Выставочный проект “Репортаж из далеких 1930-х. Фотоматериалы из коллекции музея”

С 21 ноября 2012 г. по 31 марта 2013 г. в Малом выставочном зале Измайлова работает выставка «Репортаж из далеких 1930-х. Фотоматериалы из коллекции музея».
На выставке музей-заповедник представляет около 50 уникальных снимков, сделанных в 1930-е годы знаменитыми московскими фотографами, а также фрагменты архивных киносъемок, которые сейчас хранятся в фондах МГОМЗ.
Экспозицию составляют воспроизведенные и подлинные фотоснимки, в том числе, ранние репортажные работы известных советских фотографов: Б.П. Кудоярова и Э.Н. Евзерихина. Здесь можно увидеть фотографии из жизни крестьян-колхозников Нагатинской волости, фотографии с изображением домов села Коломенского, сделанные И.Ф. Барщевским, фотографии, отражающие жизнь Москвы: строительство метро и новых жилых районов, процесс индустриализации и другие, киносъемки этого периода.

Музей-заповедник предлагает взглянуть на подборку фотографий времен сталинских репрессий, когда бушевали жизненные драмы, ломались судьбы, расставались родные и любимые. В это же время наши соотечественники гуляли по солнечной столице, пили фруктовые воды, ходили на парады физкультурников и в театр, дети играли в детском саду, в сельских клубах выступали кружки самодеятельности. Старшему и среднему поколению посетителей экспонаты выставки будут напоминанием о прошедшей эпохе развития страны, младшему же поколению будет интересно вновь открыть для себя страницы истории, запечатленные беспристрастным фотообъективом.

Особое место среди фотографов занимал Иван Федорович Барщевский, известный наиболее полным и точным документированием памятников искусства. Его снимки использовались и используются историками и архитекторами. Он усовершенствовал фотоаппарат с кассетой таким образом, чтобы печатать фотографии для издания непосредственно с негатива, не прибегая к увеличению, достигая наилучшей резкости и четкости изображения. Мастер фото создал уникальную фотогалерею памятников древнего русского искусства. О многих памятниках архитектуры, уничтоженных в советское время, можно судить только по его фотографиям. Обосновавшись в 1870-м году в Ярославле, он стал не только ведущим фотографом архитектуры Северной Руси, Ярославля, Ростова Великого, Вологды, но и занялся активной общественной деятельностью. Так, благодаря его фотографиям Ростовского кремля, отражающим плачевное состояние памятника архитектуры, было принято государственное постановление о реставрации памятника. Параллельно фотограф, избранный действительным членом Императорского археологического общества, участвовал в экспедициях проф. Кондакова в Палестину и на Афон. Он считался одним из крупнейших знатоков русских древностей, коллекционером и замечательным фотографом древнерусской архитектуры. Барщевский участвовал в археологических и архитектурных экспедициях по Волге, Русскому Северу, на Кавказ. После революции 1917 года он преподавал в университете и продолжал фотографическую работу в Музеях Кремля. В течение 15 лет (1882 – 1896 гг.) Иван Федорович издал на собственные средства альбомы по русскому искусству (47 томов), которые приобретались как частными лицами, так и крупными архивами и библиотеками. Этот уникальный труд не знает аналога. В 1933 г. работал хранителем в музее-заповеднике «Коломенское» и занимался реставрационными работами.

В эти же годы работал и Борис Павлович Кудояров (1898 – 1974) – один из известнейших советских фотографов. В молодости принадлежал к группе «Октябрь», испытал влияние Родченко. С 1925 года начал работать репортером в журнале «Физкультура и спорт», затем были агентства «Руссфото» и «Унионфото». Кудояров снимал стройки, колхозы, передовиков труда. В 1931 году он работал в агентстве Союзфото, затем был корреспондентом ведущих советских газет. В 1933 году – репортер газеты «Известия» и «Комсомольская правда». Фотографии Кудоярова – не просто протокол событий. Его работы имеют сложные изобразительные решения, выверенную завершенность композиции, вбирающую всю суть изображаемого события. «Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включения главных персонажей в активную среду и использования окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда. Сделанные им снимки украшали передовицы ведущих советских газет и журналов 30-х годов, однако диапазон его творчества был гораздо шире официальной политической хроники. Бесчисленное количество фотографий было посвящено спортивным парадам и массовым праздникам, строительству Москвы 1930-х годов, советским арктическим экспедициям, репортажам из разных уголков страны, одним словом, всему главному, чем жила эпоха.
Из истории: после революции фотография становится самостоятельным видом творчества. С одной стороны она обретает свои стилистические особенности, влияя на другие виды искусства, с другой – становится мощнейшим методом идеологического влияния на массы. Советская фотография с ее агитационной и пропагандистской целенаправленностью не была лишь летописью революционных перемен, но и их активным орудием. В 1918 году были созданы так называемые фотокомитеты, задача которых заключалась в фотографировании политических событий. Комитеты фактически стали первыми организациями, через которые государство управляло созданием фоторепортажей.
Послереволюционный период в СССР открыл широкие возможности перед публицистической фотографией – фотожурналистикой. На смену преимущественно статичной дореволюционной фотографии приходит динамика, движение, жизнь. Подвиги коллективного труда на заводах и стройках, на полях и фермах. Массовые агитационные мероприятия освещали идеологически подобранные фотокадры в изданиях: «Советское фото», «Огонек», «Правда». Ими также оформлялись витрины зданий.
Таким образом, любой фоторепортаж о жизни советского народа и советского правительства становился политическим – он был продуктом и инструментом идеологической работы. Событийные снимки 30-х годов всегда находили себе место на стендах советских выставок художественной фотографии. Близки к «художественному репортажу» были темы социалистической перестройки сельского хозяйства, снимки строящихся заводов, фабрик, гидроэлектростанций. В этих фотоматериалах нашла свое отражение эпоха оптимизма, возникшая на волне послереволюционного энтузиазма и искренней веры людей в идеалы светлого будущего.

Фоторепортаж с открытия выставки

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus