Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года, ансамбль усадьбы Коломенское

Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении.
Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень.

В конце XVII в. рядом находились еще два деревянных здания: колокольня и теплая церковь Рождества Христова, считавшаяся главной на погосте – по ее посвящению назывался весь здешний церковный приход. Когда в этих местах были построены первые храмы и какими они были, неизвестно: в 1720-х гг. Рождественскую церковь XVII в. и хранившиеся в ней приходские документы уничтожил пожар.

Район бассейна Северной Двины был заселен давно. Уже в X в. здесь начали селиться славяне, пришедшие большей частью с запада, из новгородских земель. Их контакты с аборигенами – «чудью заволочской», предками современных вепсов, носили в основном мирный характер. В XI в. в этих землях распространяется христианство, устанавливается система государственного управления, связанная с Новгородом. С распадом в XII в. единого древнерусского государства Новгород стал сильным независимым городом-государством с огромной территорией.

Весь бассейн Северной Двины входил в самую крупную Обонежскую пятину (область) Новгородской земли. Во второй половине XV в. Новгород и его обширные владения подчинил великий московский князь Иван III, включив эти земли в состав единого Русского государства. Подвинье на протяжении многих веков осваивалось русскими людьми, привлекая их своими природными богатствами: пушниной, обширными малонаселенными землями, богатыми угодьями для рыбной ловли и охоты, густыми лесами и природными запасами дорогостоящей поваренной соли. С другой стороны, этот суровый лесной край веками оставался периферией, отдаленной окраиной русского мира. Из сохранившихся «Ведомостей о церквях» конца XVIII – начала XX в., отчетов настоятелей прихода, посылавшихся в управление Вологодской епархии, известно, что Георгиевская церковь была построена в 1685 г. на средства прихожан.

По сохранившимся документам можно лишь в общих чертах представить историю Среднепогостского Рождественского прихода и его храмов за два с лишним столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. приход включал 26 деревень с населением около 900 человек, и самая отдаленная деревня прихода находилась от погоста на расстоянии до 11 верст. На самом погосте, кроме храмов и колокольни, стояло несколько дворов церковного причта. Даже в XIX в. эта местность, будучи более населенной, чем ныне, считалась «малопроезжей» и была удалена от больших дорог. Во время распутицы, разлива рек добраться до Среднепогостского можно было только на лодке. В 1890-е гг. обе церкви («теплая с колокольней в одной связи» и холодная) были обшиты снаружи «тесом» (досками) по моде того времени, а внутри их оштукатурили и расписали. В центральном помещении Георгиевской церкви, на подшивном потолке в форме свода, сделанном, вероятно, в первой половине 1890-х гг., осталась масляная живопись по штукатурке: в зените – изображение Святого Духа в виде голубя в окружении херувимов, по сторонам – четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – с их традиционными символами. Неизвестный пока мастер (или мастера), кисти которого принадлежат эти росписи, несомненно, был хорошо знаком с поздней академической живописью; росписи выполнены с большим мастерством и, несомненно, представляют самостоятельную художественную ценность. К началу XX в. Георгиевская церковь приобрела архитектурный облик, который сохранялся затем на протяжении всего XX столетия. Перед революцией 1917 г. в приходе работали две содержавшиеся прихожанами церковно-приходские школы: на погосте и в одной из крупных деревень. В них проходили двух- или трехлетнее обучение примерно 50 мальчиков и 10 девочек.

На рубеже 1920–1930-х гг. церкви Среднепогостского прихода, переданные в подчинение Семеновского сельского совета, были закрыты, как, впрочем, и абсолютное большинство других. Храм Рождества Христова перестроили в сельскую школу, а в храме Св. Георгия устроили клуб, позже – склад. Иконостас и остальное его убранство не сохранились. В 1960-х гг. окрестные деревни были зачислены властями в категорию «неперспективных», и здесь прекратили работу государственные службы. Закрытие в крупнейшем селе Семеновском школы, больницы и почты в сочетании со скверной дорогой привело к постепенному запустению этой местности. К началу 2000-х гг. от некогда многолюдного сельсовета (в который входило около десятка деревень) остались три населенных пункта, в которых насчитывалось около 15 жителей. На рубеже 1980–1990-х гг. от подожженной кем-то травы сгорела церковь Рождества Христова. К счастью, уцелела Георгиевская церковь.

Деревянный храм Св. великомученика Георгия Победоносца из села Семеновского Архангельской области относится к храмам ярусного типа, широко распространенным в XVII–XVIII вв. Это двухъярусное сооружение из сосновых бревен, основу которого составляет главный четверик (четырехугольный сруб) на высоком подклете (нижнем хозяйственном помещении). В его северной и западной стенах вверху, а в южной – внизу, прорезаны окна. В верхней части главного четверика устроен повал (плавное расширение сруба) и сделано покрытие на четыре ската. С востока к нему прирублена пятигранная алтарная часть с пятискатным покрытием, увенчанным бочкой с маленькой главкой. Под крышей главного четверика сохранился подзор (пояс) из прибитых к верхнему венцу повала древних досок, по которым шла полустершаяся надпись, сделанная краской в XVII в.: «Лета 7196 (1688г.) апреля в…». Это – дата освящения храма. Подобных находок среди множества русских деревянных церквей до того было известно всего три.

Над главным четвериком установлен верхний (малый) четверик, также с повалом. Он вытянут по оси север-юг и увенчан крышей типа «бочки» с тремя расположенными в ряд главками с крестами. Подобный тип покрытия храма встречается крайне редко. В отличие от основного четверика верхний ярус церкви срублен «в лапу» (иначе – «в замок»). Его бревна снаружи стесаны, включая повал. На верхнем четверике под поздней обшивкой также были найдены доски подзора, «писаные травами», – с крутыми завитками, нанесенными красной, синей, черной и белой красками. Подобным образом был украшен и алтарный прируб. До сих пор в распоряжении исследователей имелись лишь отрывочные упоминания в письменных источниках о наружных росписях русских деревянных храмов, построенных до XVIII в. С запада, где находится основной вход в храм, и с севера при исследовании памятника были найдены следы галереи-паперти, некогда огибавшей главный четверик и позже разобранной. Несколько подобных по конструкции деревянных храмов – двухъярусных, с крышей-«бочкой», установленной по оси север–юг, и с маленькими главками – известны в Верхнем Подвинье. Самые поздние из них были построены в середине XVIII в.

На их примере можно с полным основанием говорить о местной традиции деревянного церковного зодчества. Посвящение храма Св. великомученику Георгию Победоносцу – не редкость. Этот древний святой – один из самых почитаемых в христианском мире. Св. Георгий жил в III в., был блестящим римским офицером, приближенным императора Диоклетиана. Когда начались диоклетиановские гонения на христиан – последние и, возможно, самые жестокие в истории Рима, – Св. Георгий не отрекся от своей веры, хотя его уговаривал сам император. После многодневных пыток, не сломивших его волю, святой был обезглавлен. Это произошло в Никомидии (ныне г. Измит в Турции) в 303 г. По древнему преданию, уже после этого события близ родного города Св. Геория Белита (ныне Бейрут, Ливан) появился огромный змей, разорявший страну. Чтобы умилостивить чудовище, царь той страны был вынужден отдать ему в жертву свою дочь. Но когда змей приблизился к царевне, появился ослепительный всадник и сразил чудовище. Это был Св. Георгий. В его подвиге видят образ победы христианской веры над мраком язычества, пример христианского мужества, стойкости и воинской доблести.

Св. Георгия многие века считают своим покровителем воины и земледельцы. День его памяти 23 апреля (6 мая по новому стилю) – весенний Юрьев день – на Руси традиционно считался концом зимы, временем начала полевых работ.

На Руси широкое почитание Св. Георгия началось с момента принятия христианства в конце X в. Для этого много сделал великий князь Ярослав Мудрый, принявший крещение под именем Юрий и почитавший этого святого своим покровителем. В геральдике Московского княжества с XIV в. утвердился образ всадника, поражающего змея, позже вошедший в герб Российской империи.

Реставрация
В 2003 г. по инициативе художника Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.И.Глазунова сохранившуюся Георгиевскую церковь осмотрела группа специалистов Московского государственного объединенного музея-заповедника в составе заместителя директора по охране памятников, реставрации и воссозданию исторического наследия И.С.Рощиной, начальника отдела охраны памятников А.А.Пекаревой и архитектора-реставратора И.Н.Шургина. Началась проработка идеи подробного изучения памятника с последующей его разборкой и доставкой в Коломенское для научной реставрации и возведения на новом месте. Благодаря стараниям директора Московского государственного объединенного музея-заповедника Л.П.Колесниковой эта идея осуществилась.

В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В.Никитина, П.Н.Омельницкого и И.Н.Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма. В 2008 г. храм был разобран и перевезен на территорию Коломенского. В 2009 г. начались работы по реставрации, а в 2010 г. – по установке храма на новом месте – в долине речки Жужи, рядом с уникальными памятниками Музея деревянного зодчества. Со стороны Московского государственного объединенного музея-заповедника постоянный контроль за реставрацией перевезенного храма осуществлял О.В.Ягунов. Церковь Святого Георгия – памятник деревянного зодчества XVII века. Реконструкция конца XIX века изменила внешний облик памятника, но при этом сохранилась основная объемно-планировочная структура храма XVII века: четверик, пятигранный алтарный прируб, конструкция перекрытий, бочка на верхнем четверике, уникальные элементы наружного декора. По сохранившимся на памятнике следам выявлены и воссозданы элементы, утраченные в период реконструкции конца XIX века: «висячая» галерея, крыльцо, алтарная бочка, двери и окна. Восстановив утраченные элементы была воссоздана объемно-планировочная структура памятника XVII века. По материалам натурных и архивных исследований были разработаны 2 варианта проекта реставрации: 1-ый вариант – проект реставрации памятника архитектуры XVII века; 2-ой вариант – проект реставрации памятника архитектуры XIX века. К производству работ был принят проект реставрации памятника архитектуры XVII века.

Проектом были предусмотрены и выполнены следующие виды работ: устройство фундамента; реставрация отдельных бревен конструкции сруба; восстановление утраченных нижних венцов четверика и алтаря, бочки на малом четверике; раскрытий конструкций чердачного перекрытия (потолка) XVII века, перекрытий подклета (пола и храмовой части) XVII века; изготовление и установка кованных кольчатых решеток в оконных проемах; воссоздание опор и конструкций «висячей» галереи, двусходного крыльца с промежуточным рундуком и резными столбами, окон и дверей трехкосящатой конструкции, алтарной бочки, трех глав и крестов на бочке малого четверика, тесового покрытия в 2 слоя «по скальнику» и бересте, покрытия лемехом в форме «городка» бочек и глав, охлупней бочек и крыльца, конструкций тяблового иконостаса, пристенных лавок на галерее и в храме, клиросов, расписных «подзорных» досок на повалах четверика, алтаря и на верхнем четверике; закладка южного верхнего проема; устройство отмостки и инженерных систем.

Возрождение к новой жизни церкви Святого Георгия 1685 г. из деревни Семеновской Архангельской области (до реставрации не известной науке) – достойный результат традиционной многолетней деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника по спасению уникальных памятников русской деревянной архитектуры.
С 70-х гг. XX века церковь была бесхозна, ветшала и разрушалась. Несмотря на неблагоприятные условия, в интерьере храма сохранилась живопись (на своде памятника) и декоративные элементы конца XIX века в удовлетворительном состоянии. Живописные изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральная композиция четырех херувимов и Святого духа, располагались на сводчатом потолке храма неизвестными художниками с большим мастерством. Картины, выполненные в сдержанной колористической тональности с изображением традиционной символики, соответствующей каждому евангелисту декорировали стены храма. Лица евангелистов наделены щедрым отрешенным сосредоточием, композиция и ракурсы фигур, локальные цвета ниспадающих легкими складками хитонов и гиматий, книги – результат их трудов – все наполнено величавым смыслом, и все это чудесным образом нам передал неизвестный художник. В едином стиле был решен декор интерьера храма, в котором сохранились лепные и рисованные обрамления картин (над окнами – рисованные, между окнами – лепные), декоративное оформление некоторых элементов «под искусственный мрамор». Сами картины не сохранились, но по сохранившимся незначительным обрывкам можно предположить, что они были выполнены по холсту. Стены и дощатый сводчатый потолок были оштукатурены по колотой дранке и покрашены.

В конце XIX века основой под настенную живопись являлась известково-гипсовая штукатурка. Стены, как и потолок, были покрашены в светло-голубые цвета разной тональности. Низ стен (до подоконников) имел светло-серый цвет под мрамор. Как уже было отмечено, красочный (живописный) слой настенных росписей сохранился с минимальными повреждениями, несмотря на неудовлетворительный температурно-влажностный режим, деформацию конструкций и продолжительную вековую бесхозность памятника. На этом основании можно предположить, что в данном случае были использованы масленые краски с добавлением пчелиного воска и мягкой смолы (мастики или даммары) с использованием в качестве разбавителя смесь олифы, скипидара и воска, что делает масляную живопись более долговечной и похожей на фреску. В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В.Никитина, П.Н. Омельницкого и И.Н. Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма, главной целью которого являлась реставрация памятника на период XVII века, консервация и реставрация живописи потолка XIX века. В 2008 году при разборке церкви для перевозки были обнаружены скрытые под деревянной обшивкой декоративные подзорные доски со следами росписей: в верхней части повала четверика храма четыре доски с хромозданной надписью; десять досок по пяти граням алтарного прируба; на верхнем (малом) четверике обнаружены следы росписи на стесанных «под брус» бревнах повала и карнизные доски, на которых так же выявились следы росписи.

После разборки церкви специалистами реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» были проведены консервационные работы по укреплению настенной живописи интерьера, живописи тябла иконостаса и декоративных подзорных досок со следами росписей.
После перевозки и в период воссоздания церкви на территории музея-заповедника была проведена комплексная реставрация: лабораторные исследования, укрепление красочного слоя, восстановление грунта, живописи и лепного декора живописных изображений четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральной композиции четырех херувимов и Святого духа; лабораторные исследования, укрепление сохранившихся фрагментов наружной живописи и надписей, снятие копий с рисунков, воссоздание рисунков по сохранившимся аналогам. Консервационные мероприятия живописи провели также на тяблах иконостаса и поместили в интерьер основного объема церкви.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus