Выставки

Выставка «У камелька. Вечер в усадьбе». Из цикла «Культура и традиции подмосковных усадеб» открылась в Люблине

Во дворце Н.А. Дурасова в музее-усадьбе “Люблино” работает выставка «У камелька. Вечер в усадьбе» (12 июля 2017 года – 10 июня 2018 года). Это шестая выставка в рамках многолетнего ретроспективного выставочного проекта, посвященного различным аспектам и особенностям культуры подмосковной усадьбы эпохи ее «золотого века» – последней четверти XVIII–первой половины XIX столетий. Как и в предыдущих выставках, в данном проекте задействованы московские и подмосковные музеи-усадьбы Кусково, Останкино, Коломенское, Архангельское, а также Государственный музей А.С. Пушкина, ООО «Галерея «Три Века» и собрание московского коллекционера А.Л. Кусакина.

Более 300 предметов, представленных на выставке, впервые позволяют внимательно изучить такую специфическую тему, особенно важную для России с ее долгими и холодными зимами, как культура оформления отопительных устройств и ее органичное существование в эстетике ушедшей эпохи. Камелек – это специфически русское название камина, печки или вообще какого-либо очага в дворянском доме или крестьянском жилище. В сознании человека образ дома традиционно связывается с очагом, т.е. с местом, которое объединяет вокруг себя, дает тепло, символизирует жизнь, семью, надежность и уют. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали, обсуждали новые литературные произведения, писали письма, заполняли страницы альбомов и дневников.

В России камины вошли в употребление только в Петровскую эпоху, тогда как в западноевропейских странах уже была разработана многовековая практика их строительства и декоративной отделки, а также использование предметов, традиционно окружающих камин. Так, во Франции к концу XVII столетия полностью сформировался каминный гарнитур, состоявший из украшенных в едином стиле предметов и включавший часы в бронзовом корпусе, вазы, канделябры, каминные преграды и барьеры, подставки для дров, а также каминные экраны, чтобы закрывать топку камина. Сам камин с его красивым резным мраморным порталом и эффектными каминными принадлежностями считался главным декоративным и смысловым центром интерьера, определяющим остальной декор и убранство покоев всякого богатого дома, будь то дворец, замок, городской дом или загородная  дворянская усадьба. Однако в России камины приживались с трудом. Обогреть помещение в лютую петербургскую зиму камины не могли, им предпочитали традиционные печи. Единственным местом в доме, где камин окончательно прижился, был кабинет хозяина дома. Там он сделался символом вечернего времяпровождения в кругу друзей и семьи, олицетворением счастливой, благополучной и насыщенной интеллектуальной жизни усадьбы.

Авторы выставки постарались воссоздать различные по времени, стилю и предметному наполнению интерьеры усадебных кабинетов, начиная от маленького кабинета редкостей, характерного для культуры середины XVIII века, и кончая обстановкой в стиле второго рококо середины XIX столетия из мемориального кабинета Александра II в Останкинском дворце.

История камина раскрывается в проектах и эскизах западноевропейских архитекторов эпохи барокко, рококо, классицизма и ампира. На выставке представлены проекты каминов из альбомов, увражей и графического собрания графов Шереметевых в усадьбе Останкино, а также книги, посвященные теории и практике каминного и печного отопления  из библиотеки князя Юсупова из фондов Государственного музея-усадьбы «Архангельское». Весь этот материал свидетельствует о том живом интересе русского общества к проблемам красоты, комфорта и целесообразности отопления, стоявшим в конце XVIII века перед всеми, кто желал возводить свои дома и усадьбы в России.

Показ истории и культуры камина будет интересен как профессионалам, так и широкому кругу посетителей. Вместе с тем идея выставки впервые предоставляет возможность экспонирования коллекции каминной бронзы второй половины XVIII–первой половины XIX столетия и других предметов русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства для убранства каминов из усадебных собраний.

Возрастная категория 6+

Проезд  до станции метро «Волжская» (первый вагон из центра).

Режим работы выставки: вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00, понедельник – выходной день.
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 10.00 до 17.30, суббота с 11.00 до 18.30, а также на сайте музея-заповедника.

Стоимость билета:

для основной категории 130 рублей, для льготной категории 50 рублей, специальная цена – бесплатно. 

Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на выставку по телефону: 8-985-153-4446.

Организаторы: Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское–Измайлово–Люблино»

Участники:

  • Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское–Измайлово–Люблино»
  • Московский музей-усадьба Останкино
  • Государственный музей-усадьба «Архангельское»
  • Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
  • Государственный музей А.С. Пушкина
  • Тверская областная картинная галерея
  • Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
  • ООО «Галерея «Три Века»
  • Коллекция А.Л. Кусакина

Партнеры выставки:

Страхование произведений АО СГ «Спасские ворота»

Схема прохода

 

Выставка “Будни и праздники крепостного театра”

Немаловажная роль отводится подлинным предметам мебели русского классицизма и  аксессуарам моды из фондов Музея усадьбы Останкино и Московского государственного объединенного музея-заповедника “Коломенское–Измайлово–Люблино”. Они не только удачно «прижились» в небольших служебных интерьерах Театральной школы, но и способствуют созданию атмосферы особой достоверности  экспозиции, показывающей образ жизни и деятельности крепостных актеров.

В Театральной школе усадьбы “Люблино” работает выставка “Будни и праздники крепостного театра” (30 апреля 2015 года – 31 декабря 2018 года). Организаторы и участники выставки:  Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Люблино», Московский музей-усадьба Останкино, Галерея «Три Века», страховая группа МСК».

Концепция выставки: И.К.Ефремова, кандидат искусствоведения.

Подмосковная усадьба Люблино, входящая в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, некогда принадлежала Николаю Алексеевичу Дурасову, оригиналу и хлебосолу, известному богатею, славившемуся на всю Москву своим необыкновенным гостеприимством. Его великолепный усадебный дом, построенный с дворцовым размахом, был возведен в 1806 году по проекту архитекторов     И. В. Еготова и Р. Р. Казакова – учеников В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Усадьба интересна не только своим оригинальным и хорошо сохранившимся домом-дворцом, но и отдельно расположенными зданиями Театра и Театральной школы. Включение в архитектурный комплекс усадьбы здания Театральной школы – явление уникальное для России.

MOS_2459MOS_2469MOS_2467MOS_2466-001
Судя по первым чертежам 1810 года, в композицию  школы входили два отдельно стоявших одинаковых флигеля, соединенных между собой  двойной колоннадой. Фасады флигелей были выполнены в характерном для начала XIX века классическом стиле. В их оформлении использовались те же приемы, что и в архитектурном решении дворца – тройные венецианские окна с полуциркульным завершением над ними во втором этаже и с акцентами в виде сдвоенных пилястр в нижнем этаже. Фасады обоих флигелей были украшены рельефами с изображением «танцующих фигур». Двойная колоннада, соединяющая два флигеля, вторит архитектурному решению главного дома. Таким образом, здание гармонично вписывается в общий ансамбль усадьбы, являясь важнейшей составной частью архитектурного и садово-паркового ансамбля Люблина.

MOS_2464MOS_2463MOS_2462MOS_2460

Расположенное близко к главному дому здание школы начинает ряд построек, выровненных в линию въездной аллеи в усадьбу. Школа, помимо своего прямого назначения, использовалась и как жилое помещение для крепостных актеров Н. А. Дурасова, в ней располагались также театральные гримировочные.

В люблинском имении музыка и театральные представления сопровождали все усадебные празднества. Оркестры Н. А. Дурасова и В. А. Всеволожского считались лучшими в Москве. Люблинский театр был не менее знаменит, чем усадебные театры в Кускове, Останкине и соседних Кузьминках. Труппа Н. А.Дурасова включала более сотни крепостных. Театром руководил замечательный актер и писатель П. А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских артистов достигало высочайшего уровня. Впоследствии многие из них, получив вольную, переходили на  сцену императорских театров Москвы и Петербурга.

В 2010–2014 годах было отреставрировано историческое здание Театральной школы. К сожалению, в настоящее время мы располагаем весьма незначительным материалом по истории крепостного театра Н.А.Дурасова, и малого того, сведения о самом владельце скудны. Поэтому организованный в здании правого флигеля выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века» основывается главным образом на подлинных иконографических, графических, живописных, печатных, исторических и мемориальных памятниках из фондов Музея-усадьбы Останкино.

Сохранившийся в Музее-усадьбе Останкино богатый иконографический материал по истории одного из наиболее прогрессивных и совершенных крепостных театров России – театра графов Шереметевых (а также отдельных предметов театрального реквизита театра С. С. Апраксина в усадьбе Ольгово) позволяет создать некий собирательный образ крепостных театров Москвы и Подмосковья. Организаторы проекта  попытались показать те невидимые постороннему наблюдателю процессы, которые всегда предшествовали в усадьбе всякому великолепному действу и грандиозному представлению.

Экспозиция основывается на письменных источниках и графическом материале, касающихся устройства и организации театров Шереметевых, партитурах, рукописных и печатных нотах, музыкальных инструментах и книгах по театральной тематике, эскизах театральных декораций и костюмов, аксессуаров моды. Особенно это относится к такому емкому в стилевом  и игровом отношении аксессуару театрального костюма, как веер. На его картонных щитках, согласно традиции XVIII века, изображались театральные персонажи, фрагменты партитур или текстов  театральных постановок.

Возрастная категория: 6+
Проезд: ст. м. «Волжская»
ул. Летняя, д.1, корп.1
Режим работы выставки: вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00, понедельник – выходной день.
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 10.00 до 17.30, суббота с 11.00 до 18.30, а также на сайте музея-заповедника.
Стоимость билета: для основной категории 140 рублей, для льготной категории 70 рублей, специальная цена – бесплатно.
Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на выставку по телефону: 8-985-153-4446.

unnamedПроезд: до станции «Волжская» Люблинской линии (первый вагон из центра). По подземному переходу следуете до первого выхода на Краснодонскую улицу. Повернув направо, двигаетесь по этой улице к мосту, пересекаете Люблинский пруд и сразу по диагональной асфальтовой тропинке выходите на улицу Летняя, по которой идете прямо до дворца Н.А.Дурасова с круговой белой колоннадой и скульптурой на куполе.
Подробности и схема проезда.

 

Выставка «Наедине с природой» в Люблине

В Театральной школе в Люблине в рамках мероприятия под общим названием «Наедине с природой»  в двух экспозиционных помещениях работают два проекта (27 сентября 2017 года – 21 января 2018 года):

– в Зеркальном зале проходит выставка, организованная объединенным музеем-заповедником  совместно с Региональной общественной организацией «Творческий Союз художников японской живописи Суми-э» (РОО «ТСХС»). Эта выставка посвящена «Году особо охраняемых природных территорий» (в связи с исполняющимся в 2017 году 100-летием создания в России первого государственного природного заповедника). Члены союза представляют 50 живописных работ, выполненных в технике японской живописи тушью (суми-э) в анималистическом, пейзажном и флористическом жанрах, –  изображения флоры и фауны из Красной книги, пейзажи, изображающие заповедные уголки нашей страны. Экспозицию дополняют предметы и материалы для суми-э и каллиграфии, а также предметы декоративно-прикладного искусства из личных коллекций членов творческого союза.

Особенностью японской живописной техники суми-э, истоки которой уходят в медитативные практики буддийских монахов, является её минимализм и монохромность, требующая от художника предельной концентрации и мастерства владения кистью, так как тонкая рисовая бумага не прощает ошибок. Благодаря этому достигается не только гармония формы и содержания, но и философское осмысление сюжета, возникает особое эмоциональное звучание, которое передаётся линиями, мазками, пятнами и размывами различных оттенков туши с ограниченными вкраплениями цвета, акцентирующего внимание на главных деталях.

Выставочное мероприятие входит в программу ежегодного международного фестиваля традиционной и современной культуры «Японская осень 2017», который проводится под эгидой посольства Японии, Японского фонда, Японского центра МГУ в Москве и Санкт-Петербурге.

РОО «ТСХС» является постоянным участником фестивальной программы с 2014 года и партнёром объединенного музея-заповедника, в сотрудничестве с которым в 2014–2016 годах были организованы 3 выставки суми-э.

Предметы из собрания МГОМЗ, органично дополняя заявленную тему, иллюстрируют интерес к китайскому и японскому искусству. Произведения из фарфора, украшенные росписью на китайские и японские сюжеты, демонстрируют диапазон проникновения восточных мотивов в декоративно-прикладное искусство России.

Одновременно с этим в переходе, расположенном между флигелями Театральной школы, фотохудожница Кидара Диаманта представляет 22 фотографические картины, в которых через камеру фотоаппарата показывает свое отношение к миру животных и к миру людей. Основа экспозиции – рассказ о чистой красоте природы, которую мы с каждым днем все больше утрачиваем. В своих фотоработах автор предлагает зрителю задуматься о своей ответственности перед природой. Человек – не царь природы, он всего лишь малая ее часть, и если гибнет какое-то звено этой цепи, то угроза нависает над всем Человечеством. Как часто мы не задумываемся о непотушенной сигарете, о неубранном мусоре в лесу; не оцениваем последствия казалось бы таких “незначительных” и “малых ” действий. Основная мысль автора о том, что если мы не научимся ценить внутренний мир каждого живого существа нашей планеты, то ни доброта в душе, ни хорошая экологическая ситуация не появятся сами собой в ближайшие годы. Экология души – это качественный уровень личного духовного развития каждого человека.

Возрастная категория 6+

Адрес: станция метро «Волжская», улица Летняя, д. 2, стр. 1.

Вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00, понедельник – выходной день.
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 10.00 до 17.30, суббота с 11.00 до 18.30, а также на сайте музея-заповедника.

Стоимость билета для основной категории посетителей 60 рублей, для льготной –30 рублей.

Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на выставку по телефону: 8-985-153-4446.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter