Крыльцо Хором царя в Коломенском дворце соcтояло из 2-х всходов (лестниц) и 3-х крытых шатрами площадок (рундуков), связанных лестницей. Нижний рундук перекрывали две накрест лежащие «бочки» с шатрами в центре завершенными прапорами. Покрытие поддерживали четыре резных столба:
«Двор великаго государя, ограда каменная; с передних ворот на дворе великаго государя передние хоромы деревянные: передней рундук, над рундуком на четырех столбах резных шатер; столбы подперты четырьмя связями железными. Над всходом к верхнему рундуку крыто бочками; с исподи подбито белым железом и росписано красками».
В приведенных выше источниках и в описаниях других царских дворцов (например, Теремного дворца в Московском Кремле) упоминается роспись красками («травное» и сюжетное письмо).
При царе Алексее Михайловиче стенное письмо в Коломенском дворце поновлялось и несколько раз переписывалось вновь. Возобновление этого письма проводилось большей частью под надзором кормовых иконописцев, состоявших на службе в Оружейной палате.
В Коломенском дворце на сводах всходов и рундуков Парадного крыльца Хором царя выполнена сюжетно-орнаментальная роспись по металлу в технике масляной живописи по историческим аналогам «травных» и сюжетных росписей XVII столетия, сохранившихся в храмах и соборах Москвы, Ростова Великого, Ярославля и Костромы. В качестве аналогов для реконструкции росписи использованы также росписи сундуков и изображения на изразцах XVII века из собраний музеев Москвы, Ярославля и Великого Устюга.
В росписи медальонов нижнего и верхнего рундуков Парадного крыльца Хором царя встречаются традиционные для XVII столетия сюжеты:
Лев и Единорог у древа жизни:
Эмблематическая композиция «лев и единорог» была широко распространена на памятниках изобразительного и прикладного искусства России XVI — XVII веков.
Чаще всего единорог и лев располагаются по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Символ Единорога имеет и значительный христианский смысл как образ сына божьего, т.е. Христа, а лев и бык (телец) — атрибуты евангелистов.
Изображения Льва и единорога часто встречаются на царской утвари, знаменах, тронах, архитектурных постройках. Эти фигуры есть на царской печати Ивана IV и на фирменном знаке Московского печатного двора — гербе XVI века, который ставился на переплетах книг.
Легендарный богатырь Полкан:
В древнерусской литературе немало персонажей, нашедших отражение в русском изобразительном искусстве XVII века. С давних времен Русь поддерживала связи со своими соседями, но именно с юго-запада больше всего проникала сюда переводная литература. Иноземные повести, легенды, мифы, романы по-своему переосмысливались, и только те герои, которые были близки русскому читателю, становились популярными у русского народа.
Полуконь-получеловек по имени Китоврас, или Кентавр, попал к нам впервые вместе с библейским сказанием о мудром царе Соломоне. В этом сказании Кентавр — родной брат Соломона, помогающий ему во всех делах. В русских народных сказках Кентавр был наделен и всеми достоинствами русского богатыря: силой, мужеством, быстротой — каждый скок его равнялся семи верстам; имя его Китоврас, непривычное для русского уха, сменилось на знакомое — Полкан.
Всадник с саблей на коне:
Известно, что уже в XIV–XV вв. всадник олицетворял верховного владыку. Еще при Василии I Дмитриевиче на великокняжеских монетах встречаются как поясные изображения человека, так и всадника с соколом, всадника с копьем и всадника с мечом. В конце XV – начале XVI веков, при великих князьях …