Традиционная культура питания крестьян-старообрядцев Нагатинской волости Московского уезда в статье О.П. Савостьяновой на страницах журнала «Этнографическое обозрение»

MOS_3654В шестом номере за 2014 год журнала «Этнографическое обозрение» вышла научная статья старшего научного сотрудника Московского государственного объединенного музея-заповедника О.П. Савостьяновой «Традиционная культура питания крестьян-старообрядцев Нагатинской волости Московского уезда (конец XIX в. – 1940-е гг.)».

В статье рассматривается культура питания коренных жителей Нагатинской волости – представителей двух направлений старообрядчества: беглопоповцев Ветковского согласия и неокружников Белокриницкой иерархии. Анализируется период конца XIX – начала XX в. На культуру питания оказывали влияние следующие факторы: конфессиональная принадлежность, хозяйственная деятельность, жизненный уклад населения, а также близость столицы.
Автором использованы материалы, полученные в конце 1990-2000-е гг. в процессе полевой работы от старожилов бывшей Нагатинской волости, а также данные этнографических обследований сел Дьяковского, Коломенского, деревни Садовники 1960-70-х и 1990-х гг. в период сноса деревень и переселения жителей в новостройки Москвы.

MOS_3657Крестьянская усадьба в статье представляется как место хранения и приготовления пищи. Из неё можно узнать о крестьянской посуде и утвари для приготовления и приема пищи, а также утвари для заготовок и хранения.
В статье имеются разделы, рассказывающие о крестьянском хозяйстве как источнике питания, заготовке овощей и фруктов, блюдах постных и скоромных дней, праздничной кухне, поминальной еде, церковных и семейных праздниках.

Вниманию читателей предлагается отрывок из статьи:

Праздничная кухня
Церковные праздники. Рождество почиталось главным из двунадесятых праздников, и к нему заготавливали много мясного: резали свиней, поросят, телят и запекали окорока, из внутренностей свиньи делали «рубец»: кишки отмывали, набивали кашей (гречневой, пшенной) с луком, пережаривали всё в сковороде или в жаровне на шкварках (ПМА 2009 г.).
В течение праздничных дней готовили студень из говяжьих ножек, ели с хреном собственного приготовления. На Рождество готовили «щи мясные, щи со свининой, тушили мясо с морковью и луком, картошку со свининой, запекали в русской печи тушку поросёнка в тесте» (ПМА 2009 г.).:). На стол ставили настойки, моченые яблоки, пироги. Для детей готовили топленое молоко, которое томили в чугуне, наливали детям только по одной чашке. Во время гуляний на Святках хозяева обычно угощали ряженых и «песельников» пирогами.
На Сыропустную неделю (Масленицу) мясная еда исключалась, молочные продукты ещё можно было употреблять, но основной едой становились блины. На масленицу в тройниковых чугунных сковородах (соединенных по три) пекли блины на дрожжевой опаре. Блины ели с русским маслом, медом, со сметаной, вареньем, с яйцом, с изюмом, из маленьких блинов делали стопку, как блинный пирог. «Большие блинцы» складывали вчетверо и смазывали маслом, вареньем или сметаной» (ПМА 2002 г.). На масленичных катаниях некоторые «ставили маленькие железные печки на розвальни, и бабы пекли блины, и им на голову, как украшение, прикрепляли блин» (ПМА 2009 г:). Старожилы рассказывали, что в «тещин четверг» на стол подавали сливочное масло, осетрину с хреном, рыбу красную, икру красную и черную, блины” (ПМА 2011 г.). На столе всегда стоял самовар, был колотый сахар и лежали щипчики. Старики пили кипяченую в чугуне воду, некоторые заваривали травяной чай. В 1920–30-е гг., по воспоминаниям Л.С. Шипкиной: «нам, детям, выдавали по кусочку сахара, были конфеты-“подушечки”, сушки».
К Светлому Воскресению Христову (Пасхе) резали поросенка или гуся, так как на Светлую (“сплошную”) седмицу пища была скоромная всю неделю. Из творога готовили пасху в старинных разъёмных формах и пекли большие куличи в полуведерных «куличницах», а также красили яйца луковой шелухой, цветным лоскутом, нитками. Яйца дарили или обменивали, с ними играли (катали), после чего съедали.
Яркой чертой празднования дня Святой Троицы («Девичьего праздника»), по местной традиции, было угощение домашним молочным мороженым13. На праздничный стол пекли пироги с капустой и яйцом, с рисом и яйцом, готовили грибную икру и запеканки: калашник из вымоченного в молоке белого хлеба с добавлением большого количества взбитых яиц, сахара и пшённик из отваренного на воде пшена с добавлением сахара и молока. К запеканкам на стол подавали сметану или сливки.
В каждом селе существовали свои престольные праздники. Беглопоповцы отмечали день “осеннего” Святого Георгия (9 декабря по новому стилю). Крестьяне предварительно «говели три дня”» (ПМА 2009 г.). На праздник ходили в гости к родителям и к родственникам. На стол в это время подавали привезенную из Москвы осетрину с хреном, а также пироги с капустой, рисом и луком. Белокриницкие неокружники к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы (21 июля и 4 ноября) пекли сладкие пироги из созревающих в садах плодов и ягод: к 21 июля готовили пироги с малиной и вишней, в Коломенском и других селениях в этот день на стол ставили только что созревшие первые огурчики и редиску, к 4 ноября – пироги с яблоками из собранного урожая….»

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus