Выставки

Выставка “Будни и праздники крепостного театра”

Немаловажная роль отводится подлинным предметам мебели русского классицизма и  аксессуарам моды из фондов Музея усадьбы Останкино и Московского государственного объединенного музея-заповедника “Коломенское–Измайлово–Люблино”. Они не только удачно «прижились» в небольших служебных интерьерах Театральной школы, но и способствуют созданию атмосферы особой достоверности  экспозиции, показывающей образ жизни и деятельности крепостных актеров.

В Театральной школе усадьбы “Люблино” работает выставка “Будни и праздники крепостного театра” (30 апреля 2015 года – 31 декабря 2018 года). Организаторы и участники выставки:  Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Люблино», Московский музей-усадьба Останкино, Галерея «Три Века», страховая группа МСК».

Концепция выставки: И.К.Ефремова, кандидат искусствоведения.

Подмосковная усадьба Люблино, входящая в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, некогда принадлежала Николаю Алексеевичу Дурасову, оригиналу и хлебосолу, известному богатею, славившемуся на всю Москву своим необыкновенным гостеприимством. Его великолепный усадебный дом, построенный с дворцовым размахом, был возведен в 1806 году по проекту архитекторов     И. В. Еготова и Р. Р. Казакова – учеников В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Усадьба интересна не только своим оригинальным и хорошо сохранившимся домом-дворцом, но и отдельно расположенными зданиями Театра и Театральной школы. Включение в архитектурный комплекс усадьбы здания Театральной школы – явление уникальное для России.

MOS_2459MOS_2469MOS_2467MOS_2466-001
Судя по первым чертежам 1810 года, в композицию  школы входили два отдельно стоявших одинаковых флигеля, соединенных между собой  двойной колоннадой. Фасады флигелей были выполнены в характерном для начала XIX века классическом стиле. В их оформлении использовались те же приемы, что и в архитектурном решении дворца – тройные венецианские окна с полуциркульным завершением над ними во втором этаже и с акцентами в виде сдвоенных пилястр в нижнем этаже. Фасады обоих флигелей были украшены рельефами с изображением «танцующих фигур». Двойная колоннада, соединяющая два флигеля, вторит архитектурному решению главного дома. Таким образом, здание гармонично вписывается в общий ансамбль усадьбы, являясь важнейшей составной частью архитектурного и садово-паркового ансамбля Люблина.

MOS_2464MOS_2463MOS_2462MOS_2460

Расположенное близко к главному дому здание школы начинает ряд построек, выровненных в линию въездной аллеи в усадьбу. Школа, помимо своего прямого назначения, использовалась и как жилое помещение для крепостных актеров Н. А. Дурасова, в ней располагались также театральные гримировочные.

В люблинском имении музыка и театральные представления сопровождали все усадебные празднества. Оркестры Н. А. Дурасова и В. А. Всеволожского считались лучшими в Москве. Люблинский театр был не менее знаменит, чем усадебные театры в Кускове, Останкине и соседних Кузьминках. Труппа Н. А.Дурасова включала более сотни крепостных. Театром руководил замечательный актер и писатель П. А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских артистов достигало высочайшего уровня. Впоследствии многие из них, получив вольную, переходили на  сцену императорских театров Москвы и Петербурга.

В 2010–2014 годах было отреставрировано историческое здание Театральной школы. К сожалению, в настоящее время мы располагаем весьма незначительным материалом по истории крепостного театра Н.А.Дурасова, и малого того, сведения о самом владельце скудны. Поэтому организованный в здании правого флигеля выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века» основывается главным образом на подлинных иконографических, графических, живописных, печатных, исторических и мемориальных памятниках из фондов Музея-усадьбы Останкино.

Сохранившийся в Музее-усадьбе Останкино богатый иконографический материал по истории одного из наиболее прогрессивных и совершенных крепостных театров России – театра графов Шереметевых (а также отдельных предметов театрального реквизита театра С. С. Апраксина в усадьбе Ольгово) позволяет создать некий собирательный образ крепостных театров Москвы и Подмосковья. Организаторы проекта  попытались показать те невидимые постороннему наблюдателю процессы, которые всегда предшествовали в усадьбе всякому великолепному действу и грандиозному представлению.

Экспозиция основывается на письменных источниках и графическом материале, касающихся устройства и организации театров Шереметевых, партитурах, рукописных и печатных нотах, музыкальных инструментах и книгах по театральной тематике, эскизах театральных декораций и костюмов, аксессуаров моды. Особенно это относится к такому емкому в стилевом  и игровом отношении аксессуару театрального костюма, как веер. На его картонных щитках, согласно традиции XVIII века, изображались театральные персонажи, фрагменты партитур или текстов  театральных постановок.

Возрастная категория: 6+
Проезд: ст. м. «Волжская»
ул. Летняя, д.2, стр.1
Выставка открыта: вторник–воскресенье с 10.00 до 18.00, выходной день – понедельник; с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 11.00 до 19.00
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30,
с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 10.45 до 18.30,
а также на сайте музея-заповедника.

Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на выставку по телефону: 8-985-153-4446.

 Выставка “Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале ХХ века”

Время проведения: 05.09.2018 – 31.03.2019
Место проведения: Зеркальный зал Театральной школы в музее-усадьбе «Люблино»

Конец XIX – начало ХХ века  по  праву можно назвать «Золотым веком русской парфюмерии». В XIХ столетии Россия стала магнитом, притягивающим гениальных аптекарей, садовников, мыловаров и никому не известных парфюмеров. Эти молодые люди искали славы, мечтали скопить денег и уехать, уже именитыми, во Францию. Однако многие оставались в России навсегда. Именно они создали русскую парфюмерную историю, о которой мы рассказываем на нашей выставке.
На выставке представлены уникальные коллекции этикеток и упаковок, рекламной атрибутики  парфюмерных компаний, основанных в Москве предпринимателями французского происхождения, работавшими на российском рынке. Посетители могут увидеть парфюмерные флаконы из стекла, фарфора, эмали, в том числе фирм «Ралле» (фабрика «Свобода»), «Броккар» («Новая Заря»), «Сиу и К», «Бодло», русско-французской парфюмерной компании «Модерн», а также ознакомиться со специальной литературой, связанной с историей парфюмерии в России.

Практически все предметы выставки, изготовленные российскими художниками-оформителями, полиграфистами, стеклоделами и ювелирами более 100 лет назад, без преувеличения стали настоящими произведениями высокого искусства и представляют огромный интерес для современных дизайнеров, маркетологов, специалистов по рекламе, искусствоведов, предпринимателей и всех, кто интересуется историей и культурой нашей страны, в том числе и в общеевропейском контексте.
Данный выставочный проект организован музеем-заповедником совместно с Музеем упаковки, при участии ведущих музеев Москвы и областных музеев, а также действующих парфюмерных компаний и частных коллекционеров. Всего на выставке представлено более 300 уникальных экспонатов.
Возрастная категория: 6+
Адрес: станция метро «Волжская», д. 1, стр. 2.
Выставка открыта: вторник–воскресенье с 10.00 до 18.00, выходной день – понедельник;
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30,
а также на сайте музея-заповедника.
Стоимость билета для основной категории посетителей – 120  рублей, для льготной категории – 30 рублей.
Экскурсии для сборных групп посетителей проводятся в 12.00, 13.00, 15.00 каждые субботу, воскресенье и праздничные дни.

Выставочное мероприятие «Магия ароматов»

Время проведения: 05.09.2018 – 31.03.2019

Место проведения: Галерея Театральной школы в Люблине

В современном мире очень популярны исследования запахов, которые являются неотъемлемой частью нашей повседневности. Запахи и ароматы легко подстраиваются под требования времени и меняются вместе с ним. Эластичная модель каждый раз получает новое символическое наполнение в зависимости от требования момента. Бесспорно, от качества душистых смесей зависит в первую очередь успех  парфюмерного предприятия, но даже самые изысканные ароматы не будут оценены покупателем по достоинству, если  их  разлить  в  неинтересные, лишенные изюминки флаконы. Вот почему в парфюмерно-косметическом производства, как ни в каком другом, форма и содержание всегда органично дополняют друг друга.

На выставке представлены фотографии необычных парфюмерных флаконов. Трудно поверить, но зачастую  один только вид элегантного парфюмерного флакона может вызвать в нашей душе самые сильные эмоции.

Возрастная  категория:  6+ 

Выставка открыта: вторник–воскресенье с 10.00 до 18.00, выходной день – понедельник;
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30,
а также на сайте музея-заповедника.
Осмотр выставки производится по билетам на выставки в Театральной школе.

Выставка «Заветные святыни. Подмосковные усадьбы на переломе двух эпох» из цикла «Культура и традиции подмосковных усадеб»

Место проведения: Дворец  Н.А. Дурасова в Люблине.

С 18 сентября  2018 года в интерьерах третьего этажа дворца Н.А. Дурасова в Люблине  работает выставка «Заветные святыни. Подмосковные усадьбы на переломе двух эпох». Это седьмая выставка в рамках многолетнего ретроспективного выставочного проекта, посвященного различным аспектам и особенностям культуры подмосковной усадьбы. Как и в предыдущих выставках, в данном проекте принимают участие московские и подмосковные музеи-усадьбы Кусково, Останкино, Коломенское, Архангельское, а также Государственный музей А.С. Пушкина и «Галерея «Три века». Новым участником этого проекта  стала подмосковная усадьба “Горки”. Она сформировалась в конце  XVIII – первой четверти XIX века при видном общественном деятеле П.П. Писареве и пережила новый расцвет  в начале XX столетия, когда ею владела супруга градоначальника Москвы З.Г. Морозова-Рейнбот.

   

Выставка посвящена жизни подмосковных усадеб в пореформенный период: с 1861 – года отмены крепостного права – вплоть до  Октябрьской революции 1917 года.

Что помогло  усадьбам сохраниться в годы лихолетья? Величие и красота архитектурных комплексов? Богатство и самобытность коллекций? Самоотверженность  владельцев и первых музейных хранителей?  И почему они оказались помилованы Судьбой? Дать ответ на эти вопросы – главная цель нашей выставки.

   

Отмена крепостного права и капитализация сельского хозяйства способствовали упадку и даже разорению многих дворянских гнезд. Ушли в прошлое столь характерные для XVIII – начала XIX века пышные приемы гостей, празднества и театральные затеи. Жизнь в усадьбе приобрела более камерный характер, замыкаясь на кругу семьи и близких друзей. Особенностью усадебной жизни стала интеллектуальная среда, создаваемая собиравшимися там людьми. Многие владельцы в это время осознают архитектурную ценность своих усадеб и собранных в них коллекций предметов искусства и сознательно создают на их базе музеи. Усадебный мир постепенно приобретает свойство «утраченного идеала», что отразилось не только в ностальгии по прошлому «золотому веку», но и в трепетном отношении к особенному укладу усадебной жизни, в стремлении сохранить ее традиции. В дневниках, мемуарах и письмах представитель известнейшего и богатейшего аристократического рода Шереметевых граф Сергей Дмитриевич называл свою подмосковную усадьбу Михайловское не иначе как «семейной святыней», «заветной святыней», где “отражается и объединяется прошлое, настоящее и будущее”. И такое отношение свойственно большинству владельцев усадеб пореформенной России.

Произведения искусства  из  усадебных коллекций, семейные раритеты и архивы, входившие в обстановочный комплекс парадных интерьеров подмосковных усадеб, составляют ядро  выставки, общее количество экспонатов которой насчитывает более двух сотен. Предметы декоративно-прикладного искусства – бронзовые часы, хрустальные светильники, дальневосточный фарфор, мебель показаны на фоне старинных фотографий, запечатлевших облик тех усадебных интерьеров, в обстановку которых были включены эти вещи.  Зрительный ряд  дополнен живописными полотнами художников рубежа XIX–XX веков  П.И. Петровичева, А.В. Средина,        В.К. Быляницкого-Бируля, И.И. Бродского  А.С. Степанова и др.

Важная черта усадебных храмов  во второй половине XIX века – это собирание в них церковных древностей.  На выставке можно увидеть  ряд предметов, связанных с усадебными храмами.  Это в первую очередь особо почитаемые родовые иконы  св. Димитрия Ростовского, Апостолов Петра и Павла, Преп. Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, икона Богоматерь Тихвинская.

Одной из составляющих выставки являются экспонаты,  рассказывающие о зарождении в недрах усадеб частных музеев,  ставших залогом выживания их  в  драматический послереволюционный период.    Это  и  архивные документы,  и “тетради записи посетителей”. Одна из таких “Тетрадей”  из усадьбы Останкино за 1901 год, зафиксировавшая  около 500 посетителей,  впервые  представлена на выставке.

Особенностью  проекта является то, что многие раритеты  из музейных собраний впервые покинули  усадебные интерьеры.  Собранные в едином  выставочном пространстве,  они воссоздают  ту особую атмосферу  высокого духовного и интеллектуального накала,  которая и составляла особенность усадебного бытия.

Возрастная категория 6+

Адрес: ст. м. «Волжская», улица Летняя, д.1, стр.1

Выставка открыта: вторник–воскресенье с 10.00 до 18.00, выходной день – понедельник; с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 11.00 до 19.00
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30,
с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 10.45 до 18.30,
а также на сайте музея-заповедника.

Стоимость билета:

для основной категории 130 рублей, для льготной категории 50 рублей.

Приглашаем на музейное занятие «Старинные вещи уйти не спешат…»
на выставке «Заветные святыни. Подмосковные усадьбы на переломе двух эпох». На музейном занятии вы узнаете историю старинных вещей:  китайской вазы, самовара,  часов, картин,  мебели и многих других, они бытовали в усадебных дворцах и принадлежали известным дворянским родам. Также вы поиграете в игры, популярные в XIX столетии. (6+

Группа до 15 человек. Прейскурант.

Занятие рекомендовано для участников Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» 1-7 классов». Заказать занятие (499) 614-20-83.

 

unnamedПроезд: до станции «Волжская» Люблинской линии (первый вагон из центра). По подземному переходу следуете до первого выхода на Краснодонскую улицу. Повернув направо, двигаетесь по этой улице к мосту, пересекаете Люблинский пруд и сразу по диагональной асфальтовой тропинке выходите на улицу Летняя, по которой идете прямо до дворца Н.А.Дурасова с круговой белой колоннадой и скульптурой на куполе.
Подробности и схема проезда.

 

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter