесь они были переведены в черно-белые рисунки для гравировки. Многие из этих рисунков сохранились и сейчас находятся в библиотеке университета Эрланген. Некоторые из них частично раскрашены или имеют письменные заметки в качестве руководства для окончательной окраски печатных изображений.

Килианом также были выгравированы первые медные пластины, но впоследствии они были уничтожены на Монетном дворе Мюнхена в 1817 году.
На заключительном этапе для роскошного издания было тщательно раскрашено вручную 367 печатных пластин. Первые экземпляры альбома были выполнены в мастерской Георга Мака (Georg Mack). Эти цветные издания являются сейчас одними из самых ценных. Первый тираж составил 300 экземпляров, которые были проданы в течение четырех лет. Альбом был напечатан на самом большом формате бумаги, имеющемся в то время – 57х46 сантиметров. Существовали две версии: черно-белый вариант с текстом, предназначавшимся как справочник для аптекарей, а также роскошная версия без текста, которая была напечатана на бумаге высокого качества и раскрашена вручную.
Во время Тридцатилетней войны (1618-1648), в 1634 году дворец попал под осаду шведских войск. Сад епископа был полностью разрушен в 1802 году. В 1998 году его воссоздали, основываясь на иллюстрации альбома “Hortus Eystettensis”.

***
Интерес к красоте и стремление запечатлеть растительность нашей планеты люди проявляли уже во втором тысячелетии до н. э. До нас дошли ботанические изображения 275 сирийских растений, высеченных на камне. Они были выполнены после победоносного возвращения Тутмоса III из Сирии, хранятся в одноимённом храме в Египте и датируются 1450 г. до н.э. Считается, что это одна из старейших коллекций ботанических изображений. Во все века цветы и растения изображались на фресках, использовались в декоративных целях при оформлении керамики, фаянса и других предметов домашнего обихода.
Необходимость описания лечебных свойств растений и классификации их для использования в медицине привела к созданию крупных гербариев с изображением растений. Старейший гербарий был составлен натуралистом античности Диоскоридесом (Pedianos Dioscorides, 40-90 гг. н. э.) и назывался «De material Medica» («О лекарственных веществах»).
Поскольку в древние времена растения выращивали не столько из-за их красоты, сколько в медицинских целях, а описанием и изображением их занимались отнюдь не художники, то долгое время схематическое изображение для практических целей было достаточным. Начиная с XV века необходимость в систематизации накопленных сведений и в создании подробных каталогов растений заставила привлекать к этой работе художников.
Родиной ботанической иллюстрации принято считать Германию и Швейцарию. Художники эпохи Возрождения внимательно изучали живые растения и изображали их реалистично. Одним из первых и самым известным был Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer, 1471-1528) в Германии. Там же в XVI веке творили Отто Брюнфельс (Otto Brunfels) (1488-1534) и Леонхарт Фукс (Leonhart Fuchs) (1501-1566). Они опубликовали два лучших и наиболее реалистичных гербария. Для книги Брюнфельса «Изображение растений» (Herbarium Vivae Eicones) 1530 г. были использованы оригинальные акварельные рисунки Ганса Вейдица (Hans Weiditz) (1500-1536), которые были переведены в гравюры и раскрашены. В 1542 г. Леонхард Фукс издал книгу (de Historia Stirpium). Она была иллюстрирована Альбрехтом Мейером (Albrecht Meyer), который впервые попробовал изобразить растение сразу во всех стадиях его развития и созревания.
В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516-1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).
Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.
Ботанические иллюстрации в XVI создавались в технике ксилографии. К началу XVII века деревянные гравюры были заменены на гравюры на металлических пластинах, росло мастерство ремесленников. Они научились очень тонко воспроизводить оттенки и тени, более точно передавать отдельные детали с оригиналов. В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях.
Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса – иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя.
В странах Европы на это время пришёлся расцвет садово-паркового искусства. Цветы стали ценить за их красоту, а не только за медицинские свойства. Средневековым аптекарским садам с лекарственными растениями и травами пришли на смену сады декоративные. В период великих географических открытий невиданные сорта цветов стали завозить в Европу из Нового Света, Африки и Азии. Появлялись новые сорта и гибриды цветов, выводимые садоводами. Богатые владельцы дворцов привлекали к обустройству садов художников, им же они заказывали оригинальные цветные изображения своих растений. Ботанические художники имели большое количество заказов на изображения новых видов растений.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus