К 700-летию преподобного Сергия Радонежского (выставка из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника)

В Московском государственном объединенном музее-заповеднике идет подготовка масштабной выставки «Преподобный Сергий Радонежский».
Открывая выставку, посвященную памяти преподобного Сергия Радонежского, в год его 700-летнего юбилея, Московский государственный объединенный музей-заповедник ставит своей задачей показать образ игумена подмосковного Троицкого монастыря как великого русского святого XIV века, оказавшего огромное влияние на своих современников и последующую историю Русской церкви и Российского государства.

Жизненный путь Сергия Радонежского (1314–1392) выглядит удивительным. Он стремился удалиться от общества, а в результате стал его духовным предводителем. Он никогда не брал в руки меча, но своим словом вдохновлял воинов на победу. Сергий не писал книг, но его слова и наставления разлетелись по всей стране. Троицкий игумен редко покидал свою дальнюю обитель, но незримое присутствие «великого старца», как называли его современники, ощущается во всех значительных событиях эпохи борьбы с ордынским игом и объединения русских земель вокруг Москвы.
Сергий Радонежский был духовным наставником и учителем многих подвижников – устроителей православных монастырей. Под влиянием нравственного учения Сергия находился великий древнерусский художник Андрей Рублев; в память о старце он написал «Троицу», ставшую символом русской духовности. В 1380 году Сергий благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предрек ему победу.

Сергий (в отрочестве носивший имя Варфоломей) родился близ Ростова в семье боярина Кирилла и его жены Марии. В начале 1330-х годов родители Варфоломея переселились в Радонеж, расположенный на северо-восточной окраине Московского княжества. После смерти родителей Варфоломей удалился на гору Маковец, где построил деревянную церковь в честь Святой Троицы и принял монашеский постриг под именем Сергий. В1354 году он стал игуменом Троицкого монастыря, ставшего впоследствии знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой.
Состояние духовной сосредоточенности, отличавшее монастырь, «незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь строй души русского человека XIV века». В условиях постоянных набегов ордынцев на Русь и внутренних распрей между князьями Сергий примером своей жизни поднимал упавший дух русского народа, пробуждал в соотечественниках доверие к своим силам, а затем и политического возрождения русского народа.Сергий Радонежский скончался в 1392 году и был похоронен в церкви Святой Троицы, в 1422 году он был причислен к лику святых Русской православной церкви.

Основной раздел выставки, посвященной великому христианскому подвижнику, представляет образ Сергия Радонежского в русском искусстве. Показанные здесь памятники книжности, иконописи и лицевого шитья из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника работы русских мастеров XVI–XIX столетий знакомят посетителей с иконографией преподобного Сергия, текстами жития святого и посвященных ему церковных служб. Особое место среди них занимает монументальная икона XIX века с изображением преподобного Сергия на фоне основанного им Троицкого монастыря.
Сергий Радонежский был «служителем» Святой Троицы, выстраивая свою жизнь в соответствии с идеалами небесной гармонии и совершенства. Эта тема выделена в самостоятельный раздел, где показаны памятники иконописи, шитья и меднолитой пластики.

Образ преподобного Сергия раскрывается и в произведениях графики из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, выполненных в литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры во второй половине XIX – начале XX в. Главное место среди литографий, посвященных Сергию, принадлежит сериям картин «Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского». Эту тематику продолжает цикл графических работ, созданных московским художником С. М. Харламовым в 1980 году.

Особое место на выставке уделено материалам о Куликовской битве 1380 года, решающем сражении в борьбе русского народа за освобождение от иноземного ига, и роли Сергия Радонежского в идейной подготовке битвы. Здесь представлены предметы, поступившие из монастырей, исторически связанных с героической победой русского воинства. Встрече московского князя Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в Троицком монастыре посвящена икона «Благословение Преподобным Сергием Битвы Куликовой», написанная специально к открытию выставки.
Заключительный раздел выставки представляет учеников и собеседников святого Сергия. Следуя заветам своего наставника, они стали устроителями более сорока монастырей, из которых вышли основатели еще пятидесяти обителей. Таким образом, духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей Северо-Восточной Руси.
Выставке предшествовала большая подготовительная работа. В результате научных исследований были уточнены датировки отдельных памятников. Работа по раскрытию древних икон, проведенная в реставрационных мастерских музея во время подготовки выставки, позволит посетителям впервые увидеть многие произведения из фондов музея-заповедника.
Предметы из своих коллекций также предоставили Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Всего зрителям будет показано более 200 экспонатов.

Выставка будет работать с 11 апреля в выставочных залах Сытного двора в Коломенском.
Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614-88-80, e-mail: pressamgomz@yandex.ru

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus