Сени перед Столовой палатой


Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.

Шпалера (или гобелен франц. gobelin ) один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой.

XVII век открывает период блестящего развития прикладного искусства Франции. Во второй половине XVII века абсолютизм достигает наибольшего развития. Власть короля делается неограниченной, а королевский двор становится политическим и культурным центром Франции. Крупнейшие архитекторы, живописцы, скульпторы работают по заказам короля, создается величавое и торжественное официальное искусство «большого стиля».

Стремление придать особый блеск королевскому двору, подчеркнув этим могущество и престиж королевской власти, повысило спрос на произведения прикладного искусства. При Людовике XIV вводится система покровительства и субсидирования государством отдельных отраслей промышленности и основывается ряд государственных мануфактур, производивших предметы роскоши.

Так, в 1664 году в Париже создается самое значительное из учреждений такого типа – Мануфактура королевской меблировки, обычно известная под названием мануфактура Гобеленов.

Шпалеры с изображениями подвигов прославленных правителей прошлого служили в конце Средневековья и в начале Нового времени зримым выражением претензий европейских монархов на верховную власть. Шпалеры развешивали во время торжественных встреч между королями, при заключении династических браков, праздновании побед. Среди посольских даров они также занимали важное место.

В XVII в. этот обычай достиг России: в 1668 г. глава русской дипломатической миссии во Франции стольник П.И.Потемкин был приглашен на Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели. После ее посещения русскому послу были вручены 14 шпалер в качестве посольских даров от французского короля Людовика XIV царю Алексею Михайловичу.  Согласно описи Коломенского дворца 1742 г., в хоромах царя Алексея Михайловича также имелись изображения сцен из истории Александра Македонского.

Эскизом для шпалеры, экспонирующейся в Сенях перед Столовой палатой, послужило живописное полотно “Въезд Александра Македонского в Вавилон” (1665 г.) кисти Шарля Лебрена.

Шарль Лебрен (1619—1690) – французский художник и декоратор, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV. Родился в Париже 24 февраля 1619 года. Учился в Париже с 1632 по 1637 год у Франсуа Перье и Cимона Вуэ. После обучения у Симона Вуэ Лебрен, будучи еще очень юным, стал придворным живописцем.

Его собственный художественный стиль сформировался во время работы в мастерской Никола Пуссена в Италии в 1642–1646. В 1648 Лебрен стал одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, а в 1663 – первым директором Королевской мануфактуры гобеленов и мебели; руководил работами по украшению Версаля.

Стиль Лебрена был взят за образец многими художниками этого времени; наиболее известные из его многочисленных работ – цикл картин История Александра Македонского (1662–1668, Лувр), а также росписи сводов в Версале.

На шпалере изображен один из эпизодов  военных походов Александра Великого – торжественное вступление в Вавилон после победы над персидским царем Дарием III. Стоя на колеснице, запряженной слоном, Александр триумфально въезжает в покоренный город.

В Средневековье Александр Македонский был исключительно популярным персонажем и считался образцовым, идеальным правителем. История походов Александра («Александрия»), входила в круг обязательного чтения монархов Европы, Византии и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Паникадила деревянные

 

Сени перед Столовой палатою были частью парадных передних покоев. Основное их назначение было связано с обслуживанием царских пиров, которые устраивались по случаю семейных или церковных праздников, в честь приема иностранных послов или назначения на воеводство царских приближенных. Парадное убранство Сеней подчеркнуто тремя деревянными резными позолоченными паникадилами, выполненными по историческим аналогам – деревянным резным позолоченным паникадилам  XVII века из польского замка Ксёнж.

 

Большое количество паникадил, бытовавших в России в XVII столетии, было произведено в Западной Европе и привозилось в Россию нидерландскими купцами. Паникадила настолько прижились в России, что стали, если не обязательными, то, по крайней мере, характерными чертами интерьера.

Согласно Описи хором князя В.В. Голицына, наиболее полном описании внутреннего убранства русского аристократического дома второй половины XVII века, паникадила  висели почти во всех палатах. В описи упоминаются два деревянных позолоченных паникадила: одно – «в подволоке оре одноглавый резной позолочен, из ног его на железе лосевая голова дерев. С рогами вызолочена», и второе – «рука деревянная, а в ней голова буйловая деревян. резная золочена сусальным золотом. У ней 6 подсвешников медных золочены сусальным же золотом».

Изображение залов, освещенных несколькими потолочными светильниками, встречается на западноевропейских гравюрах. Роскошные резные деревянные люстры висели в 1568 г. в Лувре. В 1680 г. в зале дворца  архиепископа в городе Бордо имелись девять деревянных люстр.

Деревянные паникадила  в парадных Сенях перед Столовой палатой    украшены резьбой с золочением, как паникадило, описанное в описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1601 год: «паникадило деревянное золочено сусальным золотом и серебром…».

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus