Столовая палата


Документы, относящиеся к Коломенскому дворцу, не сохранили описание росписи потолка «Беги небесные», однако известно, что изображение движения небесных светил часто встречалось в росписях царских палат, например в  Столовой Палате, в Кремле. «Звездотечное небесное движение» пользовалось в то время особенным уважением и несколько раз служило образцом при украшении других комнат (преимущественно столовых на постельной половине дворца).

Так, в 1683 году, оно было написано в столовой нижней комнате царевны Софьи Алексеевны, на деревянной подволоке, по грунтованному холсту, живописцами Салтановым и Безминым, а в 1688 году в деревянной передней царевны Татьяны Михайловны и в верхней каменной комнате царевны Марьи Алексеевны. Кроме того, столовые избы загородных царских хором, в Коломенском и в Алексеевском, и столовая в новых хоромах царевича Ивана Алексеевича, в 1681 году, также были украшены этими изображениями небесных бегов.

Точное описание этого изображения дано в сочинении Адольфа Лизека  о посольстве римского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу (13 октября 1675 года):

«Стены Аудиенц-Залы были обиты дорогими тканями, а на потолке изображены небесныя светила ночи, блуждающие кометы и неподвижныя звезды, с астрономическою точностию. Каждое тело имело свою сферу, с надлежащим ускорением от эклиптики; разстояние двенадцати знаков небесных так точно размерено, что даже пути планет были означены золотыми тропиками и такими же колюрами равноденствия и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету».

Интерес к подобных изображениям был связан с расширением связей с Европой и Востоком, что поддержало в середине XVII в. особый интерес к географии.

Судя по приведенным в источниках описаниям данные росписи наиболее точно совпадают с описанием системы мира Коперника, изображение которой наиболее красочно приводится в Атласе Андреаса Целлариуса «Harmonia Macrocosmica», изданного в Амстердаме в 1660-1661 гг. Также историческими аналогами для реконструкции сюжетной росписи «бегов небесных» послужили изображения знаков зодиака и планет на старинных западноевропейских географических картах второй половины XVI – начала XVII вв. имевших хождение и в России (подобные атласы упоминаются и в Описи библиотеки  царя Федора Алексеевича, по приказу которого и была построена новая Столовая палата в Коломенском):

Аналоги изображений знаков Зодиака и планет из атласа “Harmonia Macrocosmica” Андреаса Целлариуса. Амстердам, 1660 – 1661г.:

  •     Гелиоцентрическая планисфера Коперника
  •     Планисфера Птолемея
  •     Карта северного звездного полушария

В источниках также встречаются упоминания, что над хоромами царя располагались крупные щиты с объяснениями на греческом языке, на которых были изображены аллегории частей света.

17 февраля 1671 г. в Коломенском дворце государь принимал польских послов, которые с удивлением осматривали дворец и оставили его описание: «Щиты над хоромами его царского величества круглые, на которых Европа, Африка, Асия написаны».

К сожалению, точного описания аллегорий частей света не сохранилось. Не  предполагалось также воссоздание вышеуказанных росписей на историческом месте. Поэтому было принято решение воссоздать аллегории Азии, Африки, Европы и Америки в виде живописных плафонов в четырех углах потолка (вокруг центрального изображения – Бегов небесных) в Столовой палате, где царь, как известно, принимал послов иностранных государств.

В качестве исторических аналогов росписи в медальонах использованы изображения аллегорий частей света с Карты мира,  изданной в Западной Европе в 1594 г.

В XVI и XVII столетиях стены деревянных хором по холстам и полотнам расписывали как “бытийными” сюжетами (библейскими историями), так и одними только “травными ” узорами. Травные росписи, то есть растительные орнаменты, были в XVII в. одним из востребованных способов декорации интерьеров.

Однако сейчас о травных росписях можно судить только на основании соответствующих элементов росписей храмов или книжной графики. Собранные образцы орнаментов позволили отобрать наиболее приемлемые типы растительного декора.

В Столовой палате Хором царя была выполнена орнаментальную роспись стен по историческим аналогам – травного орнамента с иконы “Сретение”, 1676 г. (из церкви Спаса Нерукотворного Большого Кремлевского дворца. Москва, Оружейная палата. ГМЗМК..).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. – 7. Трон (с подставкой для ног)

 

Исторический аналог –

Трон царя Алексея Михайловича. Персия, XVII в.

ФГУК Государственный историко-культурный музей- заповедник

«Московский Кремль». Оружейная палата.

 

Трон выполнен мастерами «Строительно-реставрационной фирмы Бакаут»:

 

Даниловой Л.М. – реставратором предметов декоративно-прикладного искусства Кирилиным С.И. и Репиным Д.А. – столярами-краснодеревщиками.

 

Данный предмет является неотъемлемой частью историко-художественной реконструкции интерьера Столовой палаты Хором Государя царя и выполнен на высоком профессиональном уровне.

При изготовлении деревянного трона применены уникальные технологии подлинника – трона царя Алексея Михайловича, выполненного в армяно-персидском стиле мастерами г. Исфахан: резьба, басменное тиснение по металлу, золочение, серебрение, инкрустация кабошонами*, обтяжка бархатом.

По источникам и немногочисленным исследованиям можно с определенной степенью достоверности представить меблировку Столовой палаты Коломенского дворца, т.к. она осуществлялась по тому же принципу, что и меблировка Грановитой, Малой Золотой и Столовой палат царского дворца в Кремле. Так, например, в Грановитой палате, где большей частью давались почетные столы, в переднем углу стояло царское место, или трон, на котором и сидел государь за обедом. Обиваемые атласом, бархатом и золотыми тканями, кресла-троны украшались искусной резьбой, которая расписывалась красками, серебрилась и золотилась. К трону обычно вели три ступени. **

        В «Описи хоромных нарядов конца 17 столетия» и «Описи дворов XVI и XVII столетия» сохранились многочисленные описания царских мест:

 

«…Место Великого Государя с лица с дву сторонъ и корона обито бархатом золотным, …под сиденье в месте зголовейцо с одну сторону бархат красный простой, под зголовейцом доска обита отласом золотным, от той доски спущено к колодке бархату золотного красного на три четверти вершка, колодка обита бархатом красным золотным, …»

            Золотой трон в Столовой Палате «был осыпан драгоценными камнями…место с сторон и внутри обито бархатом золотным, …в месте доска обита золотом травным, на ней изголовейцо бархат золотной, подложена бархатом червчатым, колодочка обита бархатом зеленым…»

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus