Презентация научного каталога Н. А. Астафьевой «Исторический текстиль XVI – начала XX века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника» состоялась в Коломенском

3 декабря 2018 г. в Атриуме Фондохранилища Московского государственного объединенного музея-заповедника прошла презентация нового научного каталога «Исторический текстиль XVI – начала XX века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника» из серии «Каталоги фондовых коллекций МГОМЗ».
Автор каталога – хранитель фонда «Ткани» Надежда Астафьева – исследовала в нем музейную коллекцию исторического текстиля, наиболее полно представленную в церковных памятниках.

Презентация вызвала большой интерес музейной, научной и педагогической общественности. В ней приняли участие сотрудники, руководители, хранители фондов и реставраторы из музеев Москвы и Подмосковья – Государственного исторического музея, Музеев Московского Кремля, Третьяковской галереи, Музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея Москвы, Государственного музея А. С. Пушкина, из музея-заповедника в Александровской слободе и музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также Научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря и творческой мастерской «Древо». Каталог Н. А. Астафьевой привлек внимание научной и творческой молодежи – презентацию посетили студенты и преподаватели Государственного университета дизайна и технологии им. А. Н. Косыгина.

С приветственным словом к собравшимся обратился директор МГОМЗ С. И. Худяков, отметивший, что выход этого издания – одно из важных событий в жизни музея в год его 95-летия.
В своем выступлении чл.-корр. РАН Ф. Б. Успенский обратился к проблемам атрибуции и исторической ономастики, а именно – феномену русской христианской светской двуименности XVI–XVII вв. Выявление двух имен бывшего владельца или вкладчика памятника – иконы, либо пелены – позволяет уточнить  обстоятельства его создания, а также его функции и атрибуции. Это выступавший показал в числе прочего на примере пелены последней четверти XVI в. «Зачатье Св. Анны», опубликованной в каталоге под № 56. Подбор святых на каймах этого памятника шитья свидетельствует о том, что вкладчиками были люди, почитавшие Харитона Исповедника и Екатерину и знакомые с программой моления о чадородии, которая сложилась при царице Ирине Годуновой. Возможно, это были троюродный брат царицы Ирины и будущего царя Бориса Григорий Васильевич Годунов,  которого в крещении звали Харитон, и его дочь Анна.

Главный хранитель МГОМЗ и автор проекта серии научных каталогов О. А. Полякова рассказала о значении написания каталогов в деятельности музейного хранителя.

Главный научный сотрудник ГИМ, доктор филологических наук Е. М. Юхименко отметила высокий уровень научной работы, ведущейся в музее. Она рассказала о работе над каталогом «Книги гражданской печати 1708–1724 годов в собрании МГОМЗ», которую она вела вместе с автором публикации С. Ю. Князевой в качестве научного редактора. Е. М. Юхименко особо отметила работу издательского отдела музея, избравшего для каталогов серии чрезвычайно удачную форму – современную, яркую, способную привлечь посетителей музея в «музейные глубины».

Автор каталога Надежда Астафьева посвятила свое выступление коллекции исторического текстиля, хранящейся в фондах МГОМЗ.

Художник-реставратор по тканям высшей категории музеев Московского Кремля Л.А. Барбинова отметила, что издание каталога – еще один шаг в изучении памятников художественного текстиля, которые хранятся в отечественных музеях. Л. А. Барбинова оценила каталог с точки зрения реставратора, обратив внимание на систематизацию представленного в нем материала, которая позволяет составить цельное представление о памятнике. Выступавшая указала на обязательность совместной работы хранителя, исследователя и художника-реставратора, которому чрезвычайно важна вся информация о прижизненных поновлениях, чинках, переделках памятников и особенно – предметов церковного искусства, а также на необходимость всестороннего изучения памятника в процессе его реставрации.

Вадим Гордеев, хранитель фонда «Металл», автор каталога «Русское художественное олово» рассказал о музейной коллекции средневекового олова и проблемах, которые у него возникали при работе над каталогом. По его мнению, издание каталога – итог всей работы музейного хранителя, это возможность оставить о себе память не только в музейном сообществе, но и среди коллекционеров и антикваров, для которых каталоги являются большим подспорьем в работе.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus