О Лефортове

Дворцово-парковый ансамбль «Лефортово», включающий территорию бывшего Головинского сада, – часть Московского государственного объединенного музея-заповедника. Это исторический и природный памятник, одно из немногих мест в Москве, в значительной степени сохранивших свою первоначальную планировку.

Скачать план-схему

Начало зарождения и появления уникального архитектурного ансамбля связано с именем Петра I, который на протяжении всей своей жизни, с ранней юности, очень любил бывать на берегах Яузы, в Немецкой слободе, густо заселенной иностранцами.

Здесь у него были многочисленные друзья среди иностранцев: шотландец, генерал П.Гордон; датчанин, заводчик А. Бутенант и его сын; англичанин, переводчик Посольского приказа А. Крефт; голландский коммерсант Ф. Тиммерман; московский уроженец из старинного шотландского дворянского рода Я. Брюс. В слободе, в собственном доме жил друг Петра I – «лучший из иностранцев» Франц Лефорт. В этом доме, построенном в начале 1690-х гг., на правом берегу Яузы, Петр I проводил почти все свободное время, устраивая балы и дипломатические приемы. Со временем этот дом, для больших приемов, уже не мог принять огромное количество царских гостей, поэтому и возникла необходимость построить новое здание в Немецкой слободе.

В 1696 г. Петр задумывает построить обширный дом на Яузе, который официально предназначался другу и сподвижнику царя генерал-адмиралу Францу Яковлевичу Лефорту – уроженцу Женевы, в 1678 г. капитаном поступившему на русскую службу в Иноземный приказ. Дворец был возведен в 1697 – 1699 гг. «каменных дел мастером» Дмитрием Аксамитовым по проекту, утвержденному самим Петром. Строительство началось в 1697 году, вскоре после отъезда 9 марта 1697 г. Великого посольства во главе с Петром I за границу. К лету 1698 г. были закончены почти все каменные работы. Стрелецкий бунт ускорил возвращение посольства на Родину, а вместе с ним в Москву 25 августа 1698 г. вернулись Ф. Лефорт, А. Меньшиков и другие, в связи с чем строительство дворца продолжилось и в зимнее время. 12 февраля 1699 г. во дворце было торжественно отпраздновано новоселье, а уже 2 марта, так и не успев пожить в своем новом жилище, в возрасте 43 лет умирает Франц Лефорт.

После его смерти часть имущества из дворца была взята для царевича Алексея Петровича и А.Д.Меншикова, незначительная часть досталась вдове Лефорта – Елизавете Францевне. Все остальное, в том числе и сам дворец, было передано в ведение Посольского приказа. После пожара 1706 г., случившегося во дворце А.Д.Меншикова в Семеновской слободе, Петр I подарил своему другу дворец Лефорта и 2000 рублей на его перестройку. Князь А.Д. Меншиков владел дворцом с 1706 по 1727 год, вплоть до своей опалы. В 1707-1708 гг., по проекту архитектора Дж. Фонтана, дворец был значительно перестроен.

lefortlefort_dvorets nemetskaja_slobodaannengof

В 1835 г. Лефортовский дворец передали в военное ведомство. Ныне в здании Лефортовского дворца (2-я Бауманская ул., д.3) находится Российский государственный военно-исторический архив.
К 1707 г. в Солдатской слободе, на левом берегу Яузы, появились первые деревянные постройки «Военной гошпитали». При этом госпиталь был не только медицинским, но и учебным заведением – при нем открылась первая в России хирургическая школа, анатомический театр и музей, а также ботанический сад для разведения лекарственных растений. Любопытно, что Лефортовский госпиталь способствовал и появлению новых обычаев – показу театральных представлений. Зимой 1721-1722 гг., на Святках, здешние студенты-медики давали представления. Спектакль 29 декабря проходил в присутствии Петра I. Рядом с госпиталем в 1711 г. для солдат был построен деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Сбор средств на постройку новой церкви для солдат начался еще при жизни Франца Лефорта. Церковь была заложена в 1698 г. на месте стоявшей здесь церкви св. Николая Чудотворца 1613 г. постройки.

На рубеже XVIII в. Лефортово становится одним из аристократических районов Москвы. Его застройка началась с 1701 г., когда один из сподвижников царя боярин Федор Алексеевич Головин купил у вдовы – жителя Немецкой слободы двор на левом берегу Яузы напротив дворца Ф. Лефорта. Вскоре здесь была выстроена великолепная усадьба.
Усадьба Федора Алексеевича Головина была отстроена в европейском стиле. Головинский дворец был рассчитан на прием лиц из ближайшего окружения царя. Его строительством в 1700-1702 г. руководил мастер Дмитрий Иванов. Для устройства многолюдных приемов рядом было сооружено отдельное здание с большим парадным залом. Именно Головинская усадьба положила начало формированию дворцово-парковому ансамбля в левобережье Яузы. Петр I любил это место и во время пребывания в Москве часто останавливался в доме Головина, где проводились праздники, ассамблеи и дипломатические приемы. Известно, что здесь Петр I встречал посольство Людовика XV.
Головинский садГрот РастреллиПлотина ВенерыЕкатерининский дворец
В 1722 г. при подготовке коронации своей супруги, будущей императрицы Екатерины I, император решил построить в Москве новую правительственную резиденцию подальше от Кремля и для этого выкупает дворец Головина после смерти его владельца. Николасу Бидлоо, придворному медику, он поручает переустройство усадьбы и создание паркового ансамбля европейского типа с водными затеями, напоминавшими Петру Голландию. Планировка нынешнего Головинского сада во многом сохранила изначальный замысел Н. Бидлоо. Композиция приобрела особую целостность, включив в себя и дворец, и прилегающие к нему открытые пространства и более отдаленные лесопарковые территории. Дворец становится ярко выраженным центром ансамбля, в котором ведущую роль играют архитектурные элементы. Во всем господствовал строгий порядок, симметрия, уравновешенность и последовательность.

Еще одним отличительным признаком дворцово-паркового ансамбля становится активное отношение к природе. Естественный ландшафт парка преобразуется, его создатели меняют течение рек и ручьев, выравнивают и очищают территорию. Вода в ее искусственных формах – фонтаны, каскады, пруды-зеркала, декоративные бассейны всевозможных форм – начинают играть самую видную роль. Весь регулярный сад был превращен в прямое продолжение самого дворца, многие элементы сада получают наименования внутренних помещений, предметов художественного убранства интерьеров, например: «кабинеты», «вышивки».

Вход в Лефортовский паркВоенный госпиталь Вдовий дом
Расцвет императорской резиденции в Лефортове приходится на время царствования императрицы Анны Иоанновны. Именно Головинский дворец она выбрала в качестве места празднования своего восшествия на престол, и с этого момента Лефортово приобретает статус главной императорской резиденции.
В начале 1730-х гг. императрица Анна Иоанновна дает указание молодому архитектору Б.Ф. Растрелли взамен обветшавшего Головинского дома построить новый Летний дворец в стиле барокко, получивший название Анненгоф. Архитектору удалось преодолеть интимный, несколько игрушечный характер Головинского сада и причудливую вольность его планировки. За парком была устроена пиротехническая лаборатория, которую в народе называли «полевой двор», где готовились фейерверки к дворцовым праздникам. С переносом в 1736 г. Зимнего дворца из Кремля в Лефортово Анненгоф становится постоянной императорской резиденцией. Для ухода за садом и территорией, прилегающей к дворцам, требовались колоссальные средства и силы. В 30-60-е гг. XVIII в. Лефортово обретает свой истинный блеск и величие. К сожалению, ни Летний, ни Зимний Анненгофские дворцы не сохранились до наших дней.

В 1741 г. на российский престол вступает дочь Петра I Елизавета. Императорской резиденции в Лефортове возвращается прежнее название и дворец из Анненгофского вновь становится Головинским. К коронационным торжествам архитектор А.П. Евлашев, по проекту И.К. Коробова и при участии Б.Ф. Растрелли, строит новый Зимний деревянный дворец. В Головинском саду был построен деревянный «Оперный дом» на каменном фундаменте, располагавший четырьмя ярусами лож. Просуществовал театр на Яузе до конца XVIII в. При Елизавете Петровне сад был открыт для прогулок горожан. В феврале 1744 г. Екатерина II была представлена Елизавете именно в Головинском дворце.
Большие изменения в ансамбле императорской резиденции происходят в правление Екатерины II (1762—1796). В 1771 г. во время эпидемии чумы в Лефортово открылось Введенское (Немецкое, Иноверческое) кладбище, названное в честь лефортовских Введенских холмов. На кладбище первоначально хоронили католиков и лютеран, но впоследствии его стали использовать не только для захоронения иноверцев. На кладбище похоронено много знаменитых людей, в том числе, «святой доктор» Ф.И. Гааз, братья-художники Васнецовы (А. М. Васнецов и В. М. Васнецов), писатель М.М. Пришвин, балерина О.В. Лепешинская и другие.

В 1773 г. на месте бывшего Летнего Анненгофа, по проекту архитектора Ринальди, началось возведение Екатерининского дворца (1-й Краснокурсантский проезд, д.3). Руководить строительством дворца императрица поручила архитектору князю П.П. Макулову. Чертежи для постройки новой царской резиденции составляли архитекторы В.С.Яковлев и С.А.Волков.
Начало строительства дворца было весьма драматичным. Спустя три года, к 1776 г. выяснилось, что здание возводилось из негодного кирпича, и стены уже к тому времени начали разрушаться. П.П. Макулов от руководства строительством был отстранен. По настоянию главного каменного мастера Дж. Руска во дворец была направлена комиссия архитекторов, в которую входили К. Бланк, В.Баженов, И.Яковлев, М.Казаков, С.Волков и С.Карлин. Авторитетная комиссия решила разобрать выстроенные стены и начать строительство заново, а глину для изготовления кирпича решено было брать из подмосковных сел Измайлова и Покровского, где и устроили государственные кирпичные заводы.

С 1778 г. строительством заведовал И.И. Измайлов, главным архитектором был назначен К.И.Бланк. В работах принимали участие А. Ринальди и М.Казаков. Внутренней отделкой дворца занимались Ф.Кампорези и скульптор Ф.Гагенборгер, именно они украшали дворец великолепной лепниной и скульптурой. В конце XVIII в. Дж.Кваренги завершил композицию, создав на фасаде дворца широкую лоджию с протяженной колоннадой из 16 коринфских колонн. Стволы их сложены из великолепно обтесанных каменных барабанов, что подчеркивает мощь опор и монументальное величие подлинно дворцового фасада (длина его достигает 200 м). Колонны завершаются капителями с характерными для колонн коринфского ордера украшениями в виде листьев аканта. Внизу между базами колонн находится чугунная решетка, ограждающая край ниши и шесть столбиков решетки. Екатерининский дворец строился в течение 25 лет и обошелся казне в 3 600 000 рублей. Его сооружение было завершено в 1796 г. Екатерининский дворец является идеальной моделью здания русского классицизма XVIII в.

Павел I превратил Екатерининский дворец в казармы и распорядился поселить там солдат полицейского полка И.П.Архарова. Император придал всему облику Лефортова военно-парадный стиль. Во Головинском саду он велел остричь деревья в виде петухов, павлинов и геометрических фигур «без малейшего упрощения». В 1824 г. Екатерининский дворец был передан I и II Московским кадетским корпусам, а III-й – расположился в казармах на углу Красноказарменной улицы и Златорожского вала; со стороны Яузы здесь находились Алексеевское военное училище и военно-сиротское отделение, так же здесь было образовано военное музыкальное училище. В 1830-х г. для III Кадетского корпуса было сооружено замкнутое здание-каре с обширным внутренним двором. В 1842 г. в Екатерининском дворце были проведены большие работы по переустройству интерьеров, обновлению фасадов и сооружению нового северного крыла. Служебные корпуса дворца также были переданы под казармы. Покрашенные в красный цвет они получили название Красных казарм.

В период правления императора Павла I было возведено великолепное каменное здание Военного госпиталя – архитектор И.В. Еготов – сохранившееся до наших дней. В 1797 г. Павел I приказал также обеспечить свободное течение Яузы, берега ее возвысить, чтобы вода не разливалась и не застаивалась, и запретил слив нечистот в реку.
В 1797 г. императорская резиденция расположилась в Слободском дворце, который Павел построил на правом берегу Яузы. Император приобрел здесь дворец графа А.А. Безбородко с плацем перед ним. После чего приказал архитектору М.Ф.Казакову объединить его с Желтым дворцом Анны Иоанновны и Марлинским дворцом Елизаветы Петровны в единый комплекс. Так возник Слободской дворец. В 1826 г. восстановленный и перестроенный после пожара 1812 г. Слободской дворец был передан Министерству просвещения. В нем было основано Ремесленное училище, которое в 1868 г. преобразуется в Императорское техническое училище, ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана.
В 1781 г. начинается строительство Лефортовского моста, который вместо старого деревянного солдатского моста, должен был соединить дворцы, расположенные по обоим берегам Яузы. Завершилось строительство каменного моста в 1799 г.

Беседка классического образца в Лефортовском парке была построена в 1805 г. по проекту архитектора М.Казакова в память о месте «отдохновения» Петра I. Восемь колонн беседки держат купол, а внутри находится гранитная стела с выбитым изречением императора: «Труды моего Миниха сделали меня здоровым. Я надеюсь некогда ехать вместе с ним водою из Петербурга в Москву и выйти на берег в Головинском саду». Беседка была разрушена во время знаменитого московского урагана в 1904 г. и в том же году восстановлена на средства великого князя К.К. Романова и его сыновей.

Другой интересный памятник Головинского сада – грот, запланированный Н.Л. Бидлоо еще в нач. 1720-х гг. Вместо изначально задуманной статуи Геркулеса в нем был установлен каменный Самсон с золочеными сфинксами – олицетворение побед Петра Великого. Позднее архитектор Ф.Б. Растрелли, обновляя малые архитектурные формы Головинского сада, переделал в барочном стиле подпорные стенки грота, добавив новые фонтаны с каменными чашами и чугунными тумбами.
Параллельно с гротом под руководством Н. Бидлоо была воздвигнута плотина Венеры, отделявшую Головинский пруд от Восьмигранного острова. Центральная часть подпорной стенки плотины была решена в виде ризалита с полукруглой нишей, которую украшала статуя Венеры с купидонами. В 1730-х г. плотина Венеры также была перестроена Ф.Б.Растрелли. Сейчас от грота сохранилась лишь подпорная стенка.

В XIX веке Головинский сад разросся и одичал. Военный госпиталь также расширился; в 1830 г. на его территории были построены новые каменные корпуса. Рядом с госпиталем, на рубеже XIX-XX вв. возвели «Вдовьи дома», где бесплатно жили вдовы воинов погибших в русско-японской войне или умерших от ран.

На протяжении XIX – XX вв. жизнь Лефортова все теснее увязывалась с военным делом, наукой, торговлей и промышленностью.
Сегодня московский район Лефортово располагается между рекой Яузой и линией Казанской железной дороги на территории 885 га земли. Здесь находятся заводы «Серп и молот», «Москабель», «Кристалл», «Радиоприбор», объединение «Альтаир», ЦИАМ – крупнейший центр отечественного авиамоторостроения и другие крупные промышленные предприятия.
На сегодняшний день Московским государственным объединенным музеем-заповедником проводится большая работа по благоустройству территории дворцово-паркового ансамбля «Лефортово» и организации просветительской работы, направленной на изучение фактов и событий, связанных с историей этого уникального района имперской Москвы.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter