Выставка “Времена года в нидерландской графике XVI-XVII веков. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина” в Коломенском

button_buy_ticket

В Большом выставочном зале Дворца Алексея Михайловича в Коломенском до  23 февраля 2016 года работает выставка «Времена года в нидерландской графике XVI-XVII веков. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Это  первый опыт сотрудничества Московского государственного объединенного музея-заповедника с ГМИИ им. А.С.Пушкина. Она посвящена теме «времен» или «месяцев года», относящейся к сквозным, существующим в европейском искусстве на протяжении столетий, образно воплощая представления об устройстве мира, о вечности и соотнесенности с ней человеческой жизни, о неумолимом течении времени и о его ежегодно возобновляемом круговороте. В искусстве Нидерландов с начала XV и до XVIII столетия сохранялась непрерывная традиция изображения времен года и месяцев. Зрители получат уникальную возможность впервые увидеть редкие рисунки и гравюры из фондов ГМИИ и познакомиться с тем, как ее интерпретировали нидерландские художники.

Истоки самой темы восходят к искусству античности и средних веков. В древнегреческих и римских скульптурных рельефах, на вазах, геммах, монетах, фризах триумфальных арок, мозаичных полах месяцы и сезоны представали в виде идеальных прекрасных фигур с атрибутами, характеризующими основные занятия или празднества месяцев. Это соответствовало знакам зодиака, что указывало на связь деятельности человека с астрономической основой хронологии. В системе представлений об устройстве мира времена года соотносились с четырьмя сторонами света и четырьмя направлениями ветров, стихиями, временами суток, возрастами человека и темпераментами.

1 2 3 4

В христианском искусстве сезоны и месяцы становятся частью церковного года, их соотносят с персонажами и сюжетами Ветхого завета, с двенадцатью апостолами. На арках порталов средневековых соборов Франции и Италии входящих встречали изображения знаков зодиака и месяцев, олицетворенных фигурами горожан и крестьян с атрибутами сезонных занятий и даже в большинстве представленных в активном действии (как Март, подрезающий лозу, жнец – Август; человек, давящий виноград в бочке – Сентябрь, сеятель – Октябрь и пр.). А с XIV века эти сюжеты переносятся в миниатюры календарей часословов (рукописных молитвенных книг для мирян), содержавших роспись по месяцам праздников святых. Иллюстрирование календаря позволяло художникам разрабатывать светские сюжеты, переносить в них постепенно накапливавшиеся наблюдения за жизнью людей и природы. Традиция эта обладала большой устойчивостью, сюжеты сохраняли популярность на протяжении XVI и XVII веков, перейдя в другие виды искусства – картины, шпалеры, а с XVI столетия – в серии гравюр и рисунков. В них постепенно вырабатывались основы пейзажной и жанровой живописи Голландии XVII столетия.
5 6 7 8

Представленные на выставке три полные серии изображений 12 месяцев года отмечают основные вехи в развитии темы, от жанрово- эмблематического осмысления в гравюрах Криспина де Пассе по рисункам Мартена де Воса в конце XVI столетия, к решению темы в формах камерного реалистического голландского пейзажа в рисунках Алларта ван Эвердингена в середине XVII века, а также к гротескным сценам в меццо-тинто Корнелиса Дюсарта в самом конце голландского «золотого века».
Среди демонстрируемых на выставке листов рисунки выдающихся голландских пейзажистов XVII века Питера де Молейна, Хермана Сафтлевена, оригинальные офорты Яна ван де Велде и меццо-тинто Корнелиса Дюсарта, гравюры, созданные по рисункам великого живописца Питера Брейгеля Старшего, Мартена ван Хемскерка, Пауля Бриля, знаменитого графика-виртуоза эпохи маньеризма Хендрика Голциуса, и исполненные прославленными мастерами резца Филиппом Галле, Криспином де Пассе, Яном и Эгидием Саделерами.

Уже в XVI веке в Европе коллекционировали гравюры, находя в них не только эстетическую, но и познавательную ценность. Мастера прикладных ремесел охотно черпали мотивы из гравюр с популярной тематикой месяцев и сезонов, воспроизводя их в кружеве, на веерах и дельфтской керамике.
Голландские купцы брали гравюры в качестве товара, развозя их на кораблях по всему миру. Немало их привозилось и в Россию во времена царя Алексея Михайловича и еще больше в правление Петра I; здесь они использовались в качестве образцов эмальерами, живописцами, книгоиздателями, служили, как и европейцам, для расширения кругозора. Включенные в экспозицию выставки предметы из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника позволяют приоткрыть тему бытования гравюры в Голландии и России в XVII – XVIII веках.

Возрастная категория 6+

Адрес: ст. метро «Каширская», пр-т Андропова, д. 39. стр. 69

Вход со стороны метро “Каширская”

Карта-схема музея-заповедника

Режим работы выставки: вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник выходной день.
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 10.00 до 17.30, а также на сайте музея-заповедника.
Стоимость билета: для основной категории 150 рублей, для льготной категории 50 рублей, для специальной – бесплатно.
Сайт музея-заповедника mgomz.ru

 

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Система Orphus