Научно-методический совет 20.08.2013 г.

На  очередном  заседании Научно-методического совета музея обсуждались следующие  вопросы:

1.   Методика создания изобразительной электронной базы данных предметов музейного фонда МГОМЗ.

2.  Концепция выставки «Куб, манеры и синюха. Искусство кубовой набойки».

3. Предложения по частичной реэкспозиции Усадьбы коломенского крестьянина.

По вопросу «Методика создания изобразительной электронной базы данных предметов музейного фонда МГОМЗ» с докладами выступили заведующая сектором «Археология» научно-фондового отдела О.В. Таценко  и и. о. зав. сектором компьютеризации отдела учета  Т.Б. Фомина.

Создание изобразительной электронной базы предметов музейного фонда  стало неотъемлемой частью Госзадания для музеев федерального и регионального подчинения.

 Московский государственный музей-заповедник   присоединился к программе по оцифровке предметов музейного фонда еще с середины 2000-х годов. Именно тогда начался процесс сканирования Книг поступлений. К настоящему времени все книги оцифрованы постранично и введены в систему КАМИС, благодаря чему доступны пользователям.

Сама же Комплексная музейная  автоматизированная информационная   система была установлена в музее в 2008 году.

Сегодня в систему введены все предметы музейного фонда, находящиеся на постоянном хранении, т.е. более 165 000. Из них оцифровано  и введено изображений –   45 882 предметов, что составляет  28  % от общего количества предметов коллекции.
Проблему создания электронных изображений сотрудники музея решают как своими силами, так и с помощью привлечения сторонних организаций. В настоящее время МГОМЗ активно сотрудничает с корпорацией  ЭЛАР,  имеющей богатый  опыт создания информационных ресурсов для различных учреждений культуры.

Начало работы было положено с организации процесса оцифровки в фондах « Древнерусская живопись», «Графика». В настоящий момент ведется активная работа с предметами фондов «Редкие рукописные и старопечатные книги» и «Археология». Работа по оцифровке предметов фонда «Редкие рукописные и старопечатные книги» ведется в тесном сотрудничестве с Департаментом культуры г. Москвы, в рамках программы по созданию системы территориального страхового фонда документации  культурного национального достояния.

Что касается музейных предметов фонда «Археология», то перед его хранителем  О.В. Таценко была поставлена следующая задача: оцифровать 16 582 предмета  фонда «Археология» и 2 000 предметов фонда «Нумизматика» за два месяца .

Для работы было выделена часть комнаты № 14 фонда «Дерево». Было организовано 3 рабочих места, каждое включало стол для фотографа с фоном и фотоаппаратурой и компьютером, а также  стол для раскладки предметов. Одновременно работали 6 человек – 3 фотографа, 3 сотрудника музея.

Задачей сотрудника музея  было  снабжение  каждого предмета  бумажным номером, распечатанным заранее, после чего предмет передавался на стол  фотографу.

Затем делалось два кадра для предметов фонда «Нумизматика» и один (максимально информативный, отражающий состояние сохранности предмета) кадр для предметов фонда «Археология» (за исключением монет и нательных крестов). В тот же день фотографы сами переименовывали снимки в соответствии с номерами в кадре.

По итогам работы был передан носитель с кадрами, проименоваными по №№ КП согласно информации на снимке.

Работа показала, что нужно учитывать разнообразие археологического материала. Больше возможностей положения камеры, разные объективы, разный размер фона. При составлении плана учитывать, что разнообразный материал требует больше времени на съемку.

О том, насколько важно создание изобразительных электронных баз данных предметов музейного фонда,  шла речь на XVII  ежегодной международной конференции АДИТ – 2013 «Культура: старые проблемы, новые возможности. Регион, Россия, мир», которая проходила в  мае этого года в г. Ханты-Мансийск. Основной целью конференции  был обмен опытом в сфере информатизации музейного дела, обсуждение вопросов, касающихся сохранения и интерпретации культурного наследия  с помощью информационных технологий. На конференции прозвучало выступление  сотрудника нашего музея – начальника  отдела учета фондов Г.В. Измайловой. Ее доклад касался опыта создания изобразительных электронных баз данных предметов музейного фонда МГОМЗ.

По данной теме выступили: директор музея С.И. Худяков, заместитель директора по хранению музейных фондов  О.А. Полякова.

 

По вопросу « Концепция выставки «Куб, манеры и синюха. Искусство кубовой набойки»  с докладом выступила методист I категории экспозиционно-выставочного отдела Л.В. Кирпичникова

Цель и задачи выставки:

Познакомить  зрителя с искусством возрожденной кубовой набойки в северорусской традиционной технике. Представить уникальные авторские работы  аргопольской мастерицы  Елены Диковой, выполненные в народных традициях.

Состав выставки и краткая тематическая структура:

Предметы из авторской коллекции Елены Диковой.

1. Комплекс предметов начала ХХ века, выполненных в технике традиционной северорусской кубовой набойки (скатерти, полотно, доска для набойки.)

2. Авторские тряпичные куклы (игровые, бытовые, обрядовые)

3. Полотна, выполненные в технике кубовой набойки

4. Женский костюм и отдельные предметы женской одежды.

5. Лоскутная техника

Хронологические рамки:

ХХ-ХХI   вв.

Место экспонирования:

Малый зал в Измайлове

Время работы выставки:

сентябрь – декабрь  2013 года

Биографическая справка:

Дикова Елена Ивановна –  художник, член Союза художников России с 1988 года. Заслуженный работник культуры РФ. Основными направлениями ее творчества являются: кубовая набойка, лоскутное шитьё, традиционные куклы, живопись, графика,  сценография. Участник областных, региональных, всероссийских и международных выставок.

Елена Дикова – каргопольская мастерица, восстановившая технологию исчезнувшей северорусской традиционной кубовой набойки. В своей работе она использует современные красители, но вся технология набойки осуществляется ею традиционным способом,  как и 100 лет назад.

Историческая справка:

Ремесло кубовой набойки было утрачено в 30-е годы прошлого века. Тогда ею занимались только мужчины. Своим названием набойка обязана процессу работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань. Название «кубовая» она получила от куба – большой деревянной кадки с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором

Из всех видов узорных тканей набойка – самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане.

Резные доски, с помощью которых набивали узор, называли «манеры». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.

Набивкой ткани занимались красильщики, или синильщики, которые владели небольшими мастерскими и обслуживали население окрестных деревень. Искусные мастера могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. Из полученной ткани «синюхи» шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.

С конца XVIII в. фабричное производство набивных тканей (миткалей и ситцев) постепенно начало вытеснять ручной способ их изготовления. Общий упадок набивного дела в России в конце ХIХ века, связанный с развитием мануфактурной промышленности, вызвал резкое сокращение ремесленного производства. Однако еще в XX веке кубовая набойка кормила целые уезды.

По данной теме выступили: директор музея С.И. Худяков, заместитель директора по хранению музейных фондов  О.А. Полякова, заместитель директора  по образовательной и просветительской работе Е.А. Верховская, заместитель директора по экспозиционно-выставочной  деятельности Т.М. Енина, начальник отдела экскурсий и экскурсионных программ О.П. Кучеренкова.

По вопросу  «Предложения по частичной реэкспозиции Усадьбы коломенского крестьянина» с докладом выступила  зав. сектором этнографии экспозиционно-выставочного отдела Л.П. Тюрина

Представленные на рассмотрение предложения по частичной реэкспозиции не предполагают изменения концепции экспозиции. Основная задача заменить, где возможно предметы художественного оформления музейными предметами.

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, заполнявшей все его пространство. В русской деревне утварью называлось «все движимое в доме, жилище», то есть  все предметы, необходимые человеку в его обиходе. Традиционный набор утвари,  которая накапливалась в хозяйстве десятилетиями, сохранился в крестьянском хозяйстве вплоть до конца 30-х годов XX века. Процесс замены вещей традиционных для русского быта происходит постепенно и избирательно. В первую очередь в быт входили не столько предметы, нужные в хозяйстве, сколько демонстрировавшие «самодостаточность» семьи – состоятельность, прочное положение в деревенском обществе. В быт крестьян стала входить городская подвижная мебель: шкафы, горки, буфеты, кровати, стулья, кресла. Убранство избы пополнилось зеркалами, часами, фотографиями в рамках, мелкой скульптурой, выставлявшейся в горках. Первоначально все это помещалось  в горницах и служило для демонстрации «самодостаточности» хозяина.

Горница

В Горнице предлагается сохранить принцип интерьерного построения экспозиции. Для обеспечения сохранности музейных предметов предлагается сделать стеклянную выгородку, отделяющую экспозиционную зону. В ней будут размещены несколько комплексов, основой для их создания стали исследования по истории быта крестьян села Коломенского и соседних селений.

Клеть

Для развития темы предпринимательской деятельности коломенских крестьян предлагается дополнить существующую экспозицию кабинета двумя комплексами: комплекс деловых коммерческих документов коломенских крестьян (в витрине); комплекс, рассказывающий о тех местах Москвы, где торговали коломенские огородники (карта Москвы, фотографии московских рынков).

 По  данной теме выступили: директор музея С.И. Худяков, заместитель директора по хранению музейных фондов  О.А. Полякова, заместитель директора по культурно-массовым и международным проектам А.С. Попова, заместитель директора  по образовательной и просветительской работе

Е.А. Верховская, заместитель директора по экспозиционно-выставочной  деятельности Т.М. Енина, начальник отдела экскурсий и экскурсионных программ  О.П. Кучеренкова, начальник отдела музейной педагогики  Е.Н. Никитина, начальник методического отдела В.В. Зуйков.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus