Выставочный проект “Царские врата из коллекции музея-заповедника”

В церкви Святого Георгия на Вознесенской площади в Коломенском открылся выставочный проект «Царские врата из коллекции музея-заповедника».

Выставка знакомит с особенностями такого элемента иконостаса, как Царские врата на примере предметов из фондов музея-заповедника. Здесь также представлены книги XIX века с описанием Царских врат, и впервые экспонируется чертеж 1891 года иконостаса церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове.

Царские врата – обязательная принадлежность православного храма. Двустворчатые, особо украшенные двери располагаются в центре иконостаса и соединяют основное пространство храма с алтарем. По толкованию святых отцов, алтарь символизирует рай, утраченный человечеством из-за грехопадения прародителей Адама и Евы и вновь обретенный, благодаря искупительной жертве Иисуса Христа. Поэтому на Руси врата назывались Райскими и Святыми. В христианской традиции алтарь также является образом грядущего Царствия Небесного. Так, во время литургии из алтаря в основное пространство храма для причащения верующих в Жизнь Вечную выносятся Святые Дары, согласно святоотеческим толкованиям, через них проходит сам Христос – Царь Славы и Господь господствующих, поэтому врата именуются Царскими.

В древности алтарь от пространства храма отделяла каменная алтарная преграда с завесой по центру. Завеса именовалась катапетасма, она крепилась к столбикам на внутренней стороне алтарной преграды. Форма алтарной преграды постепенно менялась. В X – XI веках в оформлении византийской алтарной преграды начали использовать иконы.
На Руси к середине XV столетия сформировался высокий иконостас, состоящий из нескольких рядов икон и трех врат. Царские врата соединяли алтарь с основным помещением храма, северные – вели в жертвенник, где приготовлялись Святые Дары, южный – вели в дьяконник, где хранились богослужебные одежды и священные сосуды.

В византийском и древнерусском искусстве известно несколько вариантов иконографии Царских врат. Чаще всего в верхней части врат изображалось Благовещение – сюжет, посвященный получению Девой Марией «Благой Вести» о Воплощении Христа, событии, открывшем путь к спасению человечества и воссоединению мира с Богом. Источником иконографии сюжета явилось Евангелие от Луки, повествующее о том, как архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил ей о будущем рождении у нее Сына Божьего. Прославление Богоматери как «одушевленного Храма», где обитает Господь, – одна из тем праздничного богослужения на Благовещение.

Одним из вариантов иконографии нижней части створ Царских врат было изображение творцов Божественной Литургии – отцов церкви Василия Великого и Иоанна Златоуста. Появление святителей на створах врат восходит к размещавшейся в алтарных апсидах сцене «Служба святых отцов», которая известна в византийском искусстве с XI –XII веков. Встречались врата с изображением «Благовещения», «Евхаристии» (причащение апостолов), Василия Великого и Иоанна Златоуста одновременно.
Чаще всего сюжет «Благовещение» совмещался с изображением четырех евангелистов, пишущих тексты Евангелий – главного учения Новозаветной церкви. Композиция в навершии врат и на створах объединялась темой благовестия миру. Этот вариант иконографии получил широкое распространение в древнерусском искусстве с XIV века. Иконография евангелистов следует традиции миниатюр иллюстрированных Евангелий.

Как правило, над евангелистами изображались их символы: лев – над Иоанном, телец – над Лукой, ангел – над Матфеем и орел – над Марком. Традиция соотнесения образов четырех апокалиптических существ с четырьмя евангелистами восходит к святоотеческим толкованиям, известным с раннехристианского времени. Одним из самых распространенных было толкование блаженного Иеронима Стридонского (IV в.), основанное на особенностях текстов четырех Евангелий. Так, по его мнению, символ евангелиста Матфея – ангел – напоминает о генеалогии рода Христа «по человечеству»; лев соотносится с проповедью Иоанна Крестителя в пустыне, открывающей Евангелие от Марка; телец – с описанием в начале Евангелия от Луки благовестия первосвященнику Захарии, которое произошло у жертвенника Иерусалимского храма; орел – с возвышенным зачином Евангелия от Иоанна. Царские врата бывают открыты только в особо торжественные моменты богослужения и во время Светлой Пасхальной Седмицы. Открытые Царские врата служат знаком пришествия Царя Славы в мир.
Центрами резного и позолотного мастерства в разное время были: Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры; Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский, Михаило-Архангельский и Свято-Озерский Валдайский монастыри. С XVII века в этот ряд вошла Оружейная палата Московского Кремля.

Царские врата – обычно самая украшенная часть иконостаса. Все части Царских врат в большинстве случаев были покрыты резьбой. Их декорировали полихромной покраской, позолотой или серебрением, оловянным литьем, серебряной басмой, вставкам самоцветов и другого узорочья. Резьба по дереву выполнялась сообразно канонам, выработанным веками. Навыки мастерства передавались от отца к сыну, от мастера к ученику, однако их имена, как правило, были неизвестны.
До ХVI века в основе резного декора использовался невысокий рельеф с лаконичным орнаментом в виде ремневидных и переплетающихся полос (плетенки). Постепенно мастера-резчики стали обращаться к использованию ажурной прорезной, в основном позолоченной резьбе.

В XVI веке традиционные методы резьбы по дереву развиваются в сторону усложнения декоративно-орнаментальных мотивов. Обычная плетенка дополняется ответвлениями, превращаясь в фантастический растительный орнамент, в основе которого лежит изгибающийся стебель. При этом соблюдались законы зеркальной симметрии с ритмично повторяющимися элементами. Такой орнамент получил название «травы разметные». Основу его композиционного решения составляли широко раскинутые симметричные завитки. Орнамент выполняли на отдельных дощечках толщиной не более 2 см, которые плотно подгонялись друг к другу, чтобы рисунок смотрелся как единое целое, под резьбу подкладывали цветную бумагу, слюду или фольгу, резьбу покрывали чаще позолотой, иногда в сочетании с серебром.

В московском искусстве последней четверти XVII века в период господства барокко особое место занимает объемная церковная резьба, получившая наименование «флемской», она была завезена белорусскими мастерами. Основным мотивом «белорусской рези» служил растительный орнамент, состоявший из пышных гирлянд, плодов, цветов и листьев.
Деревянную резьбу покрывали позолотой, в выполнении которой русские мастера достигли необычайного искусства, делая поверхность либо матовой, либо блестящей, нередко использовали как дополнение цветные лаки. При этом позолота имела разнообразные оттенки красноватых, зеленоватых и желтоватых тонов.

К концу XVII и широко в XVIII веках в иконостасах появилась объемная скульптура. Так, на Царских вратах традиционно изображения евангелистов и их небесных символов стали представлять в высоком рельефе, при этом изображения расписывали в новой технике росписи маслом. В XVIII веке в церковной резьбе все больше проявляются черты светского западноевропейского искусства. На Царских вратах стали помещать сюжет «Тайная вечеря», в котором отражена последняя трапеза Иисуса Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников. События Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии.

Несмотря на смену художественных приемов, русские мастера-резчики продолжали вкладывать в свое искусство духовно-символический смысл, что придавало их резьбе особое значение.
Так как территориально выставка проходит в непосредственной близости к храмам – церкви Вознесения Господня и церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове, особое значение имеют такие экспонаты, как чертеж иконостаса церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове 1891 года и фотографии утраченных в советское время иконостасов второй половины XIX века названных соборов.

Выставка работает до 16 февраля 2014 года.
Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614-88-80,
e-mail: pressamgomz@yandex.ru

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus